Метафора

               
                «Человек — это будущее человека». Фрэнсис Понж

... Если взглянуть на всю ситуацию в философии в целом, в некой обобщающей метафоре, то всё с птичьего полёта выглядит так...
   Логоцентричную эпоху премодерна, где принято было во всех раcсуждениях ссылаться на Бога, где философия играла роль служанки теологии, можно представить в виде огромного океана скованного льдом религиозной традиции.
   Мороз, жестко структурирующий воду в этом случае, символизировал Бога-Творца и догматизированное представление о нём.
   Потом, начиная с Декарта, когда начало восходить солнце сомневающегося Разума,  лёд тронулся, постепенно стал таять и к 19 веку, со скорбной вестью Ф.Ницше о смерти Бога, растаял окончательно, открыв Человеку путь за горизонт неведомого.
   Поначалу всё выглядело оптимистично. 
   Однако бури, цунами и айсберги, в виде социальных катаклизмов, войн и революций 20 века, не дали  удержаться на плаву могучему и прекрасному "Титанику"  человеческого самополагания и он погрузился в тёмную пучину океана с пассажирами на борту.
   Настала пора основательных сомнений в эффективности модерна, в его человекоцентричных меганарративах, обещавших социальный рай, безудержный  прогресс и экспансию человека в космос.
   Всесилие Разума в виде универсального научного метода во всём, не решало главного -- онтологической проблемы Человека.
   Человек оказался неким пятном Роршаха, интерпретируемый только внешними социальными параметрами.
   Что из себя представлял он изнути оставалось загадкой.
   Трещина в модерне наметилась с невинного лингвистического структурализма Фердинанда де Соссюра и окончательно развалила его на мелкие осколки ударами Лиотара, Дарриды,  Бодрийара,  Фуко,  Делёза,  Гваттари.
   Неспокойный океан самоуверенного модерна начал стремительно испаряться под всё тем же аномально жарким солнцем Разума, всё больше и больше рефлексирующего на себя и от этого испытывающего глубокие сомнения в собственном существовании.
   И вот теперь мы живём в ситуации фазового перехода означенного как постмодерн, где все прежние философские, социологические, культурные, антропологические константы поставлены под радикальное сомнение, где всё туманно и тревожно.
   Исчезли не только субъект и объект, но и сам Человек оказался химерой.
   Знание оказалось невозможным по причине отсутствия познающего и познаваемого.
   До этого относительно понятный мир стал произвольным до хаотизма, а от этого необязательным к усвоению ризоматическим мочалом гносиосимуляции.
   Что же дальше?
   Каковы перспективы?
   Как всегда - качели до затухающей амплитуды.
   Думаю, в дальнейшем океан окончательно сконденсируется в непроницаемый покров свинцовых облаков и в разрядах молний  снова прольётся затяжным дождём, как во времена Ноя, а затем и снегом, символом возвращения к идее Бога, но в новых ризах осмысления.
   Зимнее солнце удалится настолько, что океан опять будет скован огромной толщей льда. 
   Настанет зима Бога с лютыми морозами диктата традиции. 
   И процесс продолжится с той же неотвратимой цикличностью, во всё больших витках осознания описанных в Ведах и гегелевском обезбоженном теизме.
               


Рецензии
Интересно. Представление цикличности воображаемой вещи. Но на контрасте с прогрессирующей размытостью этого "мира" философской мысли -- противоположная тенденция социальной реальности (всё больший контроль, обеспеченный развитием технологий), словно Господин никуда и не уходил.

Влад Амо   25.05.2013 12:25     Заявить о нарушении
Это воображаемая цикличность в некой тотальности существует(?!) как законченный гештальт. История людей для мирового Духа не процесс, а готовая отлитая из со-бытий вещь. Точнее овеществлённый, искушенный Материей Дух. Я неисправимый панентеист, меня завораживает Гегель. "Феноменология духа" это роман о безответной любви Материи к Духу. Поматросил да и бросил...))))

Сергей Александрийский   26.05.2013 02:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.