Глава 2. Преподаватели

  Построение отношений между учеником и учителем строятся по законам доминирующей стороны. Взаимодействие может быть продуктивным, если оно направлено от источника знаний (субъект) к испытывающему в них нужду адресату (объект). Обратная связь появляется временно лишь для автоматической корректировки сигнала. Это в теории. А как на самом деле?
  -Мы ведь не бездушные роботы, лишённые эмоций! Нам тоже может что-то нравиться или не нравиться. Думать наперёд, рассчитывать каждый шаг – напряжённая работа, достойная профессионала из спецслужб. В обычной жизни сосредоточенные и сугубо рациональные люди встречаются реже, чем нам кажется.
  Вспомните, как мы оцениваем человека, которого видим в первый раз? Мы сравниваем его с нашими жизненными установками и моральными принципами, соответствует ли он им. Достоин ли он нашего круга общения, какую роль он может играть, и будет ли она полезна. В общем, проверка: свой или чужой.
  Если по каким-то критериям он не проходит, то мы его мысленно относим к соответствующей категории. Она может быть враждебной или нейтральной. Дружественной может быть только своя. Этот выбор, как вы догадываетесь, влияет на то, с какими оттенками будут взаимоотношения между вашими социальными группами. Холодными или тёплыми, лояльными или предвзятыми.
  Вы можете справедливо возразить, что отпечаток одной из социальных групп не всегда объективно оценивает человека. Конечно, соглашусь я с вами, и отвечу поговоркой: встречают по одёжке, а провожают по уму. Сначала мы вешаем на человека ярлык, ставим его мысленно в угол и, порой, не даём ни единого шанса на реабилитацию. Заслужил он этого или нет – уже не важно. Главное, что мы себя после этого начинаем считать знатоками человеческих душ…
  К счастью, не все такие. Живой интерес спасает положение. Преподаватели могут каждый день узнавать что-то новое, общаясь со студентами. Сравнивать их между собой, выделять достойных.
  Не трудно догадаться, что влиять можно только на отношение к тебе. А выработанное опытным путём и с годами укрепившееся мнение преподавателя даже топором не выбьешь, его надо только учитывать. Обычно, свои установки они внушают вам с первого занятия.
  Например:
  Если все студенты должны сами находить информацию - ищите. Если должны задавать вопросы - не давайте ему спуску. Если должны приходить во время – лучше прогулять, чем опоздать.
  Бывают крайности, когда всё идёт под одну гребёнку. Нет разделения на свой – чужой. Все одинаковые: как группы в целом, так и индивидуумы в частности. Это самый негативный вариант. С такими лучше не связываться. Это жёсткие и прямолинейные люди с развитым чувством справедливости. Если альтернативы нет, то с ними надо всегда:
- соглашаться
- делать всё на 100% (не больше, не меньше) и в установленные сроки
- сидеть на первой парте и преданно смотреть.
  Последнее - шутка, но если вам интересен предмет, можете так смело делать.
 
  Теперь главное.
  Какими бы вы не были умными, оценивать вас будет именно преподаватель, основываясь на своих правилах!

  И надо их обязательно знать, чтобы они не стали для вас неожиданностью.
Как зовут преподавателя и какого цвета учебник? Иногда, авторы этих самых книг и будут вам объяснять, что к чему. Даже предлагать купить своё детище! Это отличный шанс войти в доверие, попросив автограф.
  Очень важно не перегнуть палку. Проявляйте уважение к себе и своему объекту. В погоне за дешёвой лояльностью, не опускайтесь до подхалимства и лести, а то добром это не кончится. Лучше держаться на деловом расстоянии, чем рисковать своей репутацией как в студенческой среде, так и в преподавательской.
Предмет, который они преподают, может ими же по-разному и расцениваться: как по степени важности для вашей специальности, так и по уровню сложности по сравнению с другими дисциплинами.
  Если в будущем данный предмет вам пригодится для освоения специальности, то он возвышается над остальными. Спрос будет прямо пропорциональным.
Все преподаватели по-разному освоили предмет, кому-то он дался легко, кому-то не очень, кто-то до сих пор находит для себя всё новое и новое. В связи с этим, оценивают они одни и те же знания исключительно по своему усмотрению. Это особенно заметно, когда они друг друга подменивают.

  Своя вкладка:
  Однажды, мне приходилось слышать об очень быстром и, относительно, безошибочном способе оценки знаний одним из преподавателей. На экзамене всем желающим предлагаются удовлетворительные оценки. Обрадовалась часть студентов и, получив за просто так тройки, спешно ретировалась. Остальным предъявлен ультиматум: сразу хорошо или битва за отлично. Большинство струсило и согласилось на синицу в руках. А отважные смельчаки без боя одержали победу и были сразу вознаграждены высшим баллом.

  На старших курсах, вы будете жадно впитывать всю информацию о том или ином преподавателе, охотно делиться со сверстниками. В следующих главах подробнее остановимся на разных аспектах студенческой жизни и какую роль в них будут играть преподаватели.
  Их чаще всего можно найти там, где они проводят оставшееся рабочее время, не занятое общением со студентами.


Рецензии