Улица моего детства

Однажды искала какую-то инфрормацию в интернете. Вдруг взгляд обожгла строчка в тексте про Краснодар : Улица Конечная 2.  Боже мой, это же мой адрес! Конечная 2 - это мой родной дом, только в Грозном! Этот дом построили мои родители. Здесь родились и выросли мы с сестрой, здесь родились и успели немного подрасти и мои дети.

Мама рассказывала, что когда планировали застройку нашего района, предполагали, что наша улица станет его конечной границей, дальше будет пустырь до самой железной дороги.  Поэтому-то в плане улицу так и назвали - Конечная. А потом что-то там переиграли и дорисовали еще два квартала, но название улицы менять не стали. И жили мы на улице Конечной, расположенной в серединке. А для меня это было началом всех начал, точкой отсчета всего в жизни.

 Память порылась в своих архивах и услужливо предоставила воспоминания, запрятанные так далеко, что они казались уже забытыми. Ясно увидела металлическую табличку с названием улицы, прибитую вверху на наружней стене нашего дома. Наш дом был угловой, с него начиналась вся улица. Она была небольшая, по нашей четной стороне заканчивалась 20-м номером. По ней-то и побежала моя память.

 Перед домом был разбит палисадник, в котором росло дерево грецкого ореха и большой куст сирени, а импровизированной оградой палисадника служили с одной стороны кусты смородины и шиповника, а с другой, ближней к дому - высаженные в линеечку оранжевые лилии и ирисы бледно-голубого и насыщенного фиолетового цвета. На углу нашего дома рос старый тутовник, на верхушке которого я провела немало счастливых часов детства, срывая крупные черные ягоды, которые еще не успели упасть и размазаться  на асфальте.

 Вдоль тротуара были высажены вишневые деревья, которые во время своего цветения совершенно преображали улицу. В тени нашего палисадника мы с подружками провели немало летних дней, играя в куклы под кустом сирени, обмениваясь фантиками от конфет или рассматривая фотографии знаменитых артистов из коллекции моей старшей сестры. А по вечерам разжигали костер и запекали в нем картошку. Длинными хворостинами мы выкатывали ее из золы и, не дожидаясь, пока она остынет, обжигая пальцы и перепачкавшись золой, чистили ее от кожуры и ели. Конечно же, это была самая вкусная картошка в моей жизни!

А еще были разные игры, с которыми мы выросли - догонялки или "ловитки", когда убегая, нужно было запрыгнуть куда-нибудь повыше уровня земли и все - ты недосягаем; а с наступлением темноты были прятки ("кулючки"), и улица хранила множество мест, где можно было укрыться, а потом незаметно выбраться  оттуда и прибежать к нашему дому :"Стук-стук за себя!"

 А еще жаркими летними днями, когда зной застывал в воздухе, и асфальт плавился и проваливался под нашими босыми пятками, мы устраивали себе водные обливания. Для этого выходили на широкую соседнюю улицу - Питомника. А как-то однажды вечером в одном из общих дворов этой улицы организовали концерт для наших родителей. Уж не знаю, кто сподвиг на это нас, малышню, но помню, что мы очень старались блеснуть своими талантами, кто чем может. Кто-то пел, кто-то танцевал, нашлись даже фокусники. Мне выпало исполнить песню, слов которой не знала, а пела только припев :"Тум-балалайка!" , но выводила его так старательно и проникновенно, что сорвала бурю родительских аплодисментов.

А потом, когда мы подросли, на этой же улице втроем с подружками гуляли летними вечерами, обнявшись (я - посередине между двумя Наташами) и громко, во весь голос, не стесняясь, пели :"Я твердила о морях и кораллах, а поесть мечтала суп черепаший." Это был наш девчоночий гимн жизни, юности, мечте... Ниточка памяти потянулась от моей улицы к соседним, которые были с такими же "непрезентабельными" названиями, как и моя - Здоровая, Культурная, Грядущая и небольшой Цветной переулок, упирающийся в керосиновую будку.

Правда, на другом углу квартала была улица со звучным названием - Курская. Длинная, солидная улица, нумерация домов на которой переваливала за 100, и тянулась она от самой реки Сунжи, пересекала трамвайный пути и заканчивалась у железнодорожного переезда. Помню однажды зимним снежным вечером на этой улице состоялось наше сражение в снежки с соседскими мальчишками. Бились долго, мальчишкам надоело, и они разошлись по домам.

 А наш пыл еще не прошел, и мы выложили из снежков прямо на дороге надпись :" А все-таки мы победили!" Помню до сих пор это сладкое чувство победы. По улице Курской, свернув на Краснофлотскую , можно было прийти прямо к школе. А вокруг школы были улицы с названиями как в песне Юрия Антонова про Теннистую улицу : Фруктовая, Садовая, Спокойная. Говорят, что нет слаще звука, чем звук собственного имени. А я бы добавила : и названия улицы своего детства.


Рецензии
Приятные воспоминания детства, родные не только автору, но и многим читателям. Спасибо вам.

Ольга Гаинут   07.08.2018 17:38     Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.