11. Леонид Новожилов. Поговорим о Набокове, Оленьк
Автор приносит читателям извинения, что из-за не хватки времени не сможет оценить рассказы однокурсников. Поэтому данный рассказ идет внеконкурса - как факультатив.
В табеле успеваемости оценки, полученные автором, учитываться не будут, но в читательское голосование текст войдет.
Комментарии к работе приветствуются.
***
Поговорим о Набокове, Оленька...
- Пожалуй, Оленька, я не соглашусь с вами в том, что стиль Набокова такой уж оригинальный. Конечно, до него никто из русских прозаиков так не писал, но подобным стилем давно уже писали и в Европе, и в Америке... Француз Пруст, ирландец Джойс, англичанин Лоуренс, американец Андерсон – вот кому он подражал, и у кого он учился... Не забывайте, милая моя, что он мог читать этих авторов в подлиннике, а кроме того, он ведь четыре года изучал западную литературу в Кембридже... Хотите еще вина?
- Нет, спасибо, я и так уже...
- Отвлечённый психологизм, кружево пунктирных чувствований, история не человека, а его души — все это являлось сутью одного из главных направлений в тогдашней западной литературе... А вы заметили, Оленька, что в произведениях Набокова не хватает мощного стремительного движения, сильных страстей, решительных безоглядных поступков, настоящей любви, живых полнокровных людей, подлинно глубоких мыслей? Все это заменено вялыми тенями и ироническими парадоксами... Садитесь ближе, здесь вам будет удобней...
- Мне кажется, Павел Эдуардович, что, наоборот, именно такой стиль помогает Набокову лучше показать людей. Его аллегории, его необычные описания предметов и пейзажей насыщены психологизмом, наполнены особой диалектикой... Наверно, уже поздно, мне пора...
- Да нет, время еще детское... Надо понимать, Оленька, что когда Набоков в своём повествовании стремится удивить читателя, показать вещь или идею странной, изъять её из привычного контекста реальной жизни, тем самым он этими красотами стиля, разветвлёнными, форсистыми описаниями предметов и природы маскирует существенные пустоты в своём творчестве, а именно – мелкотемье, бездуховность и нелюбовь к людям... Какая прекрасная кожа!..
- По моему, вы не правы! Как можно... как можно автора «Машеньки» и «Других берегов», этих... этих удивительных романов, наполненных искренней любовью к России, обвинять в бездуховности!.. О боже!.. Подождите, вы так сломаете застежку! Дайте, я это сделаю сама...
- К какой России, Оленька? К лубочной России, которую он вообразил в своей голове, глядя с другого, заграничного, берега в туманные образы своего детства? Нет, Оленька, это не любовь к России, это опять же эгоцентричность и литературная игра в красивости, за которой прячется набоковское себялюбие и самолюбование... Так лучше?..
- Да, так хорошо!..
- А так?
- Ах, так еще лучше!..
- Мне тоже так больше нравится... Взять его роман «Подвиг»... Где там подвиг?.. Нет там никакого... подвига!.. Только рассуждения героя о предстоящем... подвиге...
- Как чудно!.. Вы – волшебник!.. Руками вы владеете так же хорошо, как и языком!..
- Руки – самое главное у мужчины!.. Теперь вот так!.. И вот так!.. И вот так!..
- Прелесть!.. Прелесть!.. Я не ожидала, что у вас так получится!
- Ну, что вы, Оленька, чинить дамские сумочки – это мое давнее хобби...
© Copyright: Конкурс Копирайта -К2, 2013
Свидетельство о публикации №213041400722
рецензии
http://www.proza.ru/comments.html?2013/04/14/722
Свидетельство о публикации №213042900017