О, Индия

(март 2004г)

СОДЕРЖАНИЕ

ПРИЕЗД
БОМБЕЙ
ИНДИЯ ЗА ПРЕДЕЛАМИ БОМБЕЯ
     Остров Элефант
     Дорога на Кашид Бич
ДО СВИДАНЬЯ, ИНДИЯ


ПРИЕЗД
======
       Я снова уезжаю из России, далеко-далеко, в Индию. После алжирской поездки я уже более уверенно чувствую себя в этой дальней дороге. Меня уже не пугает семичасовой перелёт, незнакомая обстановка и незнание языка (мой школьный немецкий и в этой поездке не пригодился).

       В Москве ещё зима, минус десять градусов. В прошедшее воскресенье я каталась на лыжах, а в Индии – жара до сорока градусов. Там в разгаре весна – самое засушливое время, хотя для нас всё равно очень влажно. Сезон дождей начнётся в конце мая и будет длиться три месяца, а сейчас ещё начало марта.

       Раннее утро, в Мумбае (или привычнее, в Бомбее) - шесть часов, а в Москве – только половина четвёртого. Я застряла с заполнением транзитной карточки и не заметила, что все пассажиры с моего рейса уже взяли свой багаж и ушли. Я стою в растерянности и не понимаю, где ждать свой багаж. Огромный пустой зал с множеством стоящих конвейеров. Если бы не появился наш торговый представитель, я бы по российской привычке ещё долго терпеливо ждала бы свои вещи.

       Моё первое ощущение Индии – это насыщенный запахами душный воздух, как в банно-прачечном комбинате. Он впитал всё: и ароматы цветущих растений, и запах нечистот, и благовония, и испарения… Я в ужасе подумала, что я со своим обострённым обонянием не выдержу и часа. В последствии я почти не ощущала этих запахов, а когда я вернулась в Москву, то её воздух мне показался идеально чистым. Недаром ещё А.С.Пушкин говорил: «Привычка свыше нам дана, замена счастию она».


БОМБЕЙ
======
Огромный город расположился на западном побережье Индии. Это мы увидели ещё с самолёта. А сейчас мы едем по его главной набережной Marina Drive (Морская набережная). Много тропической зелени, густой поток машин, красивый вид, в котором присутствует множество высоких и красивых зданий. Но меня поражает парапет и прибрежная полоса, видимо это самое любимое место отдыха и медитации индусов. Невозможно найти и метра свободного пространства. Здесь и парочки, и застывшие фигуры людей с отрешёнными лицами, и оживлённые группы гуляющих, и очень много бомжей. Потом, во время моего ежевечернего моциона по набережной или прогулок по городу я поняла, что ни в коем случае нельзя обращать внимание на шустрых цыганят, жалостливыми жестами объясняющих, что они сироты, что хотят есть, иначе мгновенно окажешься в кругу большой толпы с протянутыми к тебе руками, что-то кричащих, хватающих тебя за одежду, сумку, норовящих выхватить свою добычу. Здешние бомжи – это отдельный рассказ, а пока продолжу о городе.

       Город – очень красив: роскошная архитектура, скверы, сады, парки, фонтаны и множество памятников. Памятники на каждом шагу. На площади Флоры, например, сразу три памятника, один из них мы условно окрестили «Рабочий и колхозница», так он похож на мухинское произведение, только в чалме. Всю эту красоту можно увидеть, конечно, на расстоянии, а вблизи – толпы людей, магазинчики, ларьки и опять же бомжи.

       Центр города относительно чист, дома ухожены, много респектабельных гостиниц, причём, на улицах, где расположились серьёзные организации (дипломатические и торговые представительства других стран), мало прохожих, нет ларьков и уличных торговцев. Но большинство улиц напоминают большой муравейник (плотность населения Бомбея очень высока), сплошным потоком движутся автомобили, основная часть которых – это такси, маленькие чёрные машинки с жёлтыми крышами. Если посмотреть на город с высоты многоэтажного дома, то улицы выглядят, как жёлтые ленты из-за крыш такси. Кстати, проехать на нём совсем недорого. Поэтому, заблудившись в этом большом городе, я брала такси и называла свою гостиницу - The Ambassador.

       Гостиницы очень комфортабельные, сервис в них на достаточно высоком уровне. Меня поначалу смущало, что в качестве горничных здесь молодые мальчики. Они несколько раз в день убирали мой номер, а вечером, если меня не было дома, задвигали шторы, зажигали ночник и откидывали уголок одеяла.

       Жара и духота  не отпускали даже ночью. Выходя из прохладного холла гостиницы на вечернюю прогулку, я словно попадала в духовку, а по возвращении будто окуналась в ледяной колодец. Надо заметить, что я очень скоро привыкла к этому и перестала ощущать прилипающую ко мне одежду, хотя дома это меня бы очень раздражало. Между прочим, из-за большого количества зелени всегда можно укрыться от палящего солнца. Да и воды здесь в достатке, причём не только в домах. На улицах на каждом шагу водопроводные краны, фонтанчики и фонтаны, попроще и побогаче. Индусы спокойно из них пили, а мы побаивались, ведь наш иммунитет не натренирован на местных инфекциях. Пресная вода в городе привозная, тем более внушает уважение её количество. Для хранения воды на крышах домов стоят огромные цистерны, в которые по ночам закачивают из машин-водовозок воду.

       А море, на берегу которого расположился город, очень грязное в черте города, да и в его окрестностях. И, хотя есть большой пляж со всеми возможностями времяпрепровождения, местные жители в воду никогда не заходят. Все нечистоты без всякой очистки сливаются в воду. Как положено большому городу, в Бомбее есть канализация, а в городках поменьше или в сельской местности всё течёт вдоль дорог по канавам в море.

       Названия улиц и площадей красивые, даже романтичные. Например, недалеко от нашей гостиницы располагается площадь Church Gate (ворота в храм), отсюда начинается пригородная железная дорога. Видимо индусы любят включать в названия слово “ворота”. Бомбейский порт называется Gate of India (Ворота Индии). Здесь располагается одна из самых красивых и респектабельных гостиниц – Тадж-Махал (не надо путать со знаменитой мечетью в Агре), в которой останавливаются очень богатые и королевские особы, в том числе, и Английская королева.

       Как я уже говорила, в Индии много зелени, ведь это – субтропики. В местном дендрарии великолепно сочетаются самые разные виды представителей индийской флоры. Очень много ярко и разнообразно цветущих деревьев, кустарников, кактусов и цветов. Кстати, для кактусов выделено отдельное помещение из стекла, и снаружи можно видеть диковинные сочетания привитых друг на друга кактусов. Это меня удивило, и я подумала дома попробовать привить кактус на кактус (а вдруг получится). Конечно же, здесь были всевозможные пальмы, даже плоские, как огромный веер, и уж обязательно, банановые и кокосовые, хотя на улицах преобладали кокосовые пальмы. В Индии я, наконец-то, попробовала настоящее кокосовое молоко, которое по вкусу напоминает берёзовый сок, но с каким-то  слегка приторным привкусом. Его предпочтительней пить охлаждённым, из-за чего я простудила горло и говорила басом. Теперь я знаю, что лохматые коричневые кокосы, что продаются у нас, это вызревшие плоды, а молоко бывает только в зелёных и гладких плодах. Когда орех созревает, гладкую оболочку удаляют, и он приобретает тот самый лохматый вид. Но не пальмы поразили моё воображение, а шагающее дерево. Его молодые корни вырастают прямо на ветках и спускаются с высоты, постепенно дотягиваясь до земли, а затем прирастают, образуя новый ствол из переплетённых висячих корней, который  порой достигает ширины более метра. Видела я там и бамбук, похожий на увеличенную копию тростника.   Я не в состоянии вспомнить и описать сейчас все виды растений, но впечатление, скажу Вам, просто потрясающее.

       Есть в Бомбее среди множества скверов и парков ещё один замечательный парк, который называют Висячие сады. Он, правда не висит, но расположен на большом возвышении. К Висячим садам ведёт длинный и крутой подъём с Marina Drive, можно подъехать и на автобусе или трамвае из центра города. Это большой ухоженный парк с лавочками и беседками, но его основная достопримечательность – это животные высотой около двух-трёх метров, сделанные из вьющихся растений на каркасе.

       В парках всегда можно увидеть людей (большей частью, женщин), занимающихся спортивной ходьбой. Их внешний вид имеет свой индийский стиль: сари и кроссовки. Женщины здесь по-прежнему носят сари или пенджабские костюмы (брюки и туника). Современность наложила свой отпечаток на стиль жизни, сохранив одновременно свой неподражаемый индийский колорит. Иногда это выглядит, на наш взгляд, немного странно, например, девушка в сари и в кроссовках мчится на мотоцикле.

       Индусы любят спорт. На каждом шагу можно увидеть стадионы, дорогие респектабельные и всенародные бесплатные. Их любимый спорт – крикет, некое подобие нашей лапты, но менее динамичной. Собственно, играют два человека, а остальные члены команды стоят вокруг вроде подстраховки. Я не знаю правил этой игры, но мне она показалась скучноватой. Видимо, в таком жарком климате невозможно играть в более шустрые игры. В то время, когда я была там, состоялся матч Индии с Пакистаном. Выиграла индийская команда. По этому случаю всю ночь Бомбей полыхал фейерверками и громыхал петардами, отовсюду слышались громкие оживлённые голоса.

       Вечером город заполнен гуляющими людьми, как у нас в большие праздники в центре Москвы. Можно увидеть и свадьбу, которая развернулась прямо на пустыре. В какие-то считанные часы пустырь превращается в большой летний дворец с фонтанами, нарядными перегородками, отделяющими залы, шведскими столами с национальными очень жгучими блюдами и обязательной сценой, где стоят на всеобщее обозрение молодожёны. Зайти сюда может каждый, и наши мужчины не упустили возможности побыть на празднике.

       Я с двумя спутниками вечерами прогуливалась по набережной, живой, яркой и весёлой. На каждом шагу нам предлагали индийские вкусности, цыганята пытались нам продать ароматную гирляндочку для волос или выклянчить денежку. На море шёл ежевечерний показ мультиков на стене, образованной мощным плоским фонтаном, бьющем с баржи недалеко от берега, а мимо спешили домой машины и мотоциклы. Как и в большинстве приморских городов, вдоль набережной посажены пальмы. Нижняя часть ствола каждой из них заботливо покрашена специальной красно-коричневой краской с белой окантовкой. Около них прямо на асфальте безмятежно спали местные бомжи, некоторые подстилали кусочек ткани. Неужели им не жёстко?  Мы доходили до большого пляжа, покупали какую-нибудь сладость и смотрели на море, время от времени отбиваясь от настойчивых пляжных массажистов. Народу на пляже много, но никто не купается. Затем мы возвращались в свои роскошные одноместные номера с кондиционерами, чтобы завтра начать новый день.

        Отработав с восьми утра до двух часов (наш рабочий день в тропиках – шесть часов), мы отдыхали часов до пяти и отправлялись на прогулку или по магазинам. Главная торговая улица Бомбея – Колаба. При первом посещении она навалилась на меня своими магазинами и магазинчиками, ларьками и ларёчками, продавцами и калеками. Я думала, что «человек, который смеётся», канул в лету вместе со страшным средневековьем. Ан нет, в Индии наряду с заметным прогрессом до сих пор живёт этот страшный способ заработка. По узкому проходу среди торговых рядов ползал худой полуголый подросток с вывернутыми ногами. Потом я научилась не обращать на всё это внимание и видеть только то, что нужно. А от продавцов отбиться было куда сложней. Они безошибочно выделяли нас в толпе и кричали заученные русские слова: «Давай посмотрим». Торговаться с ними легко, можно снизить цену раза в три-четыре, лишь бы купили. Иной торговец мог долго идти рядом и уговаривать купить у него павлиньи перья или барабан, ловко демонстрируя его мелодичность.
       Я напряженно держалась за руку подруги, с которой познакомилась ещё в Алжире, боясь заблудиться в этой суматохе. Она в Индии давно и уверенно вела меня по запутанным лабиринтам. Кстати, движение здесь левостороннее (английское наследие).  Я так и не привыкла правильно переходить улицу и всегда полагалась на своих попутчиков. Как-то я переходила оживлённую площадь, куда стекалось несколько улиц, и вокруг меня образовалась пробка. Я растерялась, а пожилой индус с доброй улыбкой взял меня за руку и перевёл на другую сторону, как маленького ребёнка, что-то успокаивающе приговаривая.

       Недалеко от Колабы - местный рынок. Я с интересом разглядывала непривычные фрукты и овощи, сравнивала цены на те из них, что можно купить и у нас. Ананас, например, стоил двадцать рупий, т.е. двенадцать рублей. Причём, он был значительно больше и слаще наших аналогов. Огурцы и помидоры здесь невкусные: пресные и не сочные, зато фрукты – одно удовольствие, дёшево, вкусно и ароматно. Здесь в Индии я впервые попробовала папайю (или плод дынного дерева). Снаружи она похожа на жёлтую дыню немного грушевидной формы, а красная мякоть внутри по вкусу напоминает нечто среднее между арбузом и дыней. Я обязательно брала её на десерт и в обед, и в ужин. Конечно же, я привезла домой и папайю, и маленькие необычные дыни, и сладкий виноград, и ананас, а также фруктовые сладости: вяленое манго и крупные финики в форме шарика с орешком кешью. Оказывается эти орешки – всего лишь маленький хвостик у сочного плода, который не может долго храниться, и из него делают местную водку.  Если говорить о сладостях, то обязательно надо упомянуть серебряные пирожные. Это разнообразная некрупная песочная выпечка, покрытая сверху тонким слоем натурального серебра. В первый раз я подумала, что это фольга и долго и безрезультатно пыталась её снять. Потом я поняла, что в этом есть определённый смысл. В таком жарком, влажном климате серебро оберегало наши желудки.

       Продолжая разговор о торговой стороне жизни города, скажу, что в Бомбее, как и в везде, множество магазинов на любой карман. Среди прочих выделяется Bombay Store. Здесь можно купить подарки и сувениры на любой вкус и кошелёк. И я не обошла его своим вниманием, чтобы дома порадовать родных и знакомых. Детям я привезла озорной подарок в виде деревянного сундучка, из которого при открывании неожиданно выскакивала чёрная змейка с жалом, направленным на твои пальцы. Змея, конечно не настоящая, но всё равно я всякий раз вздрагивала.

       В Индии очень много ювелиров.  Это и понятно: «Не счесть алмазов в каменных пещерах, не счесть жемчужин в море полудённом далёкой Индии чудес». Один ловкий ювелир, знаток шестнадцати языков и психологии приезжих, даже вывеску повесил на русском языке, а в визитках написал: «Ювелир для русских моряков». Товар у него не самый дорогой, но пользовался большим спросом у русской публики. Мы его звали Омар, хотя на вывеске значилось «Харе Рама». Омар щедро угощал нас пивом и соками, с интересом беседовал с нами и всё запоминал. Он помнил всех своих покупателей, сколько им предстоит ещё быть в Индии и, самое главное, он давал временно поносить украшения женщинам бесплатно, а также продавал в долг. Ну какая женщина сможет вернуть полюбившуюся вещицу. Я тоже не устояла и, кроме недорогих сувениров, купила себе премиленький золотой комплект (кулон, перстень и серьги) с розовыми жемчужинами и маленькими брильянтиками под предлогом семейного торжества – «жемчужной свадьбы».

        В то время, когда я была в Индии, в России выбирали Президента. Мы тоже исполнили свой гражданский долг в нашем Торговом представительстве в Бомбее. В Индии же мне пришлось праздновать и свой день рождения. Это даже интересно: новая обстановка, новые друзья, неожиданные подарки и, что тоже не мало важно, никаких забот по сервировке стола. Мы свой ужин заказали в номер, а мужчины позаботились о спиртных напитках. Подарки – это, в основном, местные сувениры и куча цветов. Один подарок отличался от других, он говорит об уровне местного сервиса и его доступности. Это красочный фотоальбом о Санкт-Петербурге, напечатанный в обычном бомбейском фотоателье, а информацию для этого один из наших специалистов, житель Санкт-Петербурга, скачал из Интернета. И это было не сложно: в каждом отеле есть компьютерный зал. Если уж говорить о техническом уровне местных услуг, надо обязательно упомянуть о международной телефонной связи. На любой улице, на каждом шагу можно найти переговорный пункт, иногда это просто будка на улице, где сидит «кассир» и следит за соблюдением очереди. А цена за международные переговоры просто «смешная» – от десяти до пятнадцати рупий за минуту, т.е. примерно шесть- десять рублей. Наши туристы, которые ездят отдыхать в Гоа, знают, что домой можно позвонить прямо с пляжа за гроши. И не нужно думать о мобильнике.

        Индусы – очень дружелюбный народ, охотно поддерживают разговор и фотографируются с иностранцами, любят праздники и празднуют их с размахом. Кстати, я видела в Бомбее праздничное шествие, очень напоминающее нашу первомайскую демонстрацию, только в национальной одежде. Причём, цвета праздничной одежды повторяли сочетание цветов на флаге Индии: оранжевый, белый и зелёный. Зелёный цвет – это собственно цвет Индии, оранжевый – это цвет мусульман, которые исторически составляют существенную часть населения, а белый – это цвет объединения и тех, и других, что-то вроде нейтральной полосы, на которой расположен магический знак в виде круга с национальным орнаментом. Этот знак имеет очень сложное толкование, и чтобы его понять необходимо изучить местные религии и традиции.

ИНДИЯ ЗА ПРЕДЕЛАМИ БОМБЕЯ
=========================

По воскресеньям у нас был законный выходной день. Поскольку в нашем отеле не было бассейна, желающих возили на целый день в другой отель на окраине Бомбея. Один раз и я провела день в блаженном отдыхе у бассейна в тени кокосовых пальм. Я с интересом наблюдала за тем, как отдыхают индийские семьи. Дети, как и положено детям, резвились в воде, а родители, не раздеваясь следили за ними. Но были и исключения: молодая интересная индианочка переоделась в обычный европейский купальник и с упоением прыгнула в воду. Я бултыхалась поблизости, и мы с ней разговорились, если это можно назвать разговором – она не знала русского, а я – ни английского, ни индийского. Но нам было весело, жесты, улыбки сделали своё дело.  Вокруг бассейна стояли столики, за одним из них расположилась молодёжная компания, весёлая, шумная, практически ничем не отличающаяся от любой современной молодёжной компании. Иногда мы выходили прогуляться по бескрайнему пляжу, расположенному за оградой отеля. На пустом белом песке одиноко стояли прилавочки с кокосовыми орехами. Продавцы старательно зазывали редких случайных отдыхающих. После прогулки мы, нагуляв аппетит, здесь же у бассейна пообедали. Ресторан располагался рядом и днём устраивал шведский стол на воздухе. Но если в нашем отеле повара ориентировались на русских посетителей и помечали острые национальные блюда, то здесь я влипла по полной программе. Всё, что я набрала, с первой же ложки зажгло адово пламя у меня во рту. Официанты услужливо ставили нам на столики запотевшие стаканы с водой и, как только  стаканы становились прозрачными, их заменяли на новый запотевший, независимо от того, выпита ли вода. Чтобы хоть что-то съесть, я набрала лёгких и очень вкусных пирожных и мороженое. Я хорошо отдохнула, но моя душа просила странствий.

Остров Элефант
==============

В первый же свой выходной я, ещё толком не оклиматизировавшись, отправилась на местную достопримечательность – остров Элефант. Из бомбейского порта туда в огромном количестве на маленьких судёнышках отправляются отдыхающие. Всего пятьдесят минут морской прогулки, и вот он остров Элефант. Это слово на многих языках означает «слон». И правда, рельеф острова, если смотреть с моря, имеет некоторое подобие слона. От пристани маленький паровозик с вагончиками подвозит желающих к главной лестнице, с которой начинаются все экскурсии. Но на всех мест не хватает, и мы идём пешком. У основания лестницы и вдоль неё расположились кафе и закусочные, сувенирные ларьки и магазинчики. Здесь вам с лёгкостью всучат деревянные сувениры под видом изделий из сандала, очень ценного дерева, или национальные украшения. Я чуть было не попалась на эту удочку, но мой попутчик Павел вовремя меня остановил. Сандал имеет особый запах, его надо просто знать, а цена такого слоника или Ганешика в несколько раз выше цены других деревянных изделий. Ганеш – это сын Шивы и Кашмиры. По легенде, Шива так долго воевал, что, вернувшись домой, не узнал собственного сына и отрубил ему голову. Когда он понял свою ошибку, то взял голову первого попавшегося живого  существа – слона – и приставил к телу Ганеша. Мы поднимались по длинной лестнице, одурманенные жарой и запахами индийских благовоний, а мимо молодые индусы бегом проносили на деревянных носилках тех, кто не мог подняться или спуститься сам. Я с жалостью посмотрела на сухонькую старушку, видимо, англичанку, которая болталась из стороны в сторону на жёстком сиденье, а молодые носильщики вразнобой прыгали по большим ступенькам, ничуть не волнуясь о своей драгоценной ноше.

Наверху – вход в большие ритуальные пещеры, вырубленные в горе индийскими монахами. Здесь начинается платная экскурсия за пять долларов. Но мы пошли по дороге, вьющейся по всему острову и ведущей вверх к другим пещерам и горному озеру. Хотелось как можно больше пройти и посмотреть. Мы поднимались выше и выше. Вокруг открывался великолепный вид: весна в субтропиках. Какие-то деревья, которые сбрасывали листву на время индийской зимы, ещё только начинали распускаться, цвела местная акация, а вечно зелёные деревья дарили спасительную тень. Дорога местами была выложена большими камнями, образуя крутые ступени. Мелкие камешки осыпались под ногами, встревоженные ящерки и вараны разбегались в стороны по склонам. Здесь встречаются и змеи, но они стараются быть вдалеке от проторенных дорог. На заросших склонах острова обитают дикие коровы и буйволы, но до них ещё надо добраться. Каждый шаг давался всё трудней, но я молчала. Мне неудобно было признаться в этом, ведь я сама напросилась, да и будет ли ещё когда-нибудь такая возможность. А между тем жара становилась всё нестерпимей, сердце начало барахтаться, грозя вот-вот остановиться, в глазах поплыли круги. В мозгу мелькнула мысль: «Стоило так далеко уезжать из дома, чтобы здесь так бездарно погибнуть». Я представила, как трудно придётся Павлу спускать меня вниз, если я сейчас потеряю сознание, и я решительно отказалась идти дальше. Мы немного спустились, выбрали дерево с густой кроной и присели на пеньки. Я запаслива, и у меня была с собой аптечка.

Немного отдышавшись, пососав валидол и проглотив с кока-колой таблетку цитрамона, я ожила. Пришлось отказаться от высокогорного озера и скального монастыря. Мы повернули в другую сторону, прошли по высохшему озеру и пришли ещё в одни ритуальные пещеры. Во всех этих пещерах в центральном «зале» обязательно был индийский идол – столб с метр высотой, напоминающий по форме фаллос. Бездетные женщины приходят сюда попросить счастье материнства.

Побродив по пещерам, я окончательно пришла в себя и уже ни о чём не жалела. В редком лесочке мы устроились на перекус, проверив, что поблизости нет обезьян. Их на острове очень много, и они чувствуют себя здесь хозяевами. Если мартышки увидят у вас в руках что-нибудь съедобное или просто заметят, как вы открываете сумку, то не успеешь и глазом моргнуть, как всё окажется в их проворных руках. Разбирая по-хозяйски сумку, они выбрасывают вниз с дерева то, что им не интересно: фотоаппарат, видеокамеру, очки…. Но вместо обезьян к нам подбежали дети, а затем и их мама и стали настойчиво просить угощения и косметику (у туристов, живущих в гостиницах, бывают маленькие упаковочки мыла, шампуня или крема). Здесь на Элефанте много таких семей, нигде не работающих и живущих только подачками туристов. Угостив детей фруктами, мы съели свои бутерброды, которые запасливо прихватили во время завтрака со шведского стола, и пошли дальше.

Сделав значительный круг по острову, снимая всё заинтересовавшее нас на фотоаппарат и видеокамеру, мы постепенно вернулись к началу нашего маршрута. Ноги гудели, но я была благодарна подруге, посоветовавшей мне надеть кроссовки. Когда я пишу свои воспоминания, прошёл уже почти год, и я не могу припомнить всех деталей этой удивительной прогулки, а жаль. Помню только, что мне очень хотелось мороженого, но его не было даже у лестницы. Мы выпили в кафе холодной кока-колы и поспешили на кораблик, чтобы успеть к ужину в отель.

Дорога на Кашид Бич
===================

В последний выходной я с двумя попутчиками, Павлом и Сашей, отправилась на чистый пляж на океан. Это, конечно, не открытый океан, а Аравийское море, которое относится к Индийскому океану. Павел уже бывал там и хорошо знал дорогу, а Саша был впервые, но он свободно владел английским языком, так что проблем в пути у нас не было.

Мы вышли из отеля рано, ещё до начала завтрака, взяли такси и отправились в порт. Дорога предстояла не близкая, около четырёх часов в один конец, и то при благоприятных обстоятельствах. Мы взяли билеты до Алибака сразу и на катер, и на автобус одной компании. Алибак – это небольшой районный центр на берегу моря, до которого мы добирались в общей сложности два часа. Оттуда мы пересели на моторикшу, или (как наши их в шутку окрестили) «махарайку» и ещё час неслись на большой скорости по сельским дорогам до Кашид Бич. Не было никаких проблем договориться  с водителями, которые расположились у автобусной станции и ждали нас, как старых знакомых. Моторикша – это трёхколёсный мотоцикл с широкой лавкой сзади и крышей. На ходу ветер хорошо продувает, и сорокаградусная жара совсем не чувствуется. Водитель согласился не только отвезти нас, но и смиренно ждать несколько часов, чтобы забрать нас в обратный путь. Всё это удовольствие стоило четыреста рупий ( двести сорок рублей). Согласитесь, это задаром.

Возможно, кто-то скажет, что такая дорога ради простого купания утомительна. Но я всё воспринимала, как увлекательную экскурсию, где я могла увидеть жизнь простой Индии вдалеке от больших городов и бесцеремонных туристов. Я смотрела по сторонам и впитывала, впитывала, впитывала. Не удивляйтесь, но первое, на что я обратила внимание, это заборы местных «шести соток». Они сплетены из вертикально стоящих пальмовых листьев по тем же правилам, что и наши лапти. Встречались и более солидные виллы, обнесённые бетонным забором. Дорога петляла по лесу, похожему на наш сосновый бор, временами мимо проносились деревушки. Наш лихой водитель то и дело гудел в клаксон. У этой современной рикши вместо автомобильного гудка было два клаксона в виде резиновых груш – большой и маленький. В большой он гудел перед поворотом, предупреждая встречных водителей, которые нас не могли видеть, а в маленький – при обычных дорожных ситуациях.

Местами мы проезжали оживлённые базарчики с тропическими овощами и фруктами, рыбой, всякой снедью и сувенирами. Торговали, в основном, мужчины, а женщины подносили товар. Идёт такая красавица с корзиной рыбы на голове, а сзади идёт мужчина и следит, чтобы всё было в порядке. Если упадёт рыбина или другой какой продукт, он поднимет и положит женщине в корзину. Иногда мы встречали повозки с товаром, запряжённые лохматыми быками, эдаким гибридом коровы и буйвола.

        На полпути мы заметили памятник Афанасию Никитину, а на обратном пути по нашей просьбе водитель остановился, чтобы мы хорошо рассмотрели его. Это место называется Ревданда, штат Махараштра. Здесь в пятнадцатом веке к берегам Индии пристали корабли Афанасия Никитина. В маленьком скверике с клумбами и газонами стоит большой мраморный обелиск на постаменте. На его гранях бронзовые таблички на разных языках: русском, английском  и индийском. Рядом с обелиском мраморная доска с изображением карты и выдержкой из дневника великого путешественника «Хождение за три моря». Он пересёк Индию с запада на восток, а полное время его экспедиции составляет шесть лет – с 1466 по 1472 год.

        Вот он Кашид Бич – огромный пляж без конца и края с белым мелким песком. В прибрежном сосновом бору стоит несколько палаточек с напитками, лакомствами и неизменными кокосами, рядом столики под зонтами. В тени сосен и остался дожидаться наш водитель, а мы пошли по пляжу. Людей здесь совсем немного – несколько семей и группа молодёжи, которая резвилась по колено в воде прямо в одежде. Мы прошли метров триста вдоль пляжа и остановились в тени хвойного дерева рядом с большой виллой, огороженной каменным забором, над которым возвышались кокосовые пальмы.
 
Выбор на этот день выпал не случайно. Дело в том, что в Индии очень чувствуются приливы и отливы. В порту уровень воды меняется примерно на пять метров в течении суток, а на мелком берегу море уходит почти на километр. Во время прилива вода приносит много мусора, поэтому мы и выбрали день, когда к моменту нашего прибытия прилив только начинался. Надо ли объяснять, что в течение четырёх часов мы почти не вылезали из воды. Между тем, ветер потихоньку нарастал, и волна становилась всё сильнее и игривее. На огромном просторе под широким небом я чувствовала такую силу жизни и свободу, буйную радость и желание петь. Впрочем, моё пение никто не слышал за шумом волн.

В три часа дня мы отправились в обратный путь, не обращая внимание на усиливающийся ветер. Ожидая свой теплоходик, мы заметили что судов в море изрядно поуменьшилось и стали волноваться, придёт ли он за нами. Уровень воды заметно поднялся, бешеная волна яростно раскачивала дебаркадер, к которому пришвартовываются корабли. И пристань, и дебаркадер, и теплоходы обиты по бортам большими резиновыми баллонами. Чтобы попасть на свой корабль, надо перепыгнуть через баллоны на дебаркадер, а потом и на свою палубу. Наконец-то, прибыл наш ветхий катерок с деревянным навесом, обшарпанный и скрипучий. Множество людей столпилось на пристани. Страх промахнуться мимо палубы во время прыжка был напрасным. Матросы так уверенно подхватывали пассажиров, что даже женщины с грудными детьми успешно попали на корабль. Но очутившись в море, я пожалела, что не осталась на берегу. Корабль болтался на волнах, как песчинка, скрипел и грозил развалиться. Волны накрывали палубу, и я была вся мокрая, хотя сидела в центре палубы. То слева, то справа вставала стена воды, закрывая горизонт. Ряды кресел ездили по полу, иногда переворачиваясь. Надо было удержаться и не потерять свои вещи. По бортам расположились несчастные, которые плохо переносили качку. Матрос без остановки откачивал ножным насосом воду из трюма. И опять, как на Элефанте, меня посетила мысль о гибели, но я не показывала виду, а  весело смеялась под морским душем. Плыли мы долго, будто расстояние увеличилось в два раза, и когда вошли в относительно тихую бухту бомбейского порта, было ощущение, что мы вернулись с того света. И всё-таки, мы были довольны своей поездкой.

К ужину мы опоздали, но нас покормили.

ДО СВИДАНЬЯ, ИНДИЯ
==================

Время, проведённое в Индии, подходило к концу. Я успешно выполнила свою работу, а дома меня ждало множество дел и, в том числе, срочная командировка в Севастополь. Чувство было двоякое. С одной стороны, я тяжело переносила жаркий влажный климат, с другой – такая экзотика за казённый счёт, да ещё с приличным заработком.
 
Устроив накануне отъезда небольшую «отвальную», накупив сувениров и подарков, мы (два москвича и двое питерцев) отправились домой. Женщинам администрация отеля подарила по розочке. Остающиеся русские специалисты, которых было уже совсем немного, вышли нас проводить. Жена ответственного представителя заботливо что-то напоминала нам. Мы расцеловались и тронулись в путь по ночному Мумбаю в аэропорт. Утром мы были в Москве.


Рецензии
Спасибо,Валентина,за ваш рассказ.
Интересное путешествие.

Дамира Кулумбетова   11.06.2018 15:49     Заявить о нарушении
И Вам спасибо, Дамира, за добрый отклик.
Путешествие действительно было интересным.
Всего Вам доброго, Валентина

Валентина Сидельникова   13.06.2018 11:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.