Трактат о красоте...

  (философский отрывок, изложенный в форме беседы с воображаемым оппонентом)               


Вы желаете избрать темой нашей сегодняшней беседы обсуждение таких понятий, как «красивое, некрасивое». Что же, я попробую, по мере моих скромных умственных способностей, изложить свои взгляды на сей предмет, а также коснуться некоторых  специфических  понятий, например, гармоничной и дисгармоничной красоты. Вы вдумайтесь, как часто произносятся  выражения: красивый мужчина, красивая женщина, отвратительное уродство и тому подобное. По лицу вашему, по выражению ваших глаз, по манерам, могу предположить, что вы имеете значительный успех у противоположного пола, что вы являетесь ценителем женской красоты. Осмелюсь спросить вас – а что это такое? Согласитесь, мы довольно часто наблюдаем картину примерно такого содержания - идет молодая пара, она воплощение женственности, или если угодно, красоты, он подобие мифологического сатира. Вы возразите мне, заявив – это, не более как закон природного уравнивания, я же попробую отобразить факт зеркально, объявив монстром именно ее, его же приравнять к «Аполлону». Вы поднимете возмущенный протест, заявив об неких общепринятых понятиях, стандартах и прочее, прочее, прочее. Но всегда ли разум наш подчиняется стандартизации?  Дорогой мой, я десять лет был связан с миром лошадей и хочу заявить вам, что в грациозности лошади и в грациозности женщины есть много общего, да не обидятся на меня последние. Более того, существует стать стандартная, обусловленная определенными пропорциями тела или лица, в частности, а существует красота или стать, это уж как хотите, нестандартная, заключающаяся именно в диспропорции, причем стандартная красота менее притягательна, чем нестандартная, ибо первая является упорядоченной, следовательно, обыденной, а людей обычно тянет именно  на нестандартное. Тому есть множество примеров - европейцы, положим, находят, что крысы отвратительны, китайцы полагают их символом мудрости, считают их облик, движения, исключительно законченными и грациозными, это есть именно разная точка зрения на красоту. Вообще, понятия  некрасивый, не существует вовсе, ибо в данном нам мире все законченно, утонченно или, если вам угодно, красиво. Но суть данной утонченности и красоты дано понять очень, очень немногим. О, я предвижу ваш вопрос - а как же быть с явным уродством, ведь, вне сомнения, вам случалось, взглянув на какого либо ужасающего монстра в человеческом облике, содрогаться и думать - боже, какое безобразие…- Но и это объяснимо и достаточно просто объяснимо. Я полагаю, что это тоже красота, но красота дисгармоничная, а потому остро необходимая, как некий соус, который придает пресной невкусной пище особенную прелесть и остроту. И именно, благодаря этому
«соусу», мы начинаем обостренно понимать красоту гармоничную. Я предполагаю и ваш следующий вопрос – кому нужны эти бессмысленные, на первый взгляд, рассуждения? Отвечаю – все эти рассуждения не более как обычная констатация факта нашего земного существования в конгломерате событийности, вещественности и невещественности. Вам может ошибочно показаться, что раз я заговорил о красоте гармоничной, я готов признать ее стандартные параметры. Это будет самым большим вашим заблуждением, ибо параметры сии условны и личностно специфичны. Я подчеркиваю, личностно специфичны!  Это означает, что каждый из нас обладает своим взглядом на красоту, что вообще исключает всякую стандартизацию данного понятия. А посему, отметает понятие «некрасивое» как абсурдность.      


Рецензии