Ангел Леонардо
На этой картине выделим только фигуру переднего ангела слева. Если всмотримся в неё, а потом посмотрим на другие фигуры, то заметим, что в сравнении с ангелом, другие фигуры смотрятся скованными в движениях, угловатыми. Только ангел может легко повернуться, дышать свободно.
Картина написана в самом начале семидесятых годов кватроченто. XIV, XV, XVI вв. часто обозначаются в истории итальянского искусства итальянскими терминами «треченто» (т.е. 300-е годы), «кватроченто» (400-е) и «чинквеченто» (500-е годы). Конец кватроченто знаменует переход от Раннего Возрождения к Высокому Возрождению.
Картина Верроккио «Крещение Христа» написана в начале семидесятых годов кватроченто. В целом она типична для этой эпохи. Но ангел трогает точно голос какого-то иного мира. Он написан не Верроккио, а его юным учеником Леонардо да Винчи.
Визари, итальянский художник XVI века и замечательный биограф итальянских живописцев, скульпторов и зодчих эпохи Возрождения, пишет, что «ангел Леонардо вышел много лучше, нежели фигуры Верроккио. Это явилось причиной того, что никогда больше Андреа не хотел прикасаться к живописи, считая обидным, что у мальчика больше мастерства, нежели у него самого». На самом деле Верроккио до конца жизни писал картины, и в этом отношении свидетельство Вазари не точно.
Верроккио не могло не поразить творение ученика, при этом не только как свидетельство большей одарённости Леонардо. Фигура, написанная Леонардо, знаменовала как бы переход в новое, неведомое его учителю качество, ангел – детище иного, нового мира, который проявился через несколько десятилетий.
Ангел Леонардо естественный в своём совершенном изяществе, пленительный в своей одухотворённости, такой грациозный, со взглядом лучистым и глубоким, - уже творение не Раннего, а Высокого Возрождения, золотого века итальянского искусства. Его фигура естественно обволакивается светотенью. Сравните детали, хотя бы плавность, музыкальную гармоничность его драпировки с чисто рисуночным колючим узором пальмового дерева над ним.
Живопись Византии, от влияния которой итальянские художники начали освобождаться только к концу XIII века , создала шедевры, вызывающие восхищение, но она не изображала реального мира.
Искусство художников средневековья не рождает у зрителя ощущения объёма, глубины, не создаёт впечатления пространства, оно к этому и не стремится.
Давая лишь намёк на действительность, византийские мастера стремились, прежде всего, передать те идеи, верования и понятия, которые составляли духовное содержание их эпохи. Они создавали образы-символы величественные и предельно одухотворённые, причём в их живописи и мозаике человеческие фигуры оставались как бы бестелесными, условными, равно как и пейзаж и вся композиция.
Для того чтобы и над готикой, и над византийской художественной системой окончательно восторжествовало новое реалистическое искусство, нужен был переворот в мироощущении людей/
Свидетельство о публикации №213042900365