Повесть о дружбе Гл. 50, 51, 52, 53

Гл. 50
  Вышли на центральную аллею, и Андрей предложил:
  На стадион? Курить хочется.
  На стадионе они сели на скамейку, возле врытой в землю бочечки с водой. Володя отпустил Серого. Андрей  закурил, предложил Володьке.
  - Не курю и не собираюсь, - ответил тот.
  - Я привык… Интересно, куда после школы Ольга думает?
  Володя молчал, и Андрей продолжал:
  - Мне ещё два года учиться.
  Он помолчал, потом опять спросил:
  - А Ольга, куда будет поступать?
  - Ты её спроси, Что ж ты меня спрашиваешь.
  - Вы ж вроде друзья. Думал: был у вас разговор на эту тему. Был?
  - Был.
  - Ну?
  - В пед собирается.
  - Это хорошо! Там всего четыре года учатся. Интересная она, Ольга. Хорошо, что в пед. Здесь останется! А ты?
  - Что я?
  - После школы куда?
  - Ещё не решил. Но здесь не останусь. Тебя ведь это интересует?
  Андрей внимательно посмотрел на Володьку:
  - Пожалуй, мне действительно лучше, чтоб ты уехал. Хотя я до сих пор об этом не думал. Не обижайся. Я уважаю тебя, но всё-таки ты ещё (повторяю, не обижайся)… мальчишка ты ещё! И дружба у вас с Ольгой детская.
  - Словом, я тебе… Как это называется?
  Андрей засмеялся:
  - Вот именно! Ты даже слова такого не знаешь ещё! Не соперник. Нет! Дружите себе на здоровье. А я уж постараюсь, чтоб она в меня влюбилась.
  - Старайся. Влюбится или нет, а ты от этого старания всё равно выиграешь. Я вот тоже стараюсь… дружбу с ней не потерять. Все утверждают, что выиграю. Так что старайся!
  Володя позвал Серого, и они ушли, оставив Андрея докуривать и размышлять.
   Открыв дверь, впуская  Серого, Оля спросила:
  - А куда Андрей делся?
  - Остался на стадионе, на просторе. Обдумывает твоё будущее. И свою судьбу. Пытается объединить эти два вопроса, - ответил Володя, исчезая в темноте коридора.
  Оля замерла на миг: до сих пор она совершенно не придавала значения посещениям Андрея. Приходит он всегда  по делу, роется в книгах, что-то записывает, консультируется с отцом. Иногда вечерами бывает на «посту», обычно недолго. И всё, Да и он же взрослый человек! А как же князь Андрей и Наташа? Какие глупости! Вовка выдумывает всё! Ерунда. И к ней снова вернулось обычное покойное настроение. Скоро экзамены: последние в школьной жизни! Надо заниматься, - решила Оля. А потом… Скоро и она, и все друзья её перейдут во взрослую жизнь с выбором профессии, с работой…  с замужеством… Скоро? Нет, ещё несколько лет учёбы. Ещё надо пройти это полувзрослое состояние – студенческую жизнь. А если после школы сразу пойти работать? Тогда взрослость придёт раньше. Интересно! Но ведь после 10 класса сразу не станешь учительницей в школе. Нет, сначала в институт. А может?..
  Да, 10 класс – это уже думы  о будущем.

 Гл. 51
   Вопросы будущей взрослой жизни волновали не только Олю. Ирина Степановна предложила провести в 10-х классах собрание о выборе профессии.
  Мгновенно воодушевившись, Аня развила бурную деятельность по подготовке собрания
  - Виктор, обратилась она к комсоргу – давай родителей всяких профессий пригласим! У Алёшки мать на городской доске почёта. Лучшая сборщица на заводе!
  - А что, это идейно задумано, - как всегда пародируя Анин энтузиазм, отозвался Виктор. – Давай всех, кто на доске почёта, соберём, пусть расскажут о своих профессиях!
  - Господи! Очень интересно будет их слушать! – возмутилась Перовская. – Как увлекательно собирать на конвейере приёмники и всякие  вольтметры! Тоже мне профессия! Труд роботов! Всю жизнь посвятить завинчиванию гайки! Одной и той же гайки! Разве это профессия? Ведь конвейер! Профессия – это когда творческий труд. Давайте пригласим хирурга из больницы. Скрипача Аршанского, балерину Строеву…
  - Ой, держите меня! Инка в балерины собралась! Стары мы , моя родненькая, балетом заниматься!  О балете и скрипке надо раньше думать. Лет с семи. А она в семнадцать захотела балериной стать! – высмеяла Петровскую Аня.
  - Ну хорошо. Свободные профессии требуют таланта, и ты - верно, Аня, заметила – пораньше начинать надо. А вот врачами, швеями, продавцами мы ещё можем стать…
  - Поварами!
  - Геологами!
  - Библиотекарем! – закричала Пичугина.
  - Ой! Ребята! А может, все уже выбрали себе профессию? Ой! Ура! Не надо нам никакого собрания по профориентации! Мы сами уже всё знаем! Нечего нас ориентировать! – вопила  Аня. - По  местам, асы! Открываю отчётно-профессионально-выборное собрание! Пусть каждый скажет, кем будет – и всё тут!
  Захлопали крышки парт, все расселись по своим местам. Виктор направился к двери.
  - Ты, комсорг, куда это? – возмутилась Аня.
  - За Ириной. Ей тоже интересно.
  - А. Пусть приходит. А мы пока всё организуем. Чур, я веду собрание?!
  Этой чести у Ани никто не оспаривал.
  - Тихо! Начали! Инка, тебе первое слово! Кем будешь?
 -  Ребята, ребята! Давайте секретаря! Надо записывать. А лет через 5-10 соберёмся и посмотрим, сбудется или нет.
  - Давайте! Пусть Ирина Степановна протокол ведёт и хранит.
  - Что я должна хранить? – появилась  Ирина Степановна и за ней Виктор.
  - Протокол, протокол, Ирина Степановна!
  - Согласна! – и Ирина Степановна села за парту, которую отодвинули от ряда и поставили боком к остальным партам. Кто-то положил перед классной руководительницей ручку. Собрание началось.
  За партой поднялась Инна Петровская:
  - Я очень люблю театр, оперетту, балет. Но вот Аня считает, и совершенно справедливо, что балет, музыка – это надо раньше начинать. Сейчас поздно. Я согласна. И всё-таки… Можете смеяться, но я буду в театре!
  - Контролёром? – поинтересовался Алёша.
  - Режиссёром! Буду, увидите! – вызывающе закричала Инна.
  - Будь, будь, Инночка! Режиссёром так режиссёром!
  Запишите, Ирина Степановна, - вмешался опять Алёшка. – Будь режиссёром, Инночка… Меня без билета на первую свою постановку проведёшь.
  Инна, чуть надувшись, села за парту.
  - Следующий кто? – оглядела класс Аня.
  - Можно мне? – поднялся Виктор.
  - Давай, Витенька, валяй. Ты у нас ректором какого-нибудь института будешь, бросил Алёша.
  - Буду я, Алёша, не ректором, буду я инженером-конструктором. Буду самолёты строить. Новые, реактивные, сверхскоростные.
  - А я твои самолёты испытывать буду! Учить самолёты летать! – вскочил Володька. – Давай, Виктор,  сверхскоростные!
  - Ой! Мальчики. Возьмите меня стюардессой на ваш сверхскоростной! – встала Элька. – Мне так форма нравится!
  - Не перебивай, Элька! У нас серьёзный разговор, а ты всё с шуточками, - постучала по столу карандашом Аня.
  - Почему шуточки? Я серьёзно. А что плохо – стюардесса?
  - Никто не говорит, что плохо, - обернулся к сестре Володька. – Но я тебя в свою машину не возьму. Ты мне на земле надоела. Я, может, в небо рвусь, чтоб ты не могла следить за мной!
  - Правда, Эля, давай серьёзно. Тебе слово, говори, кем хочешь быть? – взяла ход собрания в свои руки Аня.
  - Не знаю. Мне всё нравится, - как-то потухнув, ответила Элька  и  поудобнее уселась.
  - Алёша, ты, наверное, тоже не будешь говорить? – спросила Аня.
  - Почему же? – удивился Алёша.
  - У вас с Элькой вечно ветер в голове! – заявила Аня.
  - Значит, по-твоему, мы с Лёшкой легкомысленные? – обиделась Элька
  - Нет, Эля, Аня о нас так не думает. Она знает, что у нас ветер содержательный. Просто она боится юмористических сквозняков. Давай, Аня, мне слово.
  - Пожалуйста!
  - Во-первых, буду я машинистом. Поезда водить буду. Мне очень нравится наша грешная зелёная планета. С самолёта, да ещё сверхскоростного ничего не увидишь. А в тепловозе! Леса, поля, города – смотри только!
  - Да, через 5-6 рейсов глаза закроешь, а всё будешь видеть эти леса, поля и города, - скептически заметил Николай.
  - Ерунда! Уверен!  Мне не наскучит!
  - Ты сказал «во-первых». Значит, есть ещё «во-вторых»? – спросила Аня.
  - А во-вторых… Во-вторых, ты меня на моей конечной каждый раз встречать будешь! – закончил Алёшка со смехом.
  - Это надо понимать, как предложение, Алёшенька? – вполне серьёзно спросила Аня  и залилась краской.
  Класс на мгновение замер, а потом раздался взрыв смеха.
  Аня спрятала лицо в ладони. Алёшка стоял, улыбаясь, смотрел на хохочущих товарищей, а когда смех стал утихать, он повернулся к Ирине Степановне и сказал:
  - Запишите, Ирина Степановна, всё-таки, что мы с Аней поженимся.
  Класс снова захохотал.
  - Вот даёт! – кричал Николай.
  Алёшка же опять выждал, пока немного улёгся шум, и продолжал:
  - Это я относительно ветра и легкомыслия…
  - Но, Алёшенька, - Аня оправилась от смущения, - я не пойду замуж за машиниста. Мне инженера подавай, а лучше профессора.
  - Профессора старенькие, Анечка, а ты танцевать любишь. Вот мы с тобой и будем в клуб железнодорожников на танцы ходить.
  - Аня, Аня, теперь ты скажи! – закричала Ляля.
  - Ну, Аня у нас прирождённый педагог! – сказала Надя.
  - Литераторша!
   - Русачка! – кричали ребята.
   Вновь раскрасневшаяся Аня встала, тряхнула головой, отбрасывая прямые короткие волосы назад и перестав улыбаться, заговорила:
  - Да, я пойду на литфак.
  - Аня за Ольгой в огонь и в воду! – подал голос Виктор.
  А что тут плохого? Если даже и так! Но я сама чувствую призвание… Нет, серьёзно, ребята! Это так прекрасно «глаголом  жечь сердца людей»! – Аня приняла вдохновенную позу, но вдруг испуганно бросила взгляд на Ирину Степановну и закончила:
  - Это так же прекрасно, как  строгие и точные формулы математики!
  Опять взрыв смеха. Смеётся с классом и Ирина Степановна.
  - Ирина  Степановна,  - чуть капризным  тоном обиженной девочки сказала Аня, - вы же ж записывайте, вы же ж всё-таки секретарь, протокол ведёте, вам надо серьёзной быть.
  - Буду серьёзной, Анечка, буду, - прогоняя смешинку, согласилась Ирина Степановна. -  Та что ж записывать? Литфак или физмат?
  - Литфак, конечно. Вы ж понимаете, что я в математике ни бум-бум.
  - Почему ж ни бум-бум? У тебя ведь пятёрки, - возразила математичка.
  - Пятёрки! Но чего мне это стоит! – и Аня вздохнула, предложив: - Надежда, тебе слово.
  - В медицинский. Детским врачом буду. Прошу учесть, будущие мамы и папы, - поклонилась она классу.
  Её заявление было встречено одобрительно.
  - Ляля, а ты?
  - Ой, я так мечтала быть почтальоном!  - вскочила  Лялька. – Но, увы, переучилась!
  Придётся идти в институт связи. Всё-таки что-то близкое к мечте детства.
  - Николаша, тебе слово.
  - Раз уж тут все собираются осуществлять радужные мечты детства, так я с детства мечтал быть или пастухом телят или микробиологом. Тоже родственные профессии!
  Снова взрыв смеха.
  - Слово Галке, - продолжала Аня. – Ну-ка, Пичугина!
  - Библиотекарем! Без института. В крайнем случае – заочно.
  - Неля Белова.
  - Ой, ребята, я растерялась! – изобразила Нелька наивную девочку.
  Все захлопали  и закричали:
  - Она уже актриса! В театральный!
  - Господи, дети… Ну до чего ж вы ещё дети, - оборвала аплодисменты Нелька, вызвав новый взрыв восторга.
  Класс хохотал. А она стояла, высокая, тоненькая, чуть ссутулившись и поглядывая на класс сверху вниз, поддерживая несуществующие очки, и никто не усомнился, что это говорит именно Фёдор Фёдорович - историк.
  Тряслась от смеха за тесной партой и Ирина Степановна, как и все, узнавшая по реплике и позе Фёдора Фёдоровича.
  Нелька, опустив руку, выпрямилась и уже серьёзно сказала:
  - Нет, не театральный. Педагогический. С вами, дурачками, разве можно без игры? Правда, ведь, Ирина Степановна?
  - А факультет? – решила уточнить Аня.
  - Факультет? Где будет поменьше конкурс. Медали у меня не предвидится. Больше четвёрки мне не получить. И для меня главное не предмет, а ребятишки. Не попаду в институт, пойду в училище. Вот так-то, дорогие мои однокашники. -  И Нелька села на место.
  Класс молчал. Никто не ожидал от Нельки-актрисы такого прозаического и неожиданно серьёзного.
  - Ой, нет! – возмутилась первой Аня. – Нет, Нелька, нельзя тебе талант губить, нельзя!
  - Если я даже пошла бы в театральный, если б даже со стипендией, что маловероятно, всё равно на стипендию не проживёшь, а моя мама и десятки оторвать не сможет для любимой дочери… нельзя мне в другой город, Аня. И мама без меня… сама знаешь, совсем погибнет.
  - Какая расчётливость, какой практицизм! – фыркнула Инна. Она, как и все, кроме Ани, Нелиной соседки по дому, не знала, что мать весёлой бесшабашной Нельки, получив в сорок пятом похоронку, стала пить и теперь страдала запоем.
  - Мне, Инночка, в облаках витать не приходится. Ты можешь 10 лет поступать в свой режиссёрский. А мне надо хлеб насущный скорее зарабатывать. Конечно, не хлебом единым, но и без него, чёрненького, птичкой не защебечешь. Кто-нибудь не согласен?
  - Я с Нелей согласен, - встал Валерка. – Хлеб – главное. Агрономом буду, запишите.
  - Ой! Валерка, это ты сейчас придумал! – возмутилась Аня. Что тебе-то до хлеба? У тебя родители не то, что у Нельки! Ты можешь…
  - Что могу? На иждивении родителей сидеть? Я могу стать агрономом  - и стану.
  - А это что, институт тоже? – спросила Аня. И в класс вернулось весёлое настроение.
  - Не вижу причин для веселья! Продолжим опрос! – опять постучала карандашом о стол Аня. – Железнова, говори ты.
  - За меня уже ты сказала:
  - Мы с Олей. – Да, подтверждаю: литфак.
  - Игорь, ты?
  - Архитектор.
  - Лариса?
  - Бухгалтер или просто счетовод.
  Ирина Степановна едва успевала записывать в протокол. Кого только не было в классе! И инженеры, и врачи, и учителя, и повар, и портниха, и шофёр. И каждый говорил о своей будущей профессии так решительно и уверенно, что ни  у кого не возникало сомнения в возможности осуществления избранного пути.
  Элька высказалась решительно, что станет фотокорреспондентом какой-нибудь «не маленькой, конечно», газеты, а то и журнала «Огонёк».
  Ирина Степановна, записывая, радовалась про себя именно этой решительности: значит, ребята думали о своём будущем, довольно реально представляли  свои  возможности.

 Гл. 52
  Вечером на «посту» продолжился разговор о профессиях.  Андрей слушал, курил, посмеивался вместе с ребятами, когда они рассказывали, с какой горячностью выступала Лялька, как «рвалась в искусство» Инка, посмеялся над «во-вторых» Алёшки, а потом спросил:
  - А больше ни у  кого «во-вторых» не оказалось?
  - Ну, это ещё вопрос будущего. Само собой, разумеется, что у каждого будет «во-вторых», но сейчас это ещё… далёкое… - ответила Надя.
  - Почему ж далёкое? – возразил Андрей. – В  19-20 лет  можно…  строить семью.
  - Что ж ты не строишь, ведь тебе уже за 20? – поинтересовалась Элька.
  - Жду её. Как только она согласится, сразу и женюсь. Это уже решено.
  - Ой, Андрей, на свадьбу пригласи! – попросила Лялька.
  - Приглашу, - спокойно ответил Андрей.
  - А кто она? – осведомилась Надя.
  - Пока тайна.
  - А ты эту тайну хоть ей открыл? – иронически заметил Володька.
  - А я не эгоист, Володя. Пока рано. Зачем же я буду её покой смущать? Как это в песне:
  - С  любовью справлюсь я один, а вместе нам не справиться.
  - Мудро. Только на любовь не похоже. Такая трезвая расчётливость любви противопоказана, - сделал вывод Володька.
  - Тебе ещё это не понятно.  Недаром же до 18 лет не регистрируют браки. Доживёшь до моих лет, сообразишь, что мудро, а что смешно.
  - Так,  по-твоему,  до 18 лет и влюбляться нельзя? – спросил Валерка.
  - Почему же? Влюбляйся, но жениться нельзя.
  - Ой! А разве обязательно жениться, если влюбишься? – удивилась Лялька.
  - Совсем не обязательно! – отозвался Андрей. – Влюблённость – это когда просто дух захватывает от восхищения, когда только хорошее и возвышенное видишь. А любовь – это серьёзнее и глубже…
  - И «вершина любви – это чудо великое – дети»! – засмеялась Элька.
  - Ну, доболтались,  - презрительно скривив губы, сказала Надя.
  - Вот тебе, Володя, и доказательство, что ещё рано вам всем об этом рассуждать – не осилите сей темы.
  - И верно! – согласилась Лялька. – Давайте лучше споём – да по домам.

 Гл. 53
  Первый экзамен последних школьных экзаменов. Сочинение…
   Наталью Никитичну беспокоило, получится ли торжественно, впечатляюще и… результативно. 
   На  первый  экзамен в десятые классы обычно приходило, как и в далёкие пушкинские времена, много гостей: представитель горкома комсомола, корреспондент городской молодёжной газеты, инспектор из гороно, кто-нибудь от шефствующего завода и непременно члены родительского комитета. Наталья Никитична прекрасно понимала, что эти «гости» мешали экзаменующимся сосредоточиться, поэтому она позволяла гостям побыть в зале, где проходил экзамен, минут 15-20.   А  потом приглашала всех к себе в кабинет, где, «совершенно неожиданно»,  для неё был накрыт,  перенесённый из учительской большой длинный стол,  и где гостей ждало скромное угощение с лёгким вином. Это всё приготавливали члены родительского комитета совместно со школьной буфетчицей и поварихой.
  Потом, выпроводив гостей, рассказав корреспонденту о лучших учениках, которые «сразу же выбрали тему по душе» и «уверенно набросали план» уже в первые минуты, Наталья Никитична командовала буфетчице и поварихе:
  - Девочки, скоренько какао, пирожки!  Дети, наверное, проголодались!
  Члены родительского комитета бежали на кухню помочь, а потом несли в зал на подносах стаканы  с дымящимся какао, ставили перед каждым пишущим, шепча:
  - Скушайте! Подкрепитесь!
  «Подкреплялись и кушали» обычно те, у кого не хватало сил одолеть без шпаргалок «понравившуюся» тему. Выпив какао и съев пирожок, они, естественно, лезли в карманы за платочками, в которых были приготовлены миниатюрные шпаргалки из учебников – настоящее подкрепление . Потом комиссия, проверяя работы, изумлялась, как запомнились ученикам учебники: те же фразы, те же цитаты. Сокрушались, что мало самостоятельности, и ставили «тройки».
  Те же, кто писал тему «по душе», до пирожков и какао не дотрагивались, ибо им было  некогда есть, а в «подкреплении» они не нуждались, а шпаргалки презирали. Их работы были самостоятельны, а потому проверялись всеми членами комиссии по очереди и доставляли немало хлопот, так как  приходилось нередко искать в  библиотеке книги и журналы, на которые были сделаны ссылки в сочинениях этих оригиналов. Члены комиссии ворчали, а ведущий учитель радовался, понимая, что недаром всё-таки тщательно готовился к урокам и давал на уроках несколько больше, чем требовала программа.
  Так всё было и в этом году. Для учителей, директора и традиционных гостей всё было обычно. Новым весь этот обряд был лишь для учеников. Они то впервые сдавали экзамен на аттестат зрелости, как называлось тогда свидетельство об окончании школы.
  Нарядные, в парадной форме, с букетами цветов толпились десятиклассники в коридоре у дверей актового зала, в котором были поставлены школьные парты и зеленел длинный покрытый сукном стол.
  Вот прибежала Аня с сеткой-авоськой, наполненной литровыми консервными банками, в руках
   - Асы, скоренько букеты по банкам, а то завянут наши пиончики! – распорядилась староста.
   Стол , подоконники расцвели белыми, розовыми и алыми пионами.
  Зазвенел первый звонок, разрешающий занять места в зале. На сцене у стола президиума разместились учителя и гости, а за партами поднялись нарядные, торжественно притихшие десятиклассники.
  Наталья Никитична поздравила ребят с началом экзаменов. Непривычно громко и торжественно звучал её голос в гулкой тишине:
  - Вот пакет с темами сочинений. Зоя Васильевна, прошу вас, - передала она пакет учительнице.
  Зоя Васильевна, побледневшая от волнения, вскрыла пакет, вынула крошечный листочек, пробежала глазами и засветилась улыбкой.
  - Ребята! Темы прекрасные! – воскликнула она и, сразу приняв серьёзный вид, передала листочек учительнице, стоявшей уже у доски с мелом в руках, чтобы та записала темы на доске.
  - Подвиг коммунистов (по роману М.Шолохова «Поднятая целина»), - записала первую тему учительница русского языка.
  Зал взорвался аплодисментами.
  - Тише! – замахала руками на ребят Наталья Никитична.
  - Корчагинцы наших дней, - вывела на доске вторую тему учительница.
  И опять всплески, выражающие радость учеников.
  Третья тема появилась на доске:
  - Лирика Лермонтова в борьбе с царизмом.
   В зале воцарилась деловая тишина. Поскрипывая подошвами новеньких туфель, прошёл меж рядов, заглядывая в тетради, корреспондент местной молодёжной газеты. Когда он вернулся к столу на сцене, Наталья Никитична прошептала ему что-то и жестом пригласила всех «гостей» следовать за собой.
  На сцене за столом,  скрытые  от учеников массой цветов, остались лишь члены комиссии.
   Десятиклассники трудились над своим последним школьным сочинением.


Рецензии
С сожалением вздохнула, Таня, что история закончилась.
Столько приятных мгновений, воспоминаний согрело душу!
Словно время вернулось вспять: мечты о будущей профессии,
экзамены, школьная дружба, романтические моменты...
С поклоном,-

Ордина   26.08.2018 21:08     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.