Тревожный симптом - рассеянность

«Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; О, если бы ты был холоден, или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3:15-16).

Если попытаться нарисовать себе образ современного человека, то перед глазами предстает респектабельно одетый мужчина, который все время куда-то бежит, разговаривая на ходу по мобильному телефону. Так, например, выглядит у Самуила Маршака, «человек рассеянный с улицы Бассейной»:

Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду.

Замечено, что в рассеянном человеке, как правило, ничто не удерживается прочно, а как бы вываливается из его сознания через какие-то многочисленные дырки. Хорошо, что голова у него не съемная, иначе он и голову бы терял и забывал, где попало. Подчас аутично сосредоточенный на  своем внутреннем мире рассеянный человек ослабляет контроль за внешним поведением и систематически попадает впросак. Впрочем, иногда сосредоточенность на чем-то одном сопровождается рассеянностью во всем остальном.
Мы зачастую озабочены какими-то проблемами, куда-то опаздываем, и все время не успеваем. Мы мечемся от одного дела к другому и пытаемся уладить все проблемы одновременно — для каждого, наверно, очевидно, что сегодня человек слишком напряжен. Суетливость не может быть признаком собранности. Суетясь, человек совершает массу бесполезных, а то и вредных действий. Эти действия отнимают время и силы, не приводят ни к какому положительному результату. Зачастую целью становится уже сама суета, благодаря которой человек может выглядеть занятым, деловитым и серьезным перед своими друзьями.
Как ни парадоксально, в основе этой суетливости лежит рассеянность. Суета возникает там, где обнаруживается неспособность к результативной деятельности. Рассеянный человек, в первую очередь, не может сосредоточиться на том, что делает. Он как будто выполняет работу, но мысли его в этот момент заняты другими проблемами, а голова забита заботами. Отчаявшись, он садится за книгу, но тут на него одновременно наваливаются мысли и о работе. Он панически мечется от одного дела к другому, не доводит до конца ничего, все делает спустя рукава, затем переделывает, забывая то об одном, то о другом. И даже книга, оказывается, прочитана кое-как: он вроде бы читает, но не понимает написанных слов.
Так и душа попадает в сети рассеянности. Рассеянность сродни опьянению. Человек, опьяненный грехом, теряет внутренний стержень. Он перестает координировать свои поступки. Его чувства, ум, тело не слушаются его воли и действуют сами по себе. Охваченная рассеянностью личность перестает быть активной участницей своей жизни, отходит на роль зрителя.
Внешне рассеянность зачастую выглядит как атрофия воли, но безволие — только верхушка айсберга. Так же как под действием алкоголя — неспособность управлять собой. Рассеянность — это отсутствие целостности личности. Человек как бы распадается на части, и части эти не могут найти согласие друг с другом. В итоге человек оказывается в вечном конфликте с самим собой. Верх одерживают то одно, то другое стремление, и личность теряет устойчивость,  возникают перепады настроения.
Корнем рассеянности может быть уныние, когда душа человека пребывает в лени и праздности. Поддаваясь унынию, мы лишаемся собранности, сосредоточенности и превращаемся в бесформенную  массу, которая изменяется под воздействием внешних обстоятельств. Мы не только не способны на подвиги веры. Наше «я» становится чем-то неопределенным, состоящим из произвольного набора сиюминутных устремлений.
Бывает, у нас ноги в церкви, ум на работе, а сердце дома. Соответственно телом мы на молитве, головой решаем производственные задачи, а сердцем спим. И собрать все свои части воедино не получается. Вся аморфная масса, которую мы собой представляем, двигаться вперед не в состоянии. Она может только растекаться, притом в разных направлениях.
Рассеянность кажется такой безобидной чертой по сравнению с той же гневливостью или скупостью. Но она опасна, как и несобранность, например, в работе врача или шофера, которая может привести к печальным последствиям.
Иногда жалуются на ослабление памяти или на душевные расстройства как предпосылки для рассеянности. Попытки мозга навести порядок в душе, выявить главное в океане гиперинформации ведет к стиранию в сознании ненужного «мусора», а подчас приводит к «расщеплению разума» (таково значение слова «шизофрения»), к раздвоению личности. Появляется сбой в обмене веществ (дофамина, серотонина и норадреналина) на уровне тканей головного мозга. В сознании возникают противоречия, сомнения, метания, тревоги. Выход из положения пытаются найти в нейролептиках, в электросудорожной и инсулиношоковой терапии. 
Сосредоточенность достигается концентрацией на главном. Соломон считал, что самое главное в жизни – приобретение мудрости: «Главное – мудрость: приобретай мудрость и всем имением твоим приобретай разум» (Прит. 4:7). Апостол Павел утверждал, что «главное в том», что мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах» (Евр. 8:1). Он говорит о Христе, в Котором он видел смысл своей жизни (Фил. 1:21; 3:7-11).

Мир тонул, поскольку был порочен,
В топи зла, в гордыне, суете.
А Апостол был сосредоточен
На своём Учителе – Христе.

Не скорбеть, подобно людям прочим,
Призывал апостол христиан.
На фундаменте из веры прочным
Будет внутренний сердечный храм.

Несмотря на атмосферу ночи
И давленье тяжкого креста,
Павел чётко был сосредоточен
На прекрасном Образе Христа.

По тропинке стихотворных строчек
Я иду, от бремени устав…
И мой взор всегда сосредоточен
На великой Личности Христа.

Христианин плывет против течения, а не сплавляется по реке жизни подобно мертвой рыбе. Духовная жизнь начинается с осознанного выбора, и в дальнейшем христианин постоянно сталкивается с выбором между целомудрием и блудом, воздержанием и чревоугодием. И каждый этот выбор есть его выбор между жизнью и смертью, праведностью и грехом, Богом и дьяволом. Отказ совершать этот выбор, предоставление решения случаю — это тоже выбор, но не в пользу Бога.
Христианская жизнь требует от человека постоянного бодрствования, так как христианский подвиг невозможен без самодисциплины.
Ведь духовность — это ответственность, то есть постоянный ответ за каждый свой поступок, за каждое слово, за каждую мысль.

Сосредоточиться на главном,
Отбросив всё второстепенное,
Чтобы достичь небесной славы,
Проститься с тем, что было пеною
Страстей и плотских удовольствий,
Служить Христу без развлечения
И соответствовать всем свойствам
Благословенного учения.
Быть храмами Святого Духа,
Хвалящими Христа Распятого.
Дай Бог, чтоб радость не потухла
И совесть не была запятнана!
Да будет Иисусу слава
За наше от греха спасение!
Сосредоточимся на главном,
Чтоб нам достигнуть воскресения!

(Из авторской книги «Размышления христианского врача», Библия для всех, СПб, 2011).


Рецензии