Памятка реформаторам соцзащиты в Казахстане

      В газете «Свобода слова» от 15 ноября 2012 года было опубликовано интервью с заместителем директора Департамента по контролю и социальной защите г. Алматы Гульсарой Алтынбековой о планах по повышению пенсионного возраста женщин, на котором был задан также вопрос о льготах представителям тяжелых профессий.
      Не буду затрагивать вопрос о многострадальных казахстанских матерях, по которым до сих пор не решена проблема выплаты пособий до достижения ребенком хотя бы трехлетнего возраста, что, на мой взгляд, не способствует, улучшению демографической ситуации в стране при дефиците детсадов, и дискриминационное, дифференцированное, а не унифицированное определение размера этих выплат, что приводит, по признанию самого ответственного работника, к «мошенническим схемам».
      Не задержу внимание читателей и на таких явных противоречиях в словах этой чиновницы, когда в первом ответе она говорит, что «при наличии достаточных накоплений в пенсионном фонде для обеспечения выплат не ниже минимальной пенсии, можно начать получать выплаты с 50-55 лет по желанию», а во втором ответе звучит, что «какими бы дебатами не занималось общество,..выплаты по возрасту назначаются мужчинам по достижению 63 лет, а женщинам – по достижении 58 лет… Провозглашение пенсионного возраста для женщин до 63 лет будет лишь декларацией…».
 
      Чувство глубокой досады и возмущения вызывает ответ Г.Алтынбековой на вопрос о лишении льгот шахтеров, металлургов, горняков, имеющих «горячий стаж». Она безапелляционно заявляет: «Я думаю, что ваши читатели просто не знают, что в Казахстане существуют специальные государственные пособия по списку №1 и списку №2…Госпособие положено мужчинам по достижении 53 лет, если не менее 10 лет из общих 20 лет стажа по состоянию на 1 января 1998 года приходится на список №1. Размер этого пособия составляет 9 МРП. По достижении пенсионного возраста получателю спецгоспособия предоставляется право выбора между тем, продолжать ему получать это пособие или перейти на получение пенсии по возрасту…».

Соцзащиту – в забой!

      Я, как представитель «огненной профессии», сообщаю всем чиновникам, что о наличии таких списков «вредных профессий», которые существовали еще в советский период, знает даже каждый рабочий отрасли, другое дело как ими руководствуются?! Просто возникает элементарный вопрос Министерству труда и социальной защиты - может ли прожить человек на 14562 тенге в месяц в условиях рыночной экономики в Казахстане? (для справки: только квартплата однокомнатной квартиры в Алматы, без кабельного телевидения, интернета и междугородних переговоров составляет сейчас более 10 тыс. тенге).
      Ведь ответы чиновницы при должности, да и действия госоргана в целом, свидетельствуют о совершенно глухом непонимании сути и извращения смысла проблемы людей, которые лучшие годы своей жизни проработали на подземных работах, связанных с ежедневным риском для жизни, получившим там целый букет профессиональных заболеваний, таких, как виброболезнь от буровых установок, силикоз от вдыхания кристаллической пыли различных руд, ревматизм от постоянного нахождения в воде, которую постоянно приходится откачивать из подземных кладовых страны. Уверен, что ни один сотрудник Минсоцзащиты не выдержит и одного месяца работы, не говоря о десяти годах стажа, в тяжелых условиях забоев шахт, рудников и металлургических заводов. Металлурги трудятся в условиях высоких температур, круглогодично в спецодежде из толстого сукна для защиты от ожогов, непрерывно спасая органы дыхания противогазами и респираторами от паров сернистого газа, ртути, мышьяка и других ядовитых выделений, попадающих в атмосферу цехов даже на самых современных установках – такова специфика отрасли.
 
      В порядке эксперимента можно составить группу из бывших и нынешних разработчиков и реформаторов пенсионной реформы в нашей стране, к примеру, в составе: Марченко, Карагусова, Абдыкалыкова, Абденов и иже с ними и направить на один месяц для работы в условиях забоев рудников, шахт или обжиговых и плавильных цехов металлургических заводов хотя бы в качестве горных нормировщиков (на другие профессии нужна спецподготовка, на которую они вряд ли способны). Может быть, только тогда они поймут, что специалисты по списку №1 попросту не доживают до заветного возраста? Ведь не зря и в советский период, и в настоящее время в России мужчин, отработавших по «вредным спискам», отправляют на полноценную и полновесную пенсию в 50 лет.

      А казахстанское Минсоцзащиты отправляет их на покой в 53 года, выплачивая им 14562 тенге в месяц, что меньше прожиточного минимума, установленного действующим законодательством государства! Такой орган мы вправе называть Министерством социального уничтожения людей, отдавших и поныне отдающих свое здоровье для создания валютного фонда республики, ведь все производимые металлы направляются на экспорт из-за практического отсутствия машиностроения в стране. 

Регрессников – в мусор?

      Особое место среди специалистов, работавших в особо опасных и вредных условиях труда, занимают так называемые «регрессники», это люди получившие травмы на производстве. С учетом особенностей работ вероятность несчастных случаев на подземных работах и горячих цехах достаточно велика. На каждом крупном горно-металлургическом предприятии ежегодно происходит несколько случаев со смертельным исходом и с травмами различной степени тяжести. Зачастую это приводит к дальнейшей нетрудоспособности пострадавших. Ранее, в советский период, предприятиями устанавливалась выплата травмированным на производстве в определенном размере от получаемой ранее зарплаты, что помогало ему адаптироваться к жизни в условиях ограниченной трудоспособности и хватало на дальнейшее существование и лекарства. Сейчас же, в условиях дикого капитализма, многие предприятия отрасли, которые сделали инвалидами наших граждан, потерпели банкротство и перестали функционировать.
      За годы суверенитета страны перестали существовать, к примеру, крупнейшие промышленные объекты: Ачисайский полиметаллический комбинат, Чимкентский свинцовый завод и АО «Фосфор» в Южно-Казахстанской области. Иртышский полиметаллический комбинат, Белогорский и Карагайлинский ГОКи в Восточно-Казахстанской области, Текелийский горно-обогатительный-комбинат в Алматинской области и другие. Из-за нерациональной отработки руд залежей крупнейшего в мире Жезказганского месторождения, новоявленные «хозяева» Казахмыса уже заявляют о планах сворачивания производства в городах Сатпаев и Жезказган. Регрессники угольных шахт «Арселор Миттала» также отчаянно борятся за свои права. Что же ждет травмированных горняков и металлургов в случае дальнейшей реорганизации и ликвидации предприятий?
      Это можно показать на примере Ачполиметалла. После банкротства этого градообразующего предприятия, часть его активов была безвозмездно передана АО «Южполиметалл» только за обещание выплаты возмещения за ущерб здоровью регрессникам. Выплатив им за три года ограниченную сумму, он порекомендовал всем оставшимся еще в живых инвалидам теперь обращаться в собесы по месту жительства. После получения прибыли от работы Кентауской обогатительной фабрики и других цехов Ачполиметалла, последующей распродажи и сдачи в залог под крупные, явно невозвратные, кредиты, в том числе от Банка развития Казахстана, полученных активов, «Южполиметалл» сам потерял платежеспособность и находится на грани закрытия.
      Возникает вопрос, кем же санкционирован такой антисоциальный механизм возмещения ущерба здоровью, не предусматривающий выплаты до естественной кончины еще живым инвалидам труда? В результате, получающие спецгоспособие в размере 14562 тенге, вынуждены довольствоваться только им, так при обращении в собес им отвечают, что человек не может получать два пособия. Если он будет оформлять пенсию по инвалидности, то будет ежегодно проходить ВТЭК, доказывая, что за истекший год оторванная на производстве нога не отросла, плюс к этому лишится спецпособия по злополучному списку №1, даже имея соответствующий стаж работы в отрасли. Регрессникам только остается осознавать себя отработанным человеческим мусором!

Металлургов – на вывод!

      Между тем, рассматриваемый вопрос имеет очень серьезные социальные последствия. Многие мои ровесники, даже казахи, переехали в Россию только по причине того, что имея 10 лет «вредного стажа» или надеясь его там доработать, хотели получить там свою заслуженную пенсию, размер которой выше казахстанской. Уверяли, что потом вернутся в родные края, но жизнь еще раз подтверждает, что «не бывает ничего более постоянного, чем временное», тем более настоящие специалисты остаются востребованными и после получения предусмотренной законом пенсии. Но крайней мере не вернулся еще никто.
      Еще один важный аспект проблемы, который напрямую касается работы Минтруда и соцзащиты, касается такого важного вопроса, как профилактика профзаболеваний. Ранее при каждом из предприятий с тяжелыми условиями труда имелась медсанчасть. При превышении содержания в крови ионов вредных веществ, металлург немедленно направлялся на так называемый «вывод», то есть на работу, к примеру, в хозчасти завода или ведомственные институты краевой патологии (имелись в Караганде и Усть-Каменогорске), с сохранением заработной платы в основном цехе. И только тогда, когда анализы нормализовались, он допускался к основной работе. Так берегли кадры, так как опыт настоящего сталевара или рафинировщика цветных металлов нарабатывается годами!
      Что же происходит сейчас на опасных для здоровья предприятиях? Это можно показать на примере Соколовско-Сарбайского горно-производственного объединения. Мне, в качестве технического эксперта, довелось проверять работу этого предприятия с одной из консалтинговых фирм, проводившей эту работу по заданию Госкомимущества. За последние годы, предстоящие этому событию на ССГПО не было зарегистрировано ни одного (!) случая профзаболевания. Зато в отделе кадров предприятия мы увидели 157 приказов с формулировкой: «Уволен. В связи с естественной смертью». Это свидетельствует о том, что горняков и металлургов используют здесь до последнего вздоха, не давая даже дожить до получения этого «смешного по размерам» специального государственного пособия.

Молодежь – за бугор?

      Наши нынешние топ-менеджеры, похоже, забыли золотое правило «Кадры решают все!» В ближайшее время «льготники», имеющие «вредный стаж» по состоянию на 1 января 1998 года, которые еще вынуждены, как специалисты, задерживаться на заводах страны, начнут выбывать из строя, а заменить их практически некем. В 2012 году, несмотря на снижение критериев ЕНТ, на специальность «Обогащение полезных ископаемых» в КазНТУ произошел недобор желающих учиться по этой специальности. И это происходит в стране с мощным горно-металлургическим комплексом!?
      Мне довелось недавно быть в Московском институте стали и сплавов, где состоялась встреча со казахстанскими студентами-бакалаврами и магистрантами. На вопрос, приедете ли Вы после окончания учебы в Казахстан, ни один (!) ответ не был, к глубокому сожалению, утвердительным. Ведь в России сохранены все льготы для тяжелых профессий и молодежь, выбравшая эти специальности, тоже отчетливо это понимает. По всей видимости, они пойдут по пути «болашаковцев», которые после окончания Кембриджов и Оксвордов, также любыми путями стремятся остаться за рубежом, а если и приезжают, то работают в основном в частных банках или представительствах зарубежных фирм, которые функционируют в своих интересах. Только единицы из «болашаковцев», призванных на госслужбу, претендуют лишь на руководящие должности, а о необходимости прохождения всей служебной лестницы, тем более на периферийных и вредных производствах, и слушать не хотят.
      Механизм подготовки и ротации кадров выходит за рамки рассматриваемой темы, но все же имеет к ней прямое отношение. Во всем Министерстве индустрии горно-металлургической страны нет ни одного специалиста, имеющего стаж работы по списку №1 или даже №2. И при этом все громко рассуждают об индустриально-инновационном развитии, в том числе ГМК. Что происходит, когда менеджером какой-либо отрасли становиться не специалист, а, к примеру, просто финансист, наглядно видно на метаморфозах Минздрава, в бытность которого были ликвидированы педиатрические факультеты медицинских университетов, а аптеки превратились в обычные киоски по продаже исключительно готовых лекарств.
      На том же ССГПО, о котором говорилось выше, молодежь устраивается на работу только перед призывом в армию, т.к. менеджеры ENRC пролоббировали положении о брони от армии своих работников (это ранее было только в годы Великой Отечественной войны). Но после окончания призывной компании, парни бегут прочь с завода, бросая свои трудовые книжки, ведь они сейчас продаются на любом базаре, где, кстати говоря, дезертиры и начинают зарабатывать деньги на жизнь, иногда и на «учебу» в «академиях бизнеса».

      Обо всем вышеизложенном не мешало бы знать реформаторам пенсионной системы.


    Эта статья под названием "Список №1: не дожить до пенсии», о регрессниках и «реформаторах» соцзащиты" была опубликована в газете «Трибуна» (Ашык Алан) №15 от 5 декабря 2012 г.


Рецензии
Что мне нравится в Вашей литературной деятельности в целом, Мадали - так это то, что Вы пишете из своего опыта, своё мнение, а не как сейчас ура-патриоты, горланящие о развитом Казахстане, что тут всё гладко и порой в своих словах доходящие до национализма. В любой стране есть проблемы, о них надо говорить, поднимать и решать.
Всегда больно, и бесит факт, что на нашей земле орудует Миттал, который на наших горняком смотрит - как на скот. Когда наши шахты обваливаются, и гибнут наши граждане, а этот ублюдок даже и усом не поведёт. Уверен, что про многие аварии даже и не освещается в СМИ.
Про то, что этих "социальщиков" надо отправить на работы в шахты - мне косвенно знакомо: я жил в аварийном доме 16 лет, и нам не давали нормальное жильё. И вот когда родители приглашали в дом членов многочисленных комиссий, то те отказывались заходить. Конечно, страшно же - вдруг крыша обвалится. А вот эти "социальщики" и двух-трёх часов не смогут даже просто посидеть в шахте - оставят после себя кучи, сами знаете - чего))
В общем, крепко жму руку Вам, Мадали, и желаю дальнейших успехов в труде освещения проблем! Моё Вам уважение!

Наиль Карымсаков Кот   17.02.2015 06:22     Заявить о нарушении
Благодарю! Удачи Вам во всех делах. С уважением,

Мадали Найманбаев   18.02.2015 09:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.