Альфа-самец
Красивый, очаровательный, сексуальный, обаятельный, умный, «альфа-самец» - именно таким предстаёт перед зрителем главный герой сериала «Блудливая Калифорния» Хэнк Муди. Однако эти качества относятся лишь к поверхностному восприятию зрителем персонажа и никак не характеризуют его личность. Я попытаюсь описать личность Хэнка Муди, опираясь на психоаналитическую теорию и критерии диагностики.
Сюжет фильма рассказывает о талантливом писателе (Хэнк Муди), находящемся в творческом и жизненном кризисе. Действия разворачиваются в Лос-Анджелесе в настоящее время. Более полно увидеть историю жизни главного героя позволяют моменты фильма, показывающие ретроспекции Хэнка и его воспоминания о прошлом. Творческий кризис нашего персонажа заключается в том, что с момента выхода его последней книги прошло немало времени, а никакого нового произведения Хэнк написать никак не может. Смыслом жизни для него, несомненно, являются его любимая женщина Карен, на которой он никогда не был женат, и их дочь Ребекка. Однако Хэнк проживает отдельно от них. Это собственно и является центральной линией жизненного кризиса нашего персонажа. Из отличительных признаков его поведения можно выделить: остроумие, лёгкость в общении, пристрастие к алкоголю и наркотикам, а также к случайным сексуальным связям.
Как упоминалось выше, периодически в фильме показаны его воспоминания о прошлом. Именно с воспоминаний Хэнка о детстве и отрочестве, а в частности об отношениях с родителями, я, пожалуй, и начну своё рассуждение о его личности с точки зрения психоанализа.
В детстве умирает его мать (период точно не указан), и Хэнк остаётся на попечении своего отца. Отец вспоминается нашим персонажем как деспотичный, критикующий и увлекающийся сексуальными связями на стороне. В общем, в воспоминаниях Хэнка можно увидеть отсутствие эмоционального контакта между ним и его отцом. Учитывая тот факт, что эмоциональный контакт с родителями для любого ребёнка будет наиболее желанной связью в этом мире, является бесспорным утверждение о том, что её отсутствие будет продуцировать печаль и чувство покинутости у ребёнка. Поэтому эти чувства легко предположить у маленького Хэнка в связи с эмоциональным пренебрежением со стороны отца и смертью матери. Также легко предположить наличие непрожитого, неоплаканного в полной мере горя у нашего персонажа, связанного со смертью его матери, так как рядом не было никого, кто бы мог помочь ему пережить эту утрату.
В таких условиях психика ребёнка пытается сама справиться с тяжёлой психологической травмой, и наибольшее, на что она способна, это прибегнуть к психологической защите посредством отрицания. Более простым языком излагая, это избегание контакта с теми травмирующими, болезненными чувствами, которые вызваны потерей родителя. И если в случае матери можно констатировать физическую утрату для ребёнка, то в случае отца – психологическую, так как очевидно, что он не выполнял функции заботливого, внимательного, воспитывающего родителя. Факт двойной потери мог привести лишь к усилению отрицания и формированию более сложных и специфических его форм.
На мой взгляд, ранняя потеря и вышедший на первый план в её результате защитный механизм отрицания и является основополагающим фактором, повлиявшим на дальнейшее поведение, отношения с другими и жизнь в целом Хэнка Муди.
Раскрывая проявления защиты отрицания в поведении Хэнка, невозможно обойти стороной его чувство юмора и сарказм. Их правомерно считать составляющими отрицания в тех случаях, когда они используются в ответ на критику, осуждения, разговоры, затрагивающие серьёзные темы. Зритель без труда может увидеть лёгкость на острые фразы Хэнка в ответ на замечания своей подруги Карен, либо незнакомца в баре. Особенно бросается в глаза отсутствие серьёзности нашего персонажа в моментах, когда речь заходит о его столь желанном совместном будущем с Карен. Не раз он шутливо предлагает ей снова быть вместе, и складывается впечатление, что таким образом он словно страхует себя от чувств отвержения и печали, которые возникли бы вслед за серьёзным предложением начать всё сначала. Так как шутливая форма внешне не предполагает серьёзного намерения, то и жёсткого отказа на него не предусмотрено.
Продолжая тему взаимоотношений Хэнка Муди с окружающими, следует описать ещё один защитный механизм, заключающийся в отрицании значимости Хэнком каких-либо событий или людей для него. В психоанализе данный механизм именуется «обесцениванием». Главный герой фильма прибегает к этой защите всякий раз, когда во взаимоотношениях с людьми потенциально прослеживается появление привязанности. Это можно объяснить тем, что привязанность у Хэнка ассоциируется с ранней потерей, и в связи с этим со столь болезненными чувствами печали и отрешённости, из-за которых и расцвёл «букет защит», основанных на отрицании. Поэтому обесценивая потенциально близкого человека, наш персонаж избегает возможного контакта с этими болезненными чувствами.
Исходя из этого, становится понятным то противоречие в поведении Хэнка, которое прослеживается на протяжении всего сериала. Желая близости и совместного бытия с Карен, он совершает противоречащие этому желанию поступки: заводит сексуальные связи с другими женщинами, сильно выпивает и не воспринимает всерьёз мнения близких ему людей. Так как избегание травматических воспоминаний на его «весах» перевешивает всё остальное, желаемая близость является для него невозможной.
Также следует уделить внимание склонности Хэнка к чрезмерному употреблению алкоголя. Всякий раз, когда у него возникают трудности, неудачи он прилегает к стакану с виски или чем-нибудь ещё «крепким». Это позволяет ему на некоторое время избежать встречи с грустью и печалью, однако, не на долго. Поэтому не раз вслед за этим следовали приёмы наркотиков и поиски женщин на одну ночь. Все эти потакания своим побуждениям служат всё той же цели – избегания депрессии, которая непременно возникнет в случае контакта Хэнка с его непережитым горем детства. Данный защитный механизм обозначается как «отыгрывание вовне». Однако как бы успешно время от времени наш персонаж не прибегал к «излюбленным» защитам, в какой-то момент все его психологические баррикады разрушаются под натиском сильного чувства одиночества и ощущения инфантильной трагедии. В сериале есть место и этим эпизодам прорвавшейся депрессии. Не трудно распознать её проявление в сновидениях Хэнка – лёжа на матрасе в бассейне Хэнк видит поочерёдности своих близких, которые смотрят на него и вскоре исчезают. Это может свидетельствовать о том, что чувства отрешённости и брошенности проявились тогда, когда не действует принцип реальности, а потому и защиты от неё – в сновидении. Примечательно ещё и то, что в сновидении нашего персонажа все люди облечены в чёрное. Этот цвет возможно является показателем того траура, возникшего в результате ранней утраты. Как уже упоминалось это двойная утрата: потеря матери в связи с её смертью, отца – в связи с его отрешённостью от нашего персонажа.
Так как весь сериал является наглядным примером действия определённой защиты, не только у Хэнка, но и практически у всех персонажей сериала, было бы упущением оставить её без внимания. Речь идёт о «сексуализации». Этот механизм, по сути, является разновидностью «отыгрывания вовне», однако его проявления стоит описать отдельно. Смысл прибегания людей к этой защите заключается в сохранении самоуважения и нивелировки тревоги посредством сексуальных утех и подвигов. Собственно такое поведение героев сериала и отражает его название. В случае Хэнка эта защита является для него наиболее привлекательной. Это можно объяснить тем, что Хэнк наблюдал всё детство за пагубным примером отношений его отца с женщинами, и впоследствии, интернализировал такую модель поведения. Также это объясняется и тем, что свершение сексуальных подвигов успешно нивелирует его грусть, одиночество и печаль, поддерживая его самоуважение на приемлемом уровне, таким образом, дистанцируя его от контакта с горем детства.
Подводя итоги моего рассуждения, я прихожу к выводу, что в связи с критериями психоаналитической диагностики, сочетание психологических защит «отрицания», «отыгрывания вовне», «обесценивания», «сексуализации», а также учитывая раннюю сепарацию и эмоциональное отчуждение в детстве, личность главного героя сериала «Блудливая Калифорния» Хэнка Муди является «гипоманиакальной». Основной особенностью данного типа личности является отрицание депрессии, что я и попытался раскрыть в своём рассуждении.
Свидетельство о публикации №213043001274