Стоим ли или сидим - Богу не угодим...

               
                «Непристойно вообще сидеть в присутствии и пред лицом того, кого боишься и почитаешь,
                а тем более нечестиво сидеть пред лицом Бога живого, которому предстоят и Ангелы со страхом и трепетом».
                Тертуллиан


Житейский взгляд...

На этот раз житейски думаю о моём пребывании на Церковной службе. Службы в Церкви длинные, стоять, точнее, выстаивать приходится подолгу. Раньше как-то легче получалось стоять ровненько, а нынче всё ищу дополнительную опору - то ближе к лавочке, то просто спиной к стене прислониться... Стою и вспоминаю предков наших дальних. Раньше то службы были еще более долгие, а все, включая царей, предстояли пред лицом Бога Живого в страхе и трепете, да внимали каждому слову.

"Обедня продолжалась часа два. Едва ли кто был так привержен к богомолью и к исполнению всех церковных обрядов, служб, молитв, как цари. Один иностранец рассказывает о царе Алексее Михайловиче, что он в пост стоял в церкви часов по пяти или по шести сряду..." [1.]

А у меня какое там внимание - одно переминание - то с одной ноги на другую, то с одной темы сразу на третью, да на пятую. Чем больше поблажек себе, тем дольше и труднее служба. Далеко я от предков отстала...

Перечтываю святителя Феофана Затворника - "Вслед за деланиями душевными должны направляться внутрь и телесные. За вниманием — обращение внутрь очей, за бодрственностью — напряжение мускулов во всем теле в направлении к персям, за трезвением — оттеснение расслабляющихся движений, подавление услаждений и покоя плоти."

Моя-то плоть и в храме готова в неге пребывать, да только замечено, что стоит притулиться где-нибудь в расслаблении, как мысли тут же теряются в житейских дебрях...

Митрополит Антоний Сурожский  - "В Добротолюбии, у Странника, у Игнатия Брянчанинова, у Феофана указаны телесные упражнения или телесная дисциплина... В этой дисциплине есть принципы, универсальные вещи. Принцип тот, что все, что в нас происходит в душе, в мысли, или в чувстве, или в воле, так или иначе отзывается на нашем телесном состоянии. Вы сами знаете, что ваше телесное состояние, когда вы читаете что-то, что вас глубоко волнует, не таково же, как когда вы просто греетесь на солнце; и чем бы ни была занята мысль, чем бы ни горело сердце, куда бы ни направлялась воля, в зависимости от содержания и от напряженности внутреннего состояния, ваше тело меняется.

И исходя опять-таки из опыта молитвы, наблюдая тот факт, что те или другие молитвенные состояния всегда связаны с тем или другим телесным состоянием, аскеты выработали физические упражнения, которые могут создать тот телесно-душевный строй, при котором молитва легче спорится; но никакой телесный или душевный строй не может молитву ни создать, ни вызвать. В конечном итоге, вся традиция исихазма в том, чтобы достичь телесно-душевного безмолвия, глубокого молчания души и тела; и изнутри этого молчания начинается молитва. Но самое молчание — это только возможность молитвы, это не сама молитва.

С другой стороны, телесные состояния для духовных отцов могут служить гораздо более удобным и легким способом проверить качество молящегося и его духовного опыта, присутствие или отсутствие прелести, чем описания с его стороны его душевных переживаний, потому что душевные переживания очень клубящиеся, а телесные состояния — удивительно четкие вещи.

Тут опять-таки большой помощью может явиться епископ Феофан Затворник. Не то в одном из своих писем, не то в “Пути ко спасению” он говорит, что для того, чтобы ВЕСТИ ДУХОВНУЮ ЖИЗНЬ, НАДО БЫТЬ, КАК ХОРОШО НАТЯНУТАЯ СТРУНА — и этого ВСЯКИЙ может достичь(!!!). Мы все можем научиться неподвижности или, наоборот, гармоничному движению, которое не было бы ни напряженным, ни расхлябанным. Мы можем научиться не быть напряженными в уме и вместе с этим вне всякой дремоты; мы можем не быть бесчувственными сердцем и вместе с этим не в каком-то истерическом состоянии. Вот этого мы должны искать — физически, внешне. Мы должны учиться и сидеть и двигаться так, чтобы владеть своим телом. Потому что мы можем Богу дать только то, чем мы овладели, мы не можем принести Богу то, чем сами не овладели." [2.]

«Обязательно ли во время богослужения стоять? Почему нельзя сидеть?»

Архиепископ Викентий:
- В нашей Православной Церкви принято стоять на богослужении. Так как в этот момент мы стоим пред Богом, и это тоже своего рода подвиг. Также у нас есть традиция уважать и почитать старших. Поэтому мы при виде человека, который старше нас, с почтением к нему относимся и встаем. Об этом написано еще в Ветхом Завете: «Востани перед лицом старца, и чти лицо его». Тем более мы должны почитать Бога, так как Он является нашим Творцом, Промыслителем и Попечителем. Мы пришли в церковь беседовать с Богом, попросить прощения в своих грехах. В знак того, что мы осознаем свою греховность, мы приносим этот маленький подвиг – мы стоим на службе. Бывает тяжело, болят ноги, но мы терпим, – ради того, чтобы Господь простил нам наши прегрешения. Для того, чтобы Господь увидел нашу жертву, услышал наши молитвы и даровал нам Свою милость. Вот почему в нашей Русской Православной Церкви мы стоим на службе, а не сидим." [3.]

Эти и другие мысли о молитве в Церкви меня занимали давно, кроме того я где-то читала, что стоять в храме надо поставив ноги ровно - носки и пятки вместе. Ну как это возможно выстоять в таком положении, думала я... Ведь известно, что для того чтобы ноги не затекали надо хоть изредка менять положение, переступать, переносить тяжесть с одной ноги на другую... И исподтишка так и стала делать. Только облегчения это не приносило. Почему???

И вдруг, стараясь помочь хотя бы советом одному человеку, я вспомнила о радиопередаче с участием доктора Петра Александровича Попова. Передача меня настолько тогда, а было это года три назад, заинтересовала, что я записала имя доктора в телефон. И вот нынче, набрав в поисковике его фамилию, я с удивлением увидела две записи занятий доктора со студентами Духовной Академии и Семинарии Троице-Сергиевой Лавры. [4.]. Занятия эти настолько убедительны, что следуя им, всё проверила на на практике - стояла на последних службах по струночке, не переминалась, почти не устала и, возвращаясь домой, почти летела, не чуя под собою ног.

И ведь опять я убедилась, что Церковь наша, как самая заботливая мать, дает нам единственно верные и полезные установки поведения.  Возвращаясь в тому житейскому взгляду - правильное положение тела во время службы - это еще и добрая тренировка для позвоночника, то бишь улучшение осанки и здоровья.

В двух словах поясню, как я это понимаю. При переносе тяжести тела то на одну ногу, то на другую происходит искривление позвоночника, при чем организм тратит дополнительные усилия, чтобы приспособиться к очередному неправильному положению тела и устает... При этом фиксация тяжести тела на одной ноге дает постоянное давление на какую-то определенную часть ступни, и нога при этом тоже быстро устает. И так далее... А, когда стоишь так, что обе ступни поставлены вместе, площадь опоры составляют обе ступни, и чтобы стоять ровно тело слегка балансирует на разных точках ступней, и ноги не затекают. Позвоночник при этом тоже балансирует как бы ища наиболее устойчивое вертикальное, правильное положение, и при этом тренируются связки, нормально, а не искривлено фиксирующие позвонки.

И тут вспоминаю святителя Феофана Затворника и его замечательные рассуждения в книге "Три слова о несении креста".

"Крест - борьба со страстьми и похотьми. Мучение от страстей - на пагубу. Как пагубное мучение от страстей претворить в спасительное.

Из трех видов креста я сказал вам несколько слов об одном, именно о крестах внешних: скорбях, бедах и лишениях. Теперь скажу что-нибудь о втором виде крестов, крестах внутренних.

Труду и болезненности нельзя не быть; ибо страсти хоть суть чужие нам, но, пришедши совне, так приросли к телу и душе, что корнями своими проникли во все составы их и силы. Стань вырывать, и больно. Больно, зато спасительно, и спасительность сия не иначе достается, как чрез болезненность.

А оставь так, боль будет болью, да еще смерти не миновать. Так и борьба со страстями или искоренение их — болезненны, зато спасительны. А оставь страсти, не искореняй, — они тоже будут причинять тяготу, болезненность, страдание, но не на спасение, а на пагубу и смерть духовную, ибо оброцы греха смерть.

Какая страсть не болезненна? Гнев жжет; зависть сушит; похоть расслабляет; скупость есть и спать не дает; гордость оскорбленная убийственно снедает сердце; и всякая другая страсть: ненависть, подозрительность, сварливость, человекоугодие, пристрастие к вещам и лицам — свое причиняет нам терзание.... Всякого мучат и распинают страсти — только не на спасение, а на пагубу.

Непонятное расслабление нравственной силы! Лесть и обман в чем? В том, что страсть за удовлетворение себе обещает горы удовольствий, а борьба с нею ничего не обещает. Но ведь сколько уже раз было испытано, что удовлетворение страсти приносит не счастие и покой, а муку и томление. Она много обещает, но ничего не дает; а борьба ничего не обещает, а все дает. Если не испытал сего, испытай, и увидишь.

Какое благо, а велик ли труд?! Первый шаг трудноват — первое себя одоление, первая решимость на борьбу; а потом, что ни схватка в брани, все легче и легче. И ревность будет сильнее разгораться, и уменье одолевать увеличиваться, и враг слабеть." [5.]

А книгу святителя Феофана "Три слова о несении креста" советую всем перечитать.



[1.] http://hrono.ru/biograf/bio_a/alexey_mih.php
[2.] http://www.mitras.ru/pouty/spas.htm
[3.] http://pravoslavie.org.ua/showthread.php?t=768
[4.] http://www.youtube.com/watch?v=-rpkMg57TnY
     и http://www.youtube.com/watch?v=nvkPNH2oHhc.
[5.]


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.