Мой Батуми гл 1

Середина ноября 1941 года. Мне пять лет. Часто воет сирена воздушной тревоги. Немцы подошли к Севастополю. Папа ходит с костылём. Шёл с работы и его задел грузовик. Мы скоро должны уехать. В комнате - узлы и чемоданы. Ждём машину. Не помню, как мы оказались у причала. Было темно. Помню, как мы поднялись на корабль по железной лестнице-трапу. Входим в помещение, где горят синие лампочки. Я спрашиваю у мамы: "А если бомба попадёт в корабль, он утонет?" Мама отвечает:"Не бойся, бомба корабль не пробьёт, он из толстого железа.
 Это был танкер "Передовик". Команда корабля разместила женщин с маленькими детьми в крошечных каютах. Матросы спали в узких проходах. В круглые окошки-иллюминаторы были видны волны. Было интересно и не страшно: корабль железный, плывёт быстро. Мы через Туапсе добрались до Батуми. И вот мы в городе, где на улицах растут пальмы. Всех поселили в зрительном зале клуба на набережной. Я забралась на сцену, где стоял рояль. Хотела открыть крышку, но не смогла.   
Постепенно люди разъезжались, находили жильё у местных жителей. Мы поселились во дворе дома по ул. Орджоникидзе. Комнату с верандой сдала грузинка Оля, которая переехала в деревню.
Ул. Орджоникидзе выходила на площадь Ленина. Вечером мы ходили на площадь. Её заполняли люди и слушали радио. После того, как диктор сообщал об оставлении очередного города, все молча расходились.
Днём с дворовой компанией мы бегали на набережную к причалу. Помню какой-то большой корабль, видимо, пассажирский, но тёмный, по которому спускались люди с узлами. В тот день
этим рейсом прибыли наши родственники : тётя Оля, бабушка Вера,Борис и Галя - дети тёти Оли.Гале было 17лет,Боре -8.Однажды прибегаю домой и вижу - мама плачет:"Немцы взяли Севастополь". Тётя Оля в июле 41-го получила  извещение, что её
муж пропал без вести в Севастополе. Впоследствие от знакомых она узнала, что его видели в колонне наших пленных.
Многое запомнилось из военного детства.Вот стою я на сцене и читаю  стихотворение. Наша школа даёт концерт в госпитале. Все раненые - в белом. Вот бегут по набережной две девушки и кричат: "Киев наш, Киев взяли!" На нашей улице поставили виселицы, снимают фильм про войну. Худенький и маленький режиссёр что-то сердито говорит рослому артисту. Мама говорит, что этого артиста зовут Борис Андреев. Потом я его вижу в кино в фильме "Два бойца". На следующий день на всех улицах мальчишки орут
"шаланды, полные кефали".Помню 9-е мая. Нас отпустили с уроков. На площади играл военный оркестр.Мы болтались весь день по городу и видели, как все радовались, обнимались, окружали военных, одного подбросили и чуть не уронили. Мой Батуми! Вторая родина. Ты спас нас от войны, а я так за всю жизнь  и не удосужилась навестить тебя. Ты стоишь у меня перед глазами. Я вижу твои улицы с магнолиями и пальмами, парк, пляж, наш двор, школу, лица соседей, девчонок-одноклассниц... Постараюсь вспомнить и написать. 
                Продолжение следует               

 


Рецензии
Очень интересно ...продолжу чтение...обязательно.
Батуми сейчас очень красив!!!
Всего Вам самого Наилучшего!!! С теплом,

Нателла Манчхава   22.04.2014 20:56     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.