Интервью с Ефимом Хазановым

Ефим Хазанов «СЧАСТЬЕ ДОСТУПНО АБСОЛЮТНО ВСЕМ!»

Дорогие читатели Проза.ру приглашаю вас познакомиться с поэтом Ефимом Хазановым

Дорогие друзья, приветствуем вас! Рады представить вашему вниманию ещё одну жемчужину Парнаса, нашего любимого поэта и редактора  Ефима Хазанова!

Ефим живёт и работает в Самаре. По профессии режиссёр, стихи – хобби. Поэзией увлёкся в далёком 1965г. До 1997г. писал “в стол”. В настоящее время работает в школе, руководит детско-юношеским театром “Дебют” и преподает “Мастерство актера”.
С 1997г. является членом Союза литераторов России.

Публикации:
В 1997г. была издана первая книга "И давайте, давайте любить..." В неё вошли ранние (в основном) стихи и песни.
В 2000г. вышла вторая книга "Мой старый дом",
В 2007г. "Станция "Дальняя".
Издал свой юмористический сборник "Час пик" - 2002г.

Сейчас готовит к выходу в свет пятитомник, куда войдёт всё творчество автора.
***
«При прочтении стихов Ефима Хазанова возникает ощущении чуда. И невольно задаешь себе вопрос: Почему?

Помимо высококлассной техники, помимо неразрывного сплава формы и смысла в них есть еще что-то, что не просто делает их живыми, близкими, родными, а заставляет замолчать и мысленно лелеять в себе это счастье соприкосновения с чудом – "Молчание не вписано в словарь…" » (Л. Безуглая)
***
 Беседует с  Ефимом Хазановым прозаик, художник, наш редактор Марина Попова.
(М.П.):
- Здравствуйте, уважаемый Ефим. Спасибо Вам, что откликнулись и согласились побеседовать со мной. Ваше настоящее имя - Ефим Хазанов? Или это - творческий псевдоним? Ваше отчество? Как к Вам обращаться?
 
(Еф.Х.):
- Нет, это и есть мои истинные имя и фамилия. Если полностью, то Хазанов Ефим Данилович. Над этим, кстати, я даже довольно часто шутил.
А обращаться ко мне Вы можете просто Ефим. Мне так как-то привычнее. И не напрягает.
 
(М.П.):
- Расскажите нам, пожалуйста, о своем детстве. Случается, человек помнит себя до рождения...
Уважаемый Ефим, Вы рано начали говорить? И Вашим первым словом было слово – мама?
 
(Еф.Х.):
- Родился в 1949г. в небольшом Белорусском городке Чериков, на Могилёвщине. Однако всё моё детство и отрочество прошло в Новозыбкове Брянской области. Здесь же и приобщился к поэзии.

Каким было моё первое слово я, конечно же, не помню, хотя по рассказам мамы говорить начал довольно рано.

Отдельные, наиболее яркие события моего детства я помню. И когда рассказывал о них маме, она удивлялась: «Как ты можешь ЭТО помнить? Ведь тебе было всего лишь чуть больше годика!» А уж начиная с 3-х, 5-летнего возраста помню почти всё и довольно отчётливо. Достаточно привести такой пример:
У нас над столом висел старый довоенный репродуктор – круглый, из чёрной бумаги. Мне три года. Когда по радио кто-то из артистов пел, я надолго замирал, прислушивался. А однажды вдруг заявил «Мама, когда я вырасту большим, я залезу в радио и буду петь».
 
(М.П.):
- Роль матери в Вашем становлении?
 
(Еф.Х.):
- Моё детство и отрочество пришлось на довольно тяжёлый для страны период – середина пятидесятых, начало шестидесятых годов.

В то время ещё были и талоны на продукты, и непонятное для меня, мальца: «килограмм в одни руки». Это касалось наиболее востребованных продуктов. Поэтому мама меня поднимала ни свет, ни заря, в мороз и в метель, кутала до бровей всякими тяжеленными женскими платками поверх пальтишка, и мы шли к магазину заранее, до открытия, чтобы быть в очереди поближе к заветному прилавку.

Маме было не до меня, не до моей дворовой жизни и тайных увлечений.

Единственное, к чему она меня пристрастила, – к чтению. Именно пристрастила. Да так, что потом была уже и сама не рада, поскольку читал я, что называется, запоем. Доходило до того, что брал фонарик, накрывался с головой одеялом – и читал, читал, читал…

А у мамы была лишь одна забота: чтобы был её сын сыт, обут, одет. Она воспитывала меня одна, и особо заниматься мною ей было просто некогда, надо было деньги зарабатывать.
 
(М.П.):
- Ещё многие десятилетия в послевоенное время у родителей была одна забота, как накормить своих детей получше и побольше. Ефим, Вы жили с мамой вдвоем?
 
(Еф.Х.):
- Мы жили в частном доме (мама называла его «жактовским»). Длинный одноэтажный каменный дом с четырьмя крылечками. В нём помимо нас проживало ещё четыре семьи. У нас было всего две комнаты и кухня с печкой. С нами жила ещё бабушка и её старшая сестра.

Мы с мамой ютились в одной из комнат, а бабушки-сёстры занимали следующую. В общем, в этом женском коллективе я был один мужчинка.
 
(М.П.):
- В каком возрасте Вы начали писать стихи?

***
«Говорить о достоинствах поэзии Ефима Хазанова легко – здесь и незаурядные рифмы, и чрезвычайная мелодичность слога, и богатейший словарный фонд, и граненая композиция, и яркие образы, и всепроникающие чувства…»(Л. Безуглая)
***
 
(Еф.Х.):
- Стихи писать начал в пятнадцать лет. Основная моя профессия – режиссура, а стихи считал просто своим хобби, не придавая этому занятию достаточной серьёзности.

Видимо, именно по этой причине до 1997 года писал «в стол».
В 1997 г. вышла моя первая книга «И давайте, давайте любить…», затем ещё две: «Мой старый дом» (2001) и «Станция «Дальняя» (2007). В настоящее время готовится к печати двухтомник моей поэзии.
 
(М.П.):

- "Вот и всё.
И отодвинул стул.
И листы разгладил осторожно.
Душу я в тетради промокнул,
Схоронил под пёстрою обложкой.
Вот она - на белизне страниц,
Как на простынях, лежит нагая,
И формат из четырёх границ
Чистоту её оберегает.
Лишь в неё вчитаюсь, чуть дыша,
И захлопну горько и поспешно...
Так ли ты чиста, моя душа,
Ну, ответь мне: так ли ты безгрешна?
Не разжечь тебя, не остудить,
Нервных строк отныне не изъять мне.
Так ступай к читателю в объятья,
Он - твой Б-г,
Ему тебя судить..."
Из сборника "Мой старый дом"
 
***
« ... мне хотелось бы остановиться на свойстве, которое давно уже сформулировано филологами как внутренний закон поэтического искусства: «максимальная сжатость словесного пространства при беспредельной емкости жизненного содержания» (Е.Г. Эткинд). Поэзии Ефима Хазанова присуща эта бесконечность смыслов, иносказательность, необыкновенная глубина и смысловая емкость каждой строки.

Дождь рисует на стекле веснушки,
Ветви клёна мечутся в окне,
И воспоминанья, как старушки,
В старых туфлях шаркают по мне.» (Л. Безуглая)
***
 
Скажите, пожалуйста, Ефим, где и как Вы овладели профессиональной техникой стихосложения?
 
(Еф.Х.):
- Всё началось в далёком 1964-ом. Сначала, как водится, необъяснимая тоска. Маленький губернский городок в Брянской области. Мне пятнадцать лет. То, что ещё год назад увлекало, скрашивало одиночество, теперь меня уже не удовлетворяло.

Мы жили неподалёку от вокзала, и каждый гудок проходящего пассажирского поезда волновал до крика. Хотелось поскорее туда, за ним, – в такое манящее и волнующее «далеко».

А тут ещё подвернувшийся невесть как и невесть откуда томик Есенина. Помню, как после прочтения (а прочёл залпом), задохнулся от красоты и образности. Захотелось непременно научиться так же. И вот именно тогда и начались мои «поэтические муки».

Первые мои опыты были в виде срифмованных записочек-признаний в любви однокласснице. Сидела она парт за пять-шесть от меня, и мне доставляло огромное удовольствие наблюдать, как при прочтении моего маленького нехитрого опуса, она густо заливалась краской. Видимо, ей нравилось. А по мне так стихи были весьма и весьма плохонькими.

Так продолжалось, наверное, с полгода, а потом я уже влюбился по-настоящему. В студентку. Она была меня этак годика на три постарше, но я, комплексуя по этому поводу, уже начал писать серьёзно. Именно ей. Именно о любви. Вот одно из таких стихотворений:
 
Думал: забуду, но сердце – посуда,
Хрупкий, непрочный хрусталь…
Очи, вы очи!
Губы, вы губы!
Даль, недоступная даль!
Думал: всё просто,
Думал: несложно,
Чувства, авось, не сгублю…
Но отчего же так сердцу тревожно?
- Сердце, ты любишь?
- Люблю!
Что ж мне так больно?
Что так печально?
Сердце устало стучать.
А на вокзалах целуют, встречают…
Ты разучилась встречать.
Жду ли чего?
Почему так растерян?
Хочется верою жить…
Ты разучилась, любимая, верить,
Ты не умеешь любить.
Годы пройдут…
Всё забуду, возможно,
Память тогда осветлю.
…Ах, отчего же так сердцу тревожно?
- Сердце, ты любишь?
- Люблю! (1965г.)
 
В общем, если скорректировать мой ответ, скажу так: специально искусству сочинительства не учился нигде, до всего доходил сам.

Писал очень много, все свои радости и переживания рифмовал и поверял бумаге. Видимо, поэтому мои ранние стихи скорее похожи на дневник, чем на продуманную Поэзию.
 
***
«У Ефима Хазанова в каждом стихотворении «…таинственный подстрочник Упрямо прячется в строке», передается нечто невыраженное словами, подспудное, но ощутимое. Откуда же это ощущение, эта уверенность в подлинном внутреннем смысле высказанного? Как понять «эти знаки, коды, шифры»? Попросту говоря: Как автору удается вложить в свои слова нечто большее, чем они означают, а читателю – вывести эти скрытые смыслы?
Ах, как горько мне!
Скорей в пургу,
В колкий снег, в заманчивую заметь!
Знаю: от себя не убегу,
В спину бьёт меня наотмашь память.» (Л. Безуглая)
***
 
(М.П.):
- В данное время Ваша работа связана с поэзией?
 
(Еф.Х.):
- В настоящее время работаю в школе руководителем детско-юношеского театра "Дебют" и преподаю "Мастерство актёра".
 
(М.П.):
- Расскажите, пожалуйста, Ефим, о своей работе подробнее.
 
(Еф.Х.):
- Когда пригласили в школу, скажу честно, отнёсся настороженно и с боязнью. С детьми мне работать не приходилось.

Однако после первого же года работы вдруг понял: это – МОЁ.

Я ведь очень люблю детей, и если меня спросят: «Какое самое великое чудо на земле?», – не задумываясь, отвечу: «Ребёнок».

В школе преподаю мастерство актёра, сценречь и сцендвижение. Кроме того, у меня полно и других забот: сценарная работа, режиссура всевозможных школьных праздников.

За восемь лет работы с детьми составил двухтомник школьных сценариев аж на 800 с лишним страниц (кто бы издал?!).

Кроме того, пишу, ставлю и иногда веду как артист всевозможные заказные праздники.
 
(М.П.):
- Ефим, у Вас есть Цель в Жизни?
 
(Еф.Х.):
- Сложный вопрос… Про то, что я уже в трёхлетнем возрасте заявил маме, что залезу в радио и буду петь, я вам уже рассказывал.

А пел я уже в детском саду, и пел много.
Потом – школа и там я не бросал занятия вокалом. Дожидался, когда школа опустеет, запирался в пустом классе и снова пел.

Потом – два Дома Культуры. В одном я числился в вокальном кружке, в другом – в драматическом.
Оба увлечения были настолько сильными, что даже к окончанию школы так и не мог решить: куда же пойти – на вокалиста, или на актёра? Прислушался к совету нашего режиссёра и рванул в театральное училище.

И, кстати, до сих пор так и не понял: верно ли я поступил? Уже в пятнадцать лет начал пописывать стихи. Писал, но никогда не придавал этому серьёзного значения – даже стеснялся: дескать, несерьёзное занятие. А вот есть ли у меня сейчас цель в жизни – откровенно признаюсь: не знаю. Живу, словно по течению, по принципу «плыви, моя лодочка». День прошёл – и ладно.
 
***
«Вот одно из самых емких стихотворений Ефима Хазанова:

Утром, подбоченясь,
Встану у окна,
И отвиснет челюсть...
Батюшки – весна!

В полдень сигареты
С полки потяну,
Глядь в окно – там... лето.
Лето?! Ну и ну!

Вечер.
Вот и проседь.
Не завить колец...
Неужели осень?
Неужель, конец?!

...Два венка у гроба.
Ночь. Покой и тьма.
Насыпь из сугроба.
Вот и всё.
Зима.
 
Скупыми мазками поэт рисует времена года и соотносит их с периодами человеческой жизни. При этом слова, выбираемые автором, соответствуют прототипичному лексикону молодого, зрелого, старого и умирающего человека, соответственно. В сознании читателя неизменно возникает концепт ЖИЗНЬ. У каждого она своя, но все думают об одном ее свойстве – быстротечности. И неизбежности конца. Такой простой, но глубокий скрытый смысл в сочетании с краткостью буквального не может не поразить читателя.» (Л. Безуглая)
***
 
(М.П.):
- Уважаемый Ефим, традиционный вопрос. Как Вы оцениваете состояние современной литературы?
 
***
«Поэзия – это мозаика слов. И какая же прелесть исходит от стоящих рядом стекляшек-слов, на вид похожих, но излучающих разный свет – разные значения и смыслы!
Не слова ли – виновники моего восторга?
 
Лексика в стихах Ефима Хазанова – самая обычная. Хотя, на первый взгляд. Богатый тезаурус дает возможность поэту чувствовать, осязать слова, видеть сквозь залежи конвенций их суть, нащупывать неуловимые оттенки, связи, переклички значений. Для Ефима Хазанова язык – бездонный кладезь. Даже привычные сочетания слов в контексте его стихов звучат по-новому:
 
С золотых волос стянув кольцо,
Женщина разделась и легла.
Сонно опрокинула лицо,
Улыбнулась, будто позвала,
И уснула, таинством дыша,
На ночь погасила конопушки…

…Всё-таки бывает и дурнушка
Необыкновенно хороша!
 
Если говорить штампами: Просто, но со вкусом. А если вникнуть, то – парадокс: стихи эти, написанные легко и просто, отвергают всякие штампы.
 
Есть у Ефима Хазанова и окказионализмы – авторские словообразования, непривычные словоупотребления, всегда оправданные, всегда вписывающиеся в смысловой узор стиха:
 
Блестит под тучею луна…
Её забрёхивают псы…

…В час, когда безлюдно на земле
И луна бокаста и округла…

Снова белые вихрят
Вьюги…

Постой, моя тоска, не многоточь!..» (Л. Безуглая)
***
 
(Еф.Х.):
- Хороший вопрос. Знаете, Марина, прохожу я по оживлённой улице мимо торгашей книгами и теперь уже практически у их лотков не задерживаюсь. Что предлагают: пухлые любовные романчики, суррогатные детективы, мистику и ещё всякую дребедень. И винить в этом торгашей трудно.

Сейчас ведь что главное? Удовлетворить спрос читающего народа. А что читает народ? А народ читает исходя из: «не заморачиваться и особо не утруждать голову «заумным»…

Мне и горько и невыносимо жаль, что Поэзия нынче – «золушка». И если я или кто бы то ни был из нашей поэтической братии, заставим хотя бы одного читателя, листнув наш томик, всерьёз к Поэзии потянуться, я буду вполне искренне считать, что не зря мы все жили на этом свете.
 
***
«Я бы сравнила его стихи с клипами. Каждое стихотворение – это цельное, ограниченное словом произведение, создающее особый мир – настолько ощутимый, что невозможно не верить поэту. Попадая в иную, созданную им реальность, чувствуешь себя причастным к тому, что происходит:

Укутав щёки глубже в ворот,
С глазами, полными печали,
Она стояла. За плечами
Ночь.
Фонари.
Сугробы.
Город.
Неслись во тьму составы мимо,
От шпал откалывая льдинки,
И тонкую наслойку грима
Рвала горячая слезинка.
Мелькнули жёлтым шлейфом окна,
И гул за поворотом замер…
…Она погасшими глазами
Смотрела вдаль хмельно и мокро.
А там, во мраке, снежной складкой
Залёг сугроб, что мчал по следу…
…Ведь говорил же Он: «Приеду.
Ты только жди, родная, ладно?»
Уже весну сменило лето,
Дождями отстучала осень,
Ждала. Писала. Нет ответа.
Ожогом в сердце: «Бросил, бросил!»
В ночи дрожит звезда высОко,
К утру в сыром тумане тонет,
А на безжизненном перроне –
Она, больна и одинока.

…А где-то, в трёх часах полёта,
За сотни вёрст, рассветных дымок –
Крест у дороги. Насыпь. Снимок.
Его улыбчивое фото.

В этом стихотворении нет ни одного лишнего слова, и все они работают на создание живописных, емких, зримых образов. Слова звучат и вызывают в сознании читателя живые картины, выстраивающиеся в стройный аудио-визуальный ряд. Читатель словно посмотрел фильм – заглянул в иную жизнь, в иную душу.

Так визуализация современного общества проникает и в поэзию…»(Л. Безуглая)
***
 
(М.П.):
- Хватает ли Вам времени для чтения литературы? Читаете ли классиков? Ваши любимые авторы? Есть ли любимые среди современников?
 
(Еф.Х.):
- Увы! К великому моему сожалению, времени на чтение просто катастрофически не хватает. Очень много его отнимает режиссура и сценарная работа. А ещё… «заказухи». Пусть простят меня за это друзья-поэты, но… «очень кушать хочется».

Именно поэтому я почти не знаю современную литературу – ни поэтов, ни прозаиков. А вот классиков я обожаю! В своё время читал запоем. От русской классики до зарубежной. Я уже говорил и снова повторю: доходило даже до того, что читал с фонариком под одеялом (тайком, чтобы не ругала мама).
 
(М.П.):
- Что можете сказать об уровне современных поэтов на литературных сайтах?
 
(Еф.Х.):
- Да простят меня друзья-поэты, но отвечу так: сетевая поэзия, к сожалению, пока ещё не совсем того качества, какого хотелось бы.

Видимо, в этом в первую очередь «повинны» сами поэтические сайты – те, на которых нет модерации стихов вновь регистрируемых авторов.

Меня часто приглашают в судейские корпуса того или иного конкурса. После того как перелопачу всю эту предлагаемую к конкурсу поэтическую груду, я начинаю тихо и бессовестно ненавидеть наш Великий и Могучий...
 
(М.П.):
- Ваше отношение к сетевым конкурсам.
 
(Еф.Х.):
- К сетевым конкурсам отношусь крайне отрицательно. Считаю их недостаточно объективными.

Уж и не знаю, каким образом откровенно слабые произведения вдруг встают в тройку лучших по итогам того или иного конкурса?

Что это – круговая порука, недостаточно профессиональное судейство?
Не знаю. Одно знаю точно: что-то в самой системе оценок надо менять.
 
(М.П.):
- Как Вы считаете, достойно ли автору в своей аватарке публиковать нечто устрашающее вместо своего фото или картинки, отражающей творчество автора?
 
(Еф.Х.):
- И этот вопрос я оценил, поскольку и сам задавал его себе не раз. Ещё тогда, когда впервые вошёл в сеть на поэтические сайты.

Я не понимаю, зачем многие (даже вполне приличные поэты) это делают? Чего боятся, кого стесняются?

Ведь иногда до смешного доходит: я благодарю визитёра за добрый отзыв на мой стих, пишу: «Спасибо, милая!», а мне в ответ:
- «Я не милая, а м и- л ы й. И зовут меня Вася»…

Теперь уже отвечаю на отзывы весьма осторожно, избегая личных обращений.
 
(М.П.):
- Как Вы относитесь к тому, что вместо комментария под стихом оставляют цветы, либо ещё что-то? И нужно ли писать комментарии под стихами? И нужны ли Вам комментарии?
 
(Еф.Х.):
- Резко отрицательно (это о букетах).

Поэт выставил стих, дабы собрать как можно больше мнений о нём, и что-то из позитивных (или даже негативных) отзывов почерпнуть, исправить в своём произведении, пока не поздно, а ему – нате вам! – букетик.

Комментарии нужны всем, даже профессиональным поэтам. А лично мне… Отвечу: я двухтомник выпускал, и была масса стихов, что называется, с пылу с жару. Как же остро нуждался я в критике на каждый из них!

А мне вместо продуктивного разбора с указанием тех или иных ошибок – букетик! В лучшем случае – «браво!».
 
(М.П.):
- (Смеюсь) Уважаемый Ефим, артистам дарят «букетики», выражая свой восторг и благодарность.
 
Почему же не выразить благодарность своего сердца цветком?! Мне самой иногда хочется просто помолчать. Порой читаешь, наслаждаясь мастерством поэта. И чувствуешь, что разбиваешь эту гармонию своими прозаическими комментариями. А поэт дарит миру гармонию, ритм.
 
Кстати, о ритме. В.Солоухин написал «работа должна быть не во всякое время, а в определенные часы, потому что с утра я должен делать свое основное дело – писать, расставаться с которым я не собираюсь, да и не имею права.», «Моя прекрасная Адыгене» А Вы как относитесь к ритму, Ефим? В жизни, в работе.
 
(Еф.Х.):
- Солоухин прозаик. Не берусь судить, все ли прозаики работают по принципу Солоухина, но Поэзию, на мой взгляд, нельзя пристроить к какому-либо ритму.
На то она и Поэзия: осенило – написал.

Она одноразова, неритмична в своём труде. А если Поэт работает в режиме Солоухина, я не поверю его стихам.

Это будет «датская» поэзия (от слова «дать»). Вот и будет он «давать» по три четыре штуки за день.
А это уже не Поэзия – заказуха. Свои «заказухи» я в Большую Поэзию не впущу, как бы на первый взгляд они здОровски не были написаны.

Хотя и их я пытаюсь писать так, чтобы не было стыдно ни перед заказчиком, ни (прежде всего!) перед самим собой. Не постыжусь и приведу пример одной такой своей заказной работы…
 
Здесь пахнет вечной музыкою зал,
Здесь с мастерством, усердьем и любовью
Симфонию маэстро Шостакович
Когда-то на рояле сочинял.

Уже за этот старенький рояль
Вам надобно бы в ноги поклониться.
Так повелось: приходят к вам учиться,
Чтоб завтра упорхнуть за славой в даль.

Хранишь ты, школа, Музу для людей,
Гордясь учеников своих соцветьем.
Мы поздравляем в этот красный день
Тебя с твоим семидесятилетьем!
 
(М.П.):
- Ефим, случались ли в Вашей жизни незабываемые встречи, которые оставили неизгладимое впечатление на всю Вашу жизнь?
 
(Еф.Х.):
- Неизгладимое впечатление на меня оставила встреча с Евгением Евтушенко. Было это в 1998 году. Он приезжал к нам в Самару.

Нас была группа поэтов, и мы вместе с Евгением Александровичем плыли на пароходике по Волге в село Ширяево.

Там у нас находится музей Ильи Репина. Много говорили, много фотографировались…
После этой встречи, мне кажется, я и писать стал иначе – гораздо шире и в тематике и в качестве.
 
(М.П.):
- Были у Вас в жизни забавные случаи?
 
(Еф.Х.):
- Самым забавным и в то же время горьким было для меня одно событие: мой юбилей. Проводили мы его в одном из Домов Культуры.

Вывесили заранее афиши, где крупным шрифтом было: ЕФИМ ХАЗАНОВ, остальное – меленько. Каково же было моё удивление, когда в назначенный день я вдруг увидел: зал набит битком.

Оказалось, пришли на Геннадия. Народ, не ознакомившись толком с афишей, лишь издали прочтя то, что крупно, явился не на того Хазанова.

Вот уж действительно – и смех, и слёзы.

После этого случая я и сам стал довольно зло подшучивать над собой и, знакомясь с кем-либо, всегда первым делом извинялся за свою фамилию.
Даже набросал такое четверостишьице:

Пишу не громкой славы ради,
И не для творческих смотрин.
Хазанов я, но… не Геннадий,
Ефим – и всё же… не Шифрин.
 
(М.П.):
- Действительно, смешно и грустно. Толпа разочарованных людей – зрители на Вашем юбилейном вечере! Необходимо большое мужество, чтобы выпить эту чашу горечи. Здесь Вам, по всей видимости, пришлось использовать свое актерское мастерство и всё своё личное обаяние. Горькое счастье…

Ефим, что в Вашем понимании счастье и достижимо ли оно для всех людей?
 
(Еф.Х.):
- У-у-у, милая! Эва, хватили! Глобальный вопрос. И требует глобального ответа. Попробую ответить… Однако, знаю наперёд, «глобальности» в ответе не будет.

На мой взгляд, счастье складывается из махоньких счастьиц… Встал утром – ничего не болит: счастье!
Отдал полштуки долга, который на тебе гирей висел, – счастье.

Написал классный стих, такой, что аж ладошки взмокли от удовольствия, – счастье!
Чмокнул в пунцовую щёчку малыша (женщину в губки) – счастье, счастье, счастье…
 
А вот исходя из этой моей теории, и можно сделать следующий вывод: СЧАСТЬЕ ДОСТУПНО АБСОЛЮТНО ВСЕМ!
 
(М.П.):
- Каким Вам видится грядущее Земли и людей? И в частности, будущее литературы?
 
(Еф.Х.):
- Точно утверждать не берусь. Одно лишь знаю наверняка: не таким, каким вижу сегодняшнее настоящее. Я по характеру оптимист и верю в самое лучшее. Мне кажется, что пора этого мирового сумасшествия рано или поздно схлынет. Возродится вечное Истинное, сгинет сиюминутное Ложное. А чтобы не словоблудить, отвечу коротко – своим стихотворением:

Что это будет – время полутьмы?
Час скорби и последующей славы?
…В пирог, нафаршированный людьми,
Добавят и поэтов для приправы.
И слово затеряется в веках,
И затвердеет в немоте планета,
Но, всё же, в заповедных тайниках
Останутся сонаты и сонеты.
И кто-то чуткий, шар земной рыхля,
Молиться станет над сырой могилой,
Чтобы пролился дождь,
Чтобы земля
Ещё, ещё поэтов народила!
 
(М.П.):
- Ваше любимое стихотворение, написанное Вами.
 
(Еф.Х.):
- Начну с того, что никогда не писал и не пишу специально, по принципу «дай-ка напишу».

Набухло внутри меня нечто необъяснимое, набухло так, что аж кричать хочется, – тогда и сердце и рука в гармонии.

Они сами ведут меня к бумаге. Видимо, именно по этой причине я за всю свою творческую жизнь написал так мало – всего-то около пятисот стихов и чуть более пятидесяти песен. А любимые стихи? Любимые, как правило, всегда последние. Вот одно из них:

Я помню, как настойчиво молчал
И в тусклый потолок прищуром целил,
Где паучок, будто артист на сцене,
Двух охладевших душ не замечал…
Была ещё пощёчина свежа,
И болью, и обидою горела.
Меж нами, словно вычерчена мелом,
Скукожилась простынка, как межа,
И мы, огнём обид опалены,
Двумя полями полегли сожжено.
И бились, бились в пульсах напряжённых
Удушливо и жарко две волны.
Заря туманом прилегла к окну,
Но солнце птицы-скрипки возвестили,
И всё, что было врозь, соединили…
Две любящих души слились в одну.
10 марта 2013 г.
 
(М.П.):
- Спасибо Вам огромное, уважаемый Ефим, за интересную беседу! Ваше пожелание авторам Парнаса.
 
(Еф.Х.):
- Истинного, неподдельного.
 
(М.П.):
- Дорогие друзья, спасибо вам за внимание.

В работе использованы выдержки из работ “О поэтическом мастерстве Ефима Хазанова” и “Скрытые смыслы в поэзии Ефима Хазанова” Лилии Ростиславовны Безуглой - доктора филологических наук, профессора кафедры немецкой филологии и перевода Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина

Всех вам благ, дорогие друзья и мирного неба над головой!

С любовью, ваша Марина Попова.

Огромное спасибо администрации Парнаса за возможность общения с интересными людьми и за моральную и техническую поддержку!


Ссылки на страницы Ефима Хазанова

http://www.proza.ru/avtor/khazanov -  проза.ру

http://www.stihi.ru/avtor/khazanov -  стихи.ру


Рецензии