Взрослые и дети
--- Это не пуговица, а свисток!
--- Сама ты свисток. Дырочки видишь? Вот. Пришить, куда хочешь, можно!
--- Дай сюда. Фью! Видишь? Значит, свисток.
--- Дай сюда! Возьму у мамы иголку и нитку, пришью к пальту и будет пуговица.
«Пуговица или свисток?». Бурная, принципиальная, плодотворная, синэнергетическая дискуссия на грани рукопашной. Вполне могла разыграться в ток-шоу на ТВ. Или на интернетовском форуме. Или на интерактивном радио. Или га сессии парламента. Или у базарного прилавка в тихом городке где-нибудь во вполне взрослой стране Замкадии…
Веду сына в кинотеатр «Звезда» на «Полосатый рейс», предвкушая веселье в чистом виде. Классическая комедия.Народ смеется в лежку. Сережа внимательно следит за событиями на экране.
После того, как обмыленный Леонов выскакивает из ванны и спасается от тигра, показав зрителям голый афедрон, очередная эйфория.
В наступившей наконец паузе Сережа громко, отчетливо и очень искренне спрашивает:
--- Папа, почему все смеются, а мне не смешно?
Зал умирает от смеха над хохмой --- на сей раз над нечаянной детской хохмой по эту сторону экрана.
ххххх
А кто из крутых взрослых мачо перед толпой честно признаться, что ему не смешно?
Мне самому иногда годами непонятны шутки, над которыми
малые дети, студенты-первокурсники, солдаты-первогодки, как говорится, заводятся с полуоборота. Психолог Калифорнийского университета (Сан-Диего) Фрэнсис Г. Таг называет этот феномен «несовпадением юмористических уровней». То есть, дело не в качестве анекдота и не в IQ реципиента, а просто в раных уровнях субъекта и объекта юмора. Ничего личного.
ххххх
Дети смеются, узнавая привычную нелепость или забавность. Дети хоочут надчем-то неожиданным, безовбразным, но не пугающим. Дети смеются, подражая окружающим, из чувства стайности, чтобы не выделяться из толпы.
ххххх
Дети, это доказано научно и на практике, гораздо интернациональнее и кросскультурнее, чем взрослые. Маленькие дети дипломатов, играющие в одном московском дворе, начинают разговаривать и свободно общаться без словарей и переводчиков через неделю общих игр.
Дети обладают инстинктами, приобретенными рефлексами, но лишены взрослых комплексов и предрассудков. Дети независимо
от многих факторов и фактов, попадают в ИДЕНТИЧНЫЕ ситуации навсехконтинентах, в любые
времена, при любых режимах. Скатологические шутки про гадкого первоклассника мне довелось услышать сначала на Острове Свободы и в братской народной Польше,а потом уже в СССР. Только советского школьного хулигана звали Вовочкой, а на Кубе это был Пепито,а в Варшаве Янек.
ххххх
Если этого не знать, то возникает своего рода анекдотический шовинизм, юмористическое зазнайство --- «Наши анекдоты --- самые анекдотические анекдоты в мире!».
Зима. Лютый мороз, ветер. Сын выскакивает во двор погулять.
--- Немедленно вернись и надень шапку! --- кричит мать.--- Мне на тебя смотреть холодно!
Айзек Азимов рассказал об этом эпизоде своего американского детства в «Автобиографии», вышедшей посмертно на пороге XXI века. А я в этой дежавю-ситуациипобывалтремя десятилетиями раньше, когда в далекой от Нью-Йорка ситуации любящая мать кричала ТО ЖЕ САМОЕ на Тольку Махортова, друга моего кучерявого детства.
Может, поэтому, в силу общего генезиса большинство детских анекдотов переводятся легко и точно.
ххххх
Из моих любимых «коронок» маленького Сережи.
--- Скелет? Сережа, а что такое скелет?
Сын отвечает мгновенно:
--- Скелет --- это отрубленный человек!
Лето. Воскресенье. Аккуратно будит меня:
--- Проснись, пойдем на сопку гулять.
--- А что там на улице? Дождь опять или солнце? --- интересуюсь я, зевая во весь рот.
Идет к окну, возвращается, докладывает четко:
--- Дождя нет. Солнца нет. Одно небо!
Свидетельство о публикации №213043000955