Укротительница хаоса гл. 6

( текст написан в 2010 году )

Ольга произнесла эти слова.

 Я уже приготовилась что-то сказать, но она не ждала ответа, она говорила и говорила, дополняя уже сказанное  деталями , которые будили моё профессиональное воображение и мешали мне быть просто слушателем, просто подругой.

 Она хотела, чтобы я была для неё психологом, хотела  и боялась этого одновременно. Так часто бояться люди, кое-что знающие о работе психолога, испытывающие нужду в психологическом знании, но не умеющие или не желающие признать существование этого знания как профессии другого человека.

Ольга не была исключением.

 Она читала книги по духовному совершенствованию человека, издаваемые людьми, которые называли себя целителями, ясновидящими, пророками, колдунами или магами. Она любила эти книги, так же как и астрологию, которая помогала ей объяснять прошлое и настоящее как безусловное, как естественное, как то, что случилось, потому что должно было случиться.
Этот её фатализм я слышу и сейчас, когда она говорит о своей судьбе Стрельца, рождённого в год Огненного Дракона.

 Вдруг прорываются слова, обращённые к Богу, обращённые с мольбой о пощаде, с мольбой о защите и милости.
- Господи, научи меня, как жить дальше...

Она останавливает себя и начинает оправдываться, что давно уже ночь, пора спать и мы завтра поговорим опять.
 Оля положила трубку, услышав от меня пожелание спокойной ночи.

Только тут я почувствовала, что у меня онемела рука, державшая эту трубку.
Долгим был наш разговор. 

Нет, у него не было продолжения, того, в котором бы снова повторялись темы потери и отсутствующая любовь других людей.

Мы говорили о другом, что стало предельно актуально после похорон Бента.

Ольга потеряла право на проживание в цивилизованной стране, у неё не было той, заветной для многих , регистрационной карточки  постоянного проживания .
 Было разрешение , но на временное , а время это стремительно убегало, и уже пустыми были хлопоты о разрешении на постоянное проживание, которые начал Бент.

После его смерти у Ольги не осталось ни дома, ни денег - хаос снова придвинулся угрожающе близко, уничтожая сон, аппетит и ясность голоса.

Она ещё ходила на работу и отправляла посылку за посылкой сыну, дочке, младшей сестре, которая ждала своего второго ребёнка.

Ольга экономила на всём, она научилась покупать нужные вещи на блошинных рынках, и в  уценённых магазинах – таких в стране -великое множество . Именно в них можно купить за символические цены одежду и электротовары, компьютеры и обувь, которые местные жители  уже считают несовременными, или просто выбросили , так и не открыв фабричную упаковку.

- Мы живём в обществе избытка, а не недостатка. Так говорят они о своей стране, где никто и никогда не умирал от голода.

Законная гордость этих слов была по сути бессодержательна для нас, выросших в эпоху всеобщего дефицита в своей большой стране.

 Ольга, как и я сама, пыталась покупать впрок одежду и обувь для внуков, для племянников, все те милые и необходимые вещи для дома, которые делают его уютным и красивым.

 За минимальные деньги она пополнила свой гардероб прекрасными вещами, которые  женщины этой страны  не только не носят, но , думаю, и не умеют носить.

Когда она приезжала ко мне, то я видела как соседки смотрели на неё – так смотрят на экзотических птиц . Была в этих взглядах и зависть, и раздражение от собственного неумения ( или нежелания ) выглядеть так, как умела она .
Элегантная экстравагантность – это Ольга в её кожаных брюках и шоферских перчатках, в пиждаке, которому не найти описания или в  небрежном пончо, развевающейся  на вечном ветру шали... Всегда яркая под серыми северными  небесами, на малолюдных улицах провинциальных городков.
( продолжение следует )


Рецензии