Воспоминания бывшего строителя. 1958-1965. Ч. 4-я

Моше (Михаил) Цивин               

Воспоминания бывшего строителя
(Часть 4-я. 1958-1965) 

В предыдущих воспоминаниях рассказал, что в годы войны с Германией, будучи в эвакуации в Мордовии, я работал на лесозаготовках. А в начале сентября 1945г. возвратился на родину,  в  город Могилёв Белоруссии. Там в 1948г. окончил строительный техникум.  Затем в составе Полесского облстройтреста, действовавшего в  г. Мозыре на юге Белоруссии, 4 года работал мастером, старшим прорабом (начальником участка), а в конце периода – начальником производственно-технического отдела (ПТО) стройтреста. В районном центре Петриков нами были восстановлены объекты кирпичного завода № 18, разрушенные во время войны, и были построены новые. Была восстановлена и разрушенная средняя школа. Летом 1952г. Министерство меня перевело в г. Алупка Крыма. Там завершили затянувшееся строительство санатория «Белоруссия». А осенью 1954г., после сдачи этого объекта в эксплуатацию, был переведен в Минск.  В качестве начальника участка в начальный период построил в центре города, вблизи площади «Победы», жилые дома, общежития, учебный корпус  института иностранных языков, кинотеатр «Мир».

В период завершения этих работ, по проекту института «Белгоспроект», стройуправление № 2 (СУ-2) стройтреста № 1, в котором я работал, начало разворачивать работы рядом с улицей Волгоградская. Впервые в Белоруссии там построили экспериментально-показательный микрорайон на 12 тысяч жителей. 4-5тиэтажные жилые   дома были возведены со стенами из крупных силикатных блоков белого цвета. Их изготавливали на заводе в Минске. Если мне не изменяет память, для такого строительства требовалась 23 разновидности блоков. Дома строились по типовым проектам. Постепенно на эту работу были переведены коллективы всех четырёх  участков нашего стройуправления.  Монтаж блоков осуществлялся с помощью башенного крана. Рабочие быстро освоили этот метод.  Надземная часть такого дома возводилась высокими темпами.

Котлованы под здания отрывались экскаваторами. Но выполнялся некоторый объём  земляных работ и вручную. Фундаменты, стены и перекрытия подвала монтировались из сборных железобетонных и бетонных блоков  с помощью  передвижных кранов. После возведения подвала здания вокруг него с  помощью бульдозера производилась засыпка землёй оставшейся части котлована. Затем выравнивалась площадка, на которой устанавливался башенный кран на рельсовых путях, для строительства надземной части здания. Большой объём земляных работ требовался для прокладки  сетей водопровода, канализации, централизованного теплоснабжения и подачи горячей воды, а также электроснабжения, телефонной связи. Нужно было также выполнить работы по благоустройству территории вокруг здания. И все это, с участием субподрядных организаций, выполняло  сь каждым  участком для домов, которые ему поручили строить.

Вспомнилось, что в то время один из авторов проекта микрорайона архитектор «Белгоспроекта» О. Б. Ладыгина с дарственной надписью подарила мне фотографию общего вида проекта всего микрорайона, расположенного между улицами Волгоградская, Кавалерийская и Кедышко. На обороте указала, как должны быть оборудованы детские площадки. Это фото сохранилось до сих пор. Меня с ней в период трудовой деятельности неоднократно сводила судьба. В начале 2008 года в возрасте 86 лет  заслуженный архитектор Беларуси Ольга Борисовна. Ладыгина, очень хороший работник, приятная и доброжелательная женщина ушла из жизни. Благословенна память о ней.

Так как строительство микрорайона было экспериментальным, и в таких масштабах осуществлялось впервые в Белоруссии, на территории стройки  оборудовали технический кабинет. Его постоянно посещали делегации с разных мест СССР, которые знакомились с особенностями нового вида строительства. В микрорайоне, помимо жилых домов, были построены  школа, детские сады, магазины, дом с мастерскими бытового обслуживания. На этом строительстве работал и наш участок. До его начала, будучи в командировке в Москве, случайно оказался на строительстве большого жилого района. На его территории было отмечено, что работы нулевого цикла выполняет специальная организация. Такого в Минске  в то время не было. Нулевой цикл – это работы ниже уровня пола первого этажа. То есть, работы по возведению фундаментов, стен, перекрытий подземной части здания, а также всех подземных коммуникаций и благоустройство территории. В то время в Белоруссии они выполнялась той же организацией, которая возводила и надземную часть здания.

И меня осенила идея: один из четырёх строительных участков стройуправления сделать участком нулевого цикла. Полагал, что в этом случае упростятся работы на остальных трёх участках и увеличатся темпы производства работ. И эту идею я предложил начальнику стройуправления И. Расину. Но, я не прислушался к советам бравого солдата Швейки из произведения Гашека: «Никогда начальству не предлагай никаких идей. Будешь выполнять их сам». Так произошло и со мной. После нескольких недель обдумывания И. Расин выразил согласие с идеей и предложил моему участку выполнять работы нулевого цикла.  Я, конечно, согласился. Но не учёл одного обстоятельства.

План работ строительного участка в денежном выражении определялся сметной стоимостью выполняемых работ. А затраты на оплату труда рабочих, при выполнении работ по нулевому циклу, в процентном отношении к общей стоимости этого вида  строительства, были значительно выше, чем расходы на труд в строительстве надземной части здания. Фонд заработной платы рабочих строительного участка определялся на базе планового фонда заработной платы всего стройуправления, устанавливаемого строительным трестом. Он распределялся по участкам организации плановым отделом стройуправления. Начальником планового отдела в то время была  Мария Махлай, не имевшая строительного образования. Ей сложно было в должной мере оценить ситуацию. В результате на работах по нулевому циклу наш участок  оказался в гораздо более трудном положении, чем другие, выполнявшие только надземные работы. Они легко выполняли план в денежном выражении, вкладывались в запланированный размер фонда заработной платы, а мастера, прорабы, начальники участков получали премии. Наш участок с трудом выполнял план, часто перерасходовал фонд заработной платы, и мы почти не получали премии.

Конечно, я всё время добивался у руководства стройуправления учесть специфику работы нашего участка, при планировании фонда зарплаты рабочих . Постоянно ссорился с начальником планового отдела. Что-то удавалось решить. Но, в недостаточной степени. В результате руководство стройуправления нашло иное решение. Параллельно с выполнением работ по нулевому циклу и благоустройству всей территории микрорайона, нашему участку дополнительно поручили и строительство некоторых зданий в полном объёме. В какой-то степени это улучшило ситуацию. Вместе с тем, нарушился первоначальный замысел, и в должной степени не была решена его основная цель.
 
На территории второй очереди микрорайона по ул. Волгоградская начал действовать созданный в то время Домостроительный комбинат (ДСК), который впервые в Минске построил несколько  крупнопанельных домов. И для них наш участок выполнил работы нулевого цикла. Впоследствии, когда масштабы работ ДСК возросли, они стали выполнять весь комплекс работ по строительству жилых домов. У них была создана специальная организация для выполнения работ нулевого цикла.
По мере расширения строительства микрорайона, к его проектированию подключился и проектный институт «Минскпроект». Он разработал проект дополнительной части микрорайона от улицы Кавалерийской (Позднее ул. Кнорина) до ул. Якуба Коласа. Расширялся микрорайон и вглубь территории, которая ранее планировалась для строительства ипподрома. Поэтому улица Волгоградская прежде называлась Ипподромная. Наш участок, помимо строительства зданий, выполнил, с помощью субподрядных организаций, почти все работы по подземным коммуникациям, благоустройству и озеленению всей территории  микрорайона. Были оборудованы детские площадки.

Когда работы по микрорайону приближались к завершению, строительные участки постепенно переводились в другие места Минска. Нашему участку поручили строительство зданий по улице Толбухина. Эта строительная площадка примыкала к противоположной стороне микрорайона по ул. Волгоградская. Стройка получила официальное название: «Комплекс жилых домов и культурно-бытовых зданий по ул. Толбухина в Минске». В составе этого комплекса – три 9-тиэтажных крупнопанельных жилых дома. Между ними двухэтажные здания, в которых разместились ателье индивидуального пошива, столовая и др. На левом краю комплекса – кинотеатр «Партизан» на 1000 мест.  Проект этого комплекса был разработан в архитектурно-конструкторской мастерской № 2 (АКМ-2) института «Белгоспроект» авторским коллективом в составе архитектора Ю. Шпита,  инженеров          Г. Мадалинского, А. Телеша,  В. Журавского,  М. Кириенко, Л. Кирзнера,  И. Паперно. Именно в этой мастерской позднее суждено было работать и мне. 9-тиэтажные крупнопанельные жилые дома были впервые построены в Белоруссии. До этого из крупных панелей возводились только 5-тиэтажки.  Смонтировал их конструкцию Домостроительный комбинат (ДСК). Часть внутренних работ новых видов домов по ул. Толбухина выполнил наш участок, который осуществил и строительство всех остальных объектов комплекса.

Запомнились несколько эпизодов, связанных со строительством кинотеатра. Основанием под полы зрительного зала, в соответствии с проектом, должен был стать естественный грунт. В процессе устройства фундаментов были отрыты широкие и глубокие траншеи. В проекте была запись: «При засыпке траншей после устройства фундаментов грунт необходимо послойно уплотнить». Легко это было написать. Но как это сделать? Дело серьёзное. Но если не уплотнить грунт должным образом, то в процессе эксплуатации кинотеатра  полы зрительного зала могли бы осесть.  Вблизи  площадки строительства как раз находился районный участок городской пожарной охраны. Мне удалось договориться с его начальником, чтобы пожарники прокладывали шланги от ближайшего на улице противопожарного гидранта. И по ним подавали  воду для поливки и уплотнения грунта. Чтобы не нарушать в районе водоснабжение жилых домов, воду в кинотеатр подавали в ночное время. Ситуацию облегчило то, что грунт был в основном песчаный. Прошло несколько ночей подачи воды в нужные зоны, и земля основательно уплотнилась. Устройство полов уже не вызывало опасений.

Так случилось, что когда строительство комплекса по улице Толбухина полностью развернулось, меня повысили в должности. В ноябре 1963 года назначили главным инженером СУ-2. Прежний главный инженер С. Герчиков перешёл в другую организацию. Вместо меня начальником участка назначили прораба В. Микульчика. И хотя мне пришлось заниматься делами, связанными со многими объектами стройуправления, я продолжал немало времени и внимания уделять комплексу по ул. Толбухина. Расскажу  ещё  о двух эпизодах строительства кинотеатра.
    Перекрытие над первым этажом в зоне вестибюля и в части зрительного зала необходимо было выполнить из монолитного железобетона.  Началась зима, грунт  замёрз. Несмотря на это, чтобы не терять времени, решил установить опалубку на этот грунт. Устройство опалубки со стойками из бревен и настилом из брусков и досок, особенно для большого объёма работ, – процесс весьма трудоёмкий и длительный. Когда опалубка была готова, уже приближалась весна. И тут выяснилось, что на заводе стройтреста № 1, где изготавливались  детали для железобетонных конструкций, нехватка арматурной стали. Поэтому наша заявка на арматуру для кинотеатра не выполнялась. Возникла опасность, что из-за таяния грунта опалубка осядет, и весь длительный труд по её установке пропадёт.

Я обратился на завод, директором которого был Семён Волочинский. Ранее он работал прорабом в нашем стройуправлении. Был момент, когда во время моего очередного отпуска, он сменил меня на должности начальника участка. Привёз его на строительную площадку     (В моём распоряжении была легковая автомашина) и познакомил со сложившейся ситуацией.  С. Волочинский понял ситуацию, и распорядился  в первую очередь направить арматуру для железобетона на строительство кинотеатра. Но это требовало времени. А температура воздуха повышалась. Чтобы задержать таяние грунта, на котором размещалась опалубка, я распорядился укрыть его минеральной ватой (шлаковатой). Снабженцы получили команду доставить на стройку несколько автомашин такой ваты. И ею был укрыт весь грунт под опалубкой.

Наконец привезли арматуру, и на её установку мы мобилизовали всех рабочих арматурщиков стройуправления. При таком большом объёме работ и необходимости срочных темпов её выполнения, мастер объекта физически не имел возможности контролировать установку арматуры в соответствии с чертежами. Чтобы избежать ошибок, я обратился к авторам проекта за помощью. В результате под контролем А. Телеша и               В. Журавского в течение нескольких дней арматура была установлена в соответствии с чертежами. И в короткий срок был уложен бетон. Стало уже тепло. А когда бетон набрал нужную прочность, была убрана опалубка. А с ней и минеральная вата, под которой ещё не растаял грунт. И тогда в должной степени было оценено её применение.

Немалые сложности возникли и с устройством перекрытия кинотеатра, длина которого в глубину 44,0 метра. Ширина  с фасадной стороны – 38,0 м., с тыльной – 24,8 м.  В соответствии с  проектом, на кирпичные стены нужно было установить группу стальных ферм длиной 44 метра. Они должны были перекрыть зрительный зал по его длине и консольно – вестибюль со стороны главного фасада. Технически это было очень сложно. Возникла и проблема. На низ ферм необходимо было уложить сборные железобетонные плиты перекрытия относительно небольшого размера. Но такие плиты не выпускали заводы. Пришлось вместе с проектировщиками несколько раз побывать на разных заводах. И нам удалось договориться с руководством одного из них. Там согласились изготовить нужные плиты.

Монтаж ферм осуществила специальная организация с помощью двух передвижных кранов, один из которых  установили с фасадной стороны кинотеатра, а второй – с тыльной. Монтаж одной фермы одновременно двумя кранами был весьма сложным и рискованным. Но работу удалось выполнить без осложнений. К консольным концам ферм на стороне главного фасада, прикрепили металлические стержни, второй конец которых закрепили внизу в стене над входом в кинотеатр. Стержни с помощью специального устройства с винтовой резьбой  натянули концы ферм, что улучшило их работу. Между стержнями укрепили металлические переплёты для остекления фасада здания. В конструктивном отношении это очень интересный объект. Кинотеатр «Партизан» был запроектирован талантливыми специалистами. Он был открыт в декабре 1966г. А в 2005г. была сделана основательная реконструкция здания.  И оно получило название «Дом кино». Позднее была сделана ещё одна реконструкция.

Конец 4-й части
30 апреля 2013г.   


Рецензии