Руки ветерана, дарующие жизнь

Неумолимо время: редеют ряды мужественных защитников нашей Родины. И как драгоценно сейчас личное свидетельство тех, кто  отстоял нашу независимость.
- В 1939 году, когда  я окончил десять классов, - вспоминает кавалер Ордена Великой Отечественной войны Тарас Маркович Курузян, - к своему удовлетворению и радости родителей, поступил в Ростовский сельхоз машиностроительный институт. Все мы тогда были в предчувствии войны. В армии шло перевооружение, новая техника требовала более подготовленных солдат, вот мне и многим другим студентам отсрочили учёбу.
Вместо учёбы в институте Тараса Курузяна направили на Балтийский флот в школу младших военных специалистов. Курс он окончил успешно и был причислен к лётной эскадрильи под Ленинградом  воздушным стрелком-радистом.
- 23 июня 1941 года наш экипаж получил первое боевое задание – провести разведку над Финляндией. Финны придерживались нейтралитета, но было крайне важно, чтоб они его соблюдали фактически.
В центре стола на почётном месте в квартире Тараса Марковича стоит увеличенная фотография членов его экипажа. О  каждом он рассказывает, словно не прошло семидесяти лет…
- В первые же дни войны немцы вывели из строя почти всю авиацию Ленинградского военного округа. На наших аэродромах был идеальный порядок, самолёты стояли очень ровненько, в каре…, - руки ветерана дрожат, показывая на столешнице расположение наших новеньких самолётов и то, как просто было немцам расправиться с ними. - Там я получил первое ранение в голову, пуля прошла по касательной. С такими «царапинами» мы стыдились лечиться, да и не до того было. Фашистская танковая армада подошла к Даугаве. Были собраны оставшиеся двадцать девять самолётов...
Из этой операции вернулось девять машин, в том числе и самолёт, в котором был Тарас Курузян, получивший второе лёгкое ранение. И опять – не до госпиталя. Но у лёгких ранений бывают тяжёлые последствия. Отличный стрелок, Тарас Курузян стал резко терять зрение. Около года скитаний по госпиталям. Комиссован он был с диагнозом: зрение лишь в «светоощущении».
- Я вернулся в освобождённый Ростов, поступил в мединститут, с помощью бывших одноклассниц закончил его, кстати, с «отличием», был сталинским стипендиатом. По распределению работал в Улан-Удэ. Потом – интернатура, практиковал в Калининграде. В  1960 году мне представился выбор места работы. Зелёный, чистенький, умываемый тогда спецмашинами Таганрог, очаровал меня...
За долгие годы работы врач высшей категории Тарас Маркович Курузян заведовал родильным домом, онкодиспансером.  Его профессионализм, сердечность снискали уважение и дружеские отношения с участниками экспедиции в Арктику, особенно с Х.И. Греку, военачальниками и космонавтами, особенно с В.А.Джанибековым, со многими таганрожцами.  Но с особой любовью он показывает пачку фотографий ребятишек, принятых в этот мир его добрыми руками.   


Рецензии