Деньги

Социальное неравенство продолжает существовать и в развитых процветающих государствах. Время, конечно, внесет свои коррективы и поправки в образовательный процесс в результате вхождения Российской Федерации в Болонскую систему. Но сегодня система образования в современном российском обществе, вследствие ее коммерциализации, приобретает все более закрытый характер.
В советском обществе социальный состав студентов постоянно контролировался со стороны государства, согласно идеологической цели - борьбе за «социальную однородность общества», что способствовало воспроизводству социального неравенства при поступлении в вуз. Сегодня статистика показывает, что за последние десять лет численность студентов в России растет. С другой стороны, этот прирост является результатом инвестиций в образовательную сферу самого населения. По данным Министерства образования, в 2001 году в государственные вузы было принято 46% бюджетников, а доля платных мест составила 54%. В 2004/2005 учебном году уже большая часть студентов сама платила за обучение.
Д.Х. Ханнанова (Ханнанова Д.Х. Социальное неравенство в системе высшего образования советского и постсоветского российского общества - дис. к. с. н. - Казань - 2005) проанализировала теорию капитала представителей структуралистской парадигмы П. Бурдье и Дж. Коулмана и тенденции развития рассматриваемой системы.
В настоящее время отечественные и западные экономисты по-прежнему ищут ответы на целый ряд вопросов. Что такое деньги? Какова их роль в экономике? Какова взаимосвязь денежных и неденежных факторов? Что такое  каналы влияния денег на реально-воспроизводственный сектор? В денежной теории до сих пор нет четкого понимания роли накоплений. Исследование денежных средств необходимо для создания оптимальной денежной политики Центрального банка и правительства.
Современный монетаризм, в отличие от традиционной количественной теории, построен по принципу неполной индукции. Его главный метод исследования - анализ эмпирического материала статистическими средствами.
Деньги есть зеркало, сложный и парадоксальный способ отражения реальных воспроизводственных процессов. В обратной связи денежного сектора с реальным деньги в той или иной мере теряют свою нейтральность, превращаются в активный фактор экономики, становятся «источником движения товаров». Причин, по которым это происходит, в диссертационной работе А.Н. Сухарева (Сухарева А.Н. Функция денег как средства накопления: содержание и формы ее реализации - дис. к. э. н. - Ярославль - 2003) показаны две. Первая связана  с  отклонением фактического состояния показателей функционирования денежного сектора от ожидаемых экономическими агентами. Чем больше такое отклонение, тем больше диспропорций в системе и тем деньги менее нейтральны. Вторая причина связана с существованием денежной иллюзии, при которой экономические агенты руководствуются не реальными, а номинальными показателями. Денежная иллюзия возрастает вместе с отклонением экономической системы от состояния равновесия и придает активность деньгам. Примерами нейтральности денег являются периодические денежные кризисы, охватывающие рыночную экономическую систему и проявляющиеся прежде всего в недостатке денег (денежный голод). Логика исследования привела диссертанта к необходимости анализа следующих денежных функций: средства обмена, средства счета, средства накопления, средства платежа. Подчеркивается важность различения функции денег как средства обращения и функции денег как средства обмена, функции денег как меры стоимости и функции денег как средства счета. Это делается в целях раскрытия механизма реализации функции как средства накопления. Стоимость товаров формируется уже в доденежных и неденежных хозяйствах, а деньги выполняют функцию перевода меновых стоимостей в абсолютные цены. Вместе с тем не отрицается действие функции меры стоимости, претерпевающей изменения в связи с развитием денег. Детально рассматривается функция денег как средства накопления, выделяются формы ее реализации при полноценных и неполноценных деньгах, проводится различие между ней и функцией сохранения стоимости.
В зависимости от различных факторов при выборе способа взаимодействия с другими людьми по поводу денег, субъект «колеблется» от одного полюса к другому: в одних ситуациях проявляет бескорыстие и демонстрирует склонность к сотрудничеству, а в других - алчность, соперничество и конфликтность. Экономическое поведение может быть хаотичным, подверженным различным и нередко случайным влияниям, экономически неэффективным (А.Л. Журавлев). Любое изменение моральных норм происходит на основе моральной системы, которая регулировала взаимоотношения в обществе столетиями. И даже если устоявшиеся прежде нормы формально отвергаются, они латентно продолжают функционировать. Отмечается, что в обществе происходит генерализация понятия «деньги» и снижается значимость этических ценностей, т.е. любая деятельность нередко сопряжена с нарушением этических норм (Н.А. Журавлева). Переход отношения к деньгам в измерение внеэкономических потребностей и интересов сегодня стал особенно заметен по сравнению с ситуацией плановой экономики (А.Л. Журавлева, А.Б. Купрейченко).
По мнению А.А. Мочальниковой (Мочальникова А.А. Специфика функций мировых денег как экономической категории в условиях интеграции национальных экономик - дис. к. э. н. - Самара - 2004), не только наличествовавшие  ранее фидуциарные деньги, основанные на доверии между государствами, в условиях глобализации и существования транснациональных корпораций, но и стихийные силы рыночной экономики влияют на мировое хозяйство, все еще оставаясь неподконтрольными национальным государствам, наднациональным институтам. Новой формой мировых денег станут «celebrum» деньги (от лат. - разумный, рассудительный). Они, может быть, позволят избежать глобальных финансовых потрясений. 
Сегодня в мире насчитывается до тридцати стран и территорий, отказавшихся от национальных валют в пользу иностранных. Крупнейшие в этой группе стран - Эквадор и Панама. Ранее полная долларизация экономики проводилась в результате исторически сложившихся  обстоятельств, таких как, например, распад системы бывших колоний и полуколоний. Сегодня скорее по экономическим соображениям.
В процессе работы над диссертацией Б.В. Барателиа (Барателиа Б.В. Особенности развития экономики в условиях ее полной долларизации - дис. к. э. н. - М. - 2004) применил материалы периодических изданий, в том числе газеты «Файненшиал Таймс», журнала «Экономист», а также электронных сайтов www.dollarization.org, www.globalpolicy.org, www.iie.com.
Выявлено принципиальное отличие такой долларизации от других ее видов: в первом случае экономика лишена национального эмиссионного центра, а поступление денег обеспечивается исключительно за счет плюсового сальдо. К числу выгод относят стабилизацию цен, укрепление бюджетной дисциплины. К недостаткам - потерю доходов от сеньоража и инфляционного налога,  утрату монетарного инструмента. Для успешного проведения долларизации экономики необходимы превышение размеров внешнеориентированного сектора экономики над внутренним и наличие растущего сальдо. Иначе будут сложности из-за сужения предложения денег. Потеря монетарной политики может быть компенсирована другими инструментами, остающимися в руках государства - фискальной и внешнеэкономической политикой, направленными на создание условий для привлечения иностранного капитала и наращивания операций экспортного типа.

Экономические отношения существуют не только вне людей, но и внутри них - в виде социальных стереотипов и установок, складывающихся в течение всей жизни человека.
Т.Л. Алавидзе (Алавидзе Т.Л. Социально-психологические аспекты оперирования деньгами и ценными бумагами в ситуации социальной нестабильности - дис. к. п. н. - М. - 1998) установила, что операции с деньгами в период глобальных социально-экономических перемен, помимо экономико-прагматических функций, преследовали цели психологической адаптации.
К условиям социальной нестабильности неприменимо традиционное понимание процесса адаптации, задачей которого является создание новых моделей поведения в устойчивой и неизменной ситуации, что свойственно адаптации к новой культурной среде или процессу освоения новых возрастных задач. Задачей здесь, по всей видимости, является вырабатывание общего паттерна «быстрого реагирования» на постоянно происходящие изменения. Нельзя говорить о правильном или неправильном поведении в такого рода ситуациях. Можно говорить об адаптивности или неадаптивности в каждый  конкретный момент времени, и поскольку условия среды постоянно меняются, то те паттерны, которые были адаптивны сегодня, могут не стать такими завтра.
В эпоху «финансовых пирамид» население понимает и чувствует свою некомпетентность в новом социуме, пытается выживать, участвуя в деятельности инвестиционных компаний. После их краха появляется ощущение  собственной адекватности требованиям социальной реальности, с сохранением ощущения разорванности социального времени, непредсказуемости будущего.
Исследователи выделяют следующие черты русской ментальности, влияющие на ход социально-экономических перемен: повышенная зависимость от лидеров, потребность быть ведомым, потребность в опоре на власть и руководство; «антирыночная» ментальность, то есть частная собственность имеет низкий ранг в системе жизненных ценностей. Желание получить «все сразу»; мессианство, проявляющееся в построении мифов об особой судьбе, конфронтационность, проявляющаяся в нежелании жить обыденной,   размеренной, повседневной жизнью. Ментальность бедности также характеризуется некоторыми чертами (А. Белкин): жесткая нормативность и социальный контроль; негативное восприятие попыток членов сообщества улучшить свое материальное положение; сильные уравнительные тенденции; зависть к более обеспеченным людям.


Рецензии