Иди домой, жди чуда!

Посвящается Марине и Володе Аганесовым.

…Я бегу по зелёной поляне. За мной несутся мои друзья - мальчишки и девчонки. У каждого есть пионерский горн, и каждый старательно дует в него на бегу. Звуки получаются отвратительные - то ли визг, то ли скрип. Изо всех сил стараюсь выдуть из своего инструмента что-нибудь благозвучное, напрягаюсь и... просыпаюсь...

Не сразу вспоминаю, где я: спать легли под утро после весёлого ужина в ресторане и долгой прогулки по ночному Великому Устюгу.
В окно врываются свет фонаря и громкие резкие звуки. Постепенно осознаю, что визжат и свистят новогодние развлекалочки «шар с пищалкой» - под окном собрались школяры и терзают мой недоспавший мозг.
Ребятишки, жизнерадостно оглашая раннее морозное утро писком, визгом и смехом, готовятся ехать на очередную экскурсию...
Великий Устюг - родина Деда Мороза и детская праздничная Мекка. Это я здесь случайный гость, получивший сказочный подарок.

...Дорога на север стрелой пронзает глухой дремучий лес. Вокруг ели-великаны, чистый скрипучий снег... Старинный русский город: купеческие дома, уютные белые улицы, к неяркому декабрьскому солнцу вознеслись многочисленные золотые купола.

В конце минувшего века губернатор Вологодчины Вячеслав Позгалёв, сговорившись с мэром Москвы Юрием Лужковым, назначил Великий Устюг родиной Деда Мороза.
Но и до того сказочный дедушка имел примерно двести родин - во всех уголках мира.
Под именем Санта Клаус он появился на свет в Лапландии, Йёлопукки - в Финляндии, Чисхан - в Якутии, Паккайне - в Карелии. В Чехии родился и живёт зимний сказочник Микулаш. В Венгрии новогодние подарки приносит Святой Сильвестр. В Болгарии ищет дома, где ребятишки выставили за порог башмачки, и кладёт в них сюрприз Дед Мраз. Китайский дедуля Дун Че Лао Рен и японский Сегацу-Сан тоже имеют бороды, нарядные халаты и родные пенаты в горах...

В России у Деда Мороза и его внучки Снегурочки есть «малые родины» в Соломбале и в Великом Устюге. Первая - частное предприятие, мало кому известное. Вторая - большой туристический проект федерального значения. Его раскручивают как на Вологодчине, так и в столице. В зимние каникулы поезда везут на Север тысячи школьников.

Мы приехали из Череповца на машине.
Мы – это генеральный директор областной радиостанции и организатор новогоднего конкурса рассказов «Почему взрослые верят в чудо?» Марина Аганесова с мужем Володей и я - победительница этого конкурса. В качестве приза мне организовали поездку на родину Деда Мороза, и я непременно должна была встретиться с ним в Великоустюгской резиденции…

На обширной, специально обустроенной территории носятся и визжат, катаются на лошадках и снегоходах, смеются, хрустят леденцами, съезжают с горы многочисленные ребятишки. Одни - с родителями, другие - с воспитателями. Есть подростки без взрослых и почти нет взрослых без детей. Потому я чувствую себя сильно не в своей тарелке, когда иду в большой терем и встаю в очередь «на приём» к Морозу.

Величественный Дед с белоснежной бородой до пояса, в красном кафтане восьмидесятого, наверное, размера, сидит на огромном троне, опираясь на посох на манер Ивана Васильевича в знаменитом фильме. Трон в центре большого зала под здоровенной, роскошно наряженной елью. Рядом с троном - детский стульчик. Когда очередной малыш присаживается, Дед чуть склоняется к нему и что-то говорит. Гость отвечает, тоже берётся за посох, потом встаёт и уходит. Вот и вся процедура сотворения чуда.

Очередь стоит в отдалении: нельзя подслушивать желание, а то не сбудется.
Впереди меня девочка лет пяти с мамой. Женщина несколько раз оглянулась на меня, ища глазами моего ребёнка. Но мой «малыш» остался дома. Хотя именно его касается горячее желание, что привело меня в терем: я мечтаю, чтоб старший сын, в новом году оканчивающий школу, стал студентом. Однако учёба находится где-то во второй половине списка его ценностей. Надежда только на чудо, в которое я, признаться, не верю, и всё-таки с независимым лицом стою в детской очереди …

Тем временем малышка, пошептавшись с Дедом и подержавшись за посох, подбежала к маме со словами:
- Ни за что не скажу, чего загадала, а то не сбудется!
Добавила:
-  А Вовке я не дам на велосипеде покататься!
И запрыгала прочь на одной ножке.

Я шагнула к стульчику и села. Моя макушка едва доставала Деду до плеча.
- Держись за посох, загадывай желание, - прогудел сверху замечательно густой бас.
- Хочу, чтобы сын поступил в институт.

Дед Мороз, упакованный в громоздкий костюм, тяжело, всем телом развернулся и изумлённо на меня воззрился.

Мы встретились глазами.

Под гримом «дедушка» оказался молодым и симпатичным артистом. Он делал тяжелую и достаточно скучную работу. Посиди-ка часами в тяжеленном кафтане, в тёплой шапке и душной бороде!

Появление тётки в возрасте "далеко за…" там, куда каждый день сотнями приходят дошколята с мечтами о велосипедах и скейтах, о куклах и машинках, о Диснейлэнде и новейших «стрелялках», удивило его и развеселило.
Парень, похоже, и сам недавно был студентом. И мама его, конечно, тоже переживала, станет ли сынок учиться или в армию загремит...
Дед Мороз озорно подмигнул мне, хихикнул и гулко возгласил:
- Иди домой, жди чуда!

Я вылетела из зала, не глядя по сторонам. Меня догнал смеющийся фотограф, суетившийся при троне.
Получив через полчаса снимки, я увидела на них женщину с алеющими не хуже дедморозовского кафтана щеками и безумной верой в глазах.

А привёл к этому безумству мой конкурсный рассказ «Почему взрослые верят в чудо?» Вот этот.
«Почти пятьдесят - и вдруг смешная вера в неожиданность?..
Это нормально?
Ведь не три годика, не пять, когда косолапая толстушка с замиранием сердца ждала Деда Мороза с вожделенной куклой в мешке. У целлулоидной красотки открывались и закрывались голубые глаза, и девочка верила, что ночью кукла оживает. Ходит по комнате и обсуждает свою хозяйку с плюшевым медвежонком.
И куда же делась доверчивая малютка, писавшая заветные письма сказочному дедушке, бросавшая их в форточку в надежде, что тетушка Метель доставит послание адресату?
Она не исчезла бесследно, а словно крошечная матрёшечка скрылась внутри голенастого подростка, обернулась вдруг мечтательной девочкой с тоненькими косичками...
В двенадцать лет я, конечно, уже знала, что Дед Мороз вне новогодних праздников работает на заводе и разносит по домам подарки по поручению профсоюзного комитета, но... Как сладко мечталось юной синеглазке о чуде. О первой любви, красивом и добром принце, а ещё... о щенке. И я, подыгрывая взрослым, писала предновогодние пожелания волшебнику с мешком: «Хочу собаку! Ну, хотя бы котёнка! Подарите мне друга!» И мяукающий пушистый комочек появился однажды в доме.
Но не было уже там тонконогой девчонки. Она скрылась внутри девушки на выданье.
Малышка - в подростке, подросток - в невесте.
И ожидание нового чуда: первенца.
Непостижима магия творения новой жизни. Воистину чудо из чудес.
Сбылось. Но ещё одна ипостась ушла вглубь бытия: невеста стала женой, мамой... Хоп, ещё одна матрёшка скрыла в себе своё подобие, и вот уже смотрит на мир видавшая виды женщина, которая давно верит в Бога, а не в Деда Мороза, но по-прежнему убеждена, что чудо может и должно свершиться...
Верит, что сын найдёт верную дорогу в жизни, что отступят болезни, что Дед Мороз положит под ёлку новую сковородку и французские духи.
Смешно и нелепо? Ну почему же?
Ведь это только самая последняя матрёшка такая взрослая и трезво-мыслящая. Это она знает, что чудеса надо уметь творить самостоятельно, а те, что там, внутри? Они романтичны и доверчивы. Особенно самая маленькая. Сидит никому не видимая в глубине моей души, заставляет плакать над бездомным щенком, восторгаться весенней бабочкой, а также всегда неустанно ждать чуда. И я - большая, толстая матрёшка - подчиняюсь ей.»

Остаётся добавить, что в институт мой сын поступил. Сразу после школы и на бюджетное отделение. Сам, без родительских хлопот…
Дед Мороз исполнил своё обещание?


Рецензии