Матрёшки

В журналистском прошлом пришлось мне поколесить по стране от Сахалина до Прибалтики. В дороге случались и приключения, и долгие задушевные беседы с попутчиками. Доводилось, порой, выслушивать необыкновенные откровения…

Поводом для рассказа Виктории Лапичевой стала газетная заметка о забеременевшей  шестикласснице. В конце семидесятых годов прошлого века такая ситуация было большой редкостью и, разумеется, вызвала бурные дебаты в нашем купе, где собралась женская компания.

Общество, родители, школа – мы спорили, кто виноват, но, по общему мнению, случившиеся было бедой и не иначе. Лишь Виктория молча улыбалась, а потом поведала нам историю своего рода.

Вот её рассказ.

Говорят, человеку передаются с генами предков не только внешность или характер, но и судьба. Оглядываясь назад, я не могу в это не верить. Все мои предки-женщины очень рано выходили замуж и рано рожали. Первым ребёнком обязательно была девочка. Моя бабушка Аграфена начала складывать историю рода со своей бабушки Ульяны.
   
Родилась Ульяна  в Москве в многодетной семье рабочего. Кормить девять детей отцу было трудно и – обычное для тех времен дело – младшую девочку в возрасте 10 лет отдали в семью священника «в няньки».

Что это была за работа, можно узнать из рассказа Антона Чехова «Спать хочется». Сама ещё ребёнок, Уля нянчила чужих детишек.

И все же считалось, что бедной девочке повезло. Батюшка и матушка отнеслись к малолетней работнице по-христиански: обучили грамоте и всем домашним навыкам.  А через три года священник благословил Ульяну выйти замуж за глухонемого садовника из барской усадьбы.

Барыня (имени ее предания не сохранили) - прихожанка священника, давно просила подобрать невесту своему глухонемому работнику - 20-летнему Серафиму, чтоб иметь ещё и девушку в услужении. Жить и трудиться в зажиточном доме, пусть и при глухонемом муже, чем плохая судьба для бесприданницы?

Мнения тринадцатилетней девочки никто и не спрашивал - обвенчали, да и привезли в усадьбу.

В 1900 году, в возрасте 14 лет Ульяна родила первого ребёнка – дочку Настеньку, мою будущую прабабушку. Позже у Серафима и Ульяны родились ещё то ли двое, то ли трое детей, но кроме Насти никто не выжил. Очень уж тяжелая судьба досталась нашим предкам: гражданская война, октябрьский переворот, полное разорение усадьбы и высылка в глухую подмосковную деревню.

Связь с дочкой Настей родители её - Ульяна и Серафим - потеряли очень рано, ещё до революции Настеньку увезли в новую семью. Рослая, работящая и послушная девочка приглянулась купчихе Аграфене Парфеновой, случайно заночевавшей у барыни в усадьбе, и она сосватала Настю своему младшему, самому любимому сыну Ивану. Тот факт, что жениху едва исполнилось 15 лет, а невесте 10, никого не смутил. Уехала Настюша за сотни километров от родителей и больше никогда их не видела.   

Жили старшие и младшие Парфеновы одной большой дружной семьей.

Настю все очень любили. Свекровь Аграфена Саввишна, у которой было восемь сыновей, а дочку Бог не дал, баловала малолетнюю невестку, покупала наряды и… игрушки. Не позволяла делать грязную работу, запрещала Ивану обижать жену. Наверное, помнила, как самой несладко приходилось, когда ее шестнадцатилетнюю отдали замуж в чужой дом.

И мать Насти Ульяна, и сама Настя были крупной, красивой породы. Десятилетняя девочка выглядела на 14-15. Так что, когда в 12 лет Настя забеременела, никого это событие не испугало.

В 1913 году у Насти и Ивана родилась первая дочка. В честь бабушки окрестили малютку Аграфеной - Фенечкой. И словно Господь посчитал, что две Фенечки на одну семью много, через несколько месяцев ушла на тот свет Настина заступница Аграфена Саввишна.

Четырнадцатилетняя Настасья Серафимовна стала старшей женщиной в семье Парфеновых. На нее легли заботы о большом купеческом хозяйстве.

Свекровь оставила Настеньке наказ: любите и берегите друг друга и детей своих и Господь вас не оставит.


Вновь повторился виток судьбы, когда Фенечку Парфенову выдали замуж, как и ее мать, по сватовству будущей свекрови и тоже за купеческого сына - восемнадцатилетнего Андрея Климентьева. Было ей тогда всего-то 15 годков. Жениха своего девочка-невеста впервые увидела в день свадьбы. На счастье он оказался красивым и работящим.

Торговали купцы Климентьевы лесом, Андрей часто уезжал из дома. Жена верно ждала его и не было меж ними ни скандалов,  ни размолвок. Первым ребёнком у них стала дочка Анастасия. И снова две женщины с одним именем вместе долго не пожили. Бабушка Настя умерла, дожив лишь до 30 лет.

На долю семьи Климентьевых выпало много невзгод. Бывшим купцам и дворянам  несладко жилось в стране Советов.

В 1937 году Андрея расстреляли. Вдову его - Аграфену Ивановну - объявили женой врага народа и выслали из города в далёкий уральский посёлок вместе с девятилетней дочкой Настей (она станет моей мамой) и семилетним сыном Андреем.   

Там Фенечка вышла второй раз замуж за отчаянного пьяницу и повесу Васю Лапичева. Не по любви вышла, а чтобы поменять фамилию и тем самым скрыться от преследования властей.

Прожила она со вторым мужем недолго – он пьяным погиб, упав в затопленный водой карьер, но спрятаться от советских органов самой и спрятать детей Аграфене удалось.

Судьба Насти Лапичевой  – моей мамы – сложилась драматично, но вполне по родовому сценарию.

Во время войны на территории посёлка открыли лагерь для военнопленных. Сначала их держали за колючей проволокой, а потом разрешили выходить в поселок подрабатывать, обменивать вещи на еду и папиросы. Один такой пленный, восемнадцатилетний румын Петр, помогал по хозяйству Аграфене Ивановне Лапичевой. Ходил-ходил и влюбился в 16-летнюю Настю.

Когда Фенечка поняла, что любовь у молодых всерьёз, она решила их поженить.

В поселковом совете ей категорически отказали, да ещё и пригрозили наказанием. Время было суровое – война, тут не до лирики. Тогда Фенечка нашла где-то сосланного на Урал попа и в полуразрушенной церкви тайно обвенчала Настю и Петра.

Кто-то донес, или просто совпадение, но через месяц с партией других  военнопленных Петра увезли в неизвестном направлении. А весной, в мае 1945-го родилась я. Как многих девочек и мальчиков, родившихся в то время, меня назвали в честь Победы – Викторией.
   
Мама моя Настя замуж так и не вышла, все ждала вестей от мужа своего Петра.

Мамин брат Андрей закончил сначала ПТУ, потом институт, и стал директором завода.

Хорошо, что бабушка заставила Васю Лапичева усыновить детей, иначе никогда бы сыну врага народа в люди не выбиться.
 
После войны Андрей забрал к себе мать и сестру Настю с ребёнком. Так мы стали жить в большом городе.

Может быть потому, что я часто слышала от мамы историю нашего рода, может просто природа такая, но, сколько себя помню, я все мечтала о дочке. Играю бывало в куклы и не интересно мне, что они не живые. Не плачут, не смеются. Так мне хотелось маленькую девочку – просто ужас!

Я с нетерпением ждала, когда смогу выйти замуж. По закону для этого нужно было иметь полных 18 лет. Но уже в 16 я влюбилась в своего учителя физкультуры. Он имел солидный (на мой взгляд) возраст 27 лет, жену и ребёнка. В 10 классе я забеременела и счастливо сообщила об этом маме.

Мама, конечно, понимала, что мой возлюбленный никогда на мне не женится, а вот неприятностей получит много.

Меня срочно перевели в вечернюю школу, а потом дядя Андрей оформил мне "академический отпуск" и увез в глухое село к родителям своей жены.

Я сильно переживала, плакала, но мысль о моей маленькой девочке давала силы жить дальше.

Дочка Машенька родилась зимой, в крутые морозы. Шел 1963 год, мне едва исполнилось 17 лет. Я была самой «старой» мамой в роду.

Осенью я вернулась в город к маме, и мы зажили втроем.

Спасибо моей мамочке – она всегда во всем меня поддерживала. Благодаря ей, мне удалось окончить вечернюю школу, строительный институт, аспирантуру. Когда Маше исполнилось 10 лет, я вышла замуж за своего коллегу, и уехала в Москву. Дочь осталась с бабушкой.

До 15 лет Машка росла без проблем, но однажды приехала с просьбой дать ей разрешение на брак. Ясно, что основанием для регистрации стала беременность невесты. Я отнеслась к положению дочери спокойно: ничего не поделаешь, судьбу не обойти. Как ни осуждали нас окружающие, мы с мамой добились, чтобы 15-летнюю Марию и 26-летнего Олега расписали в ЗАГСе. Свадьба была веселой. Нам и в голову не приходило причитать над «несчастной девочкой». Мы знали, что она всего в жизни сумеет добиться, а мы ей поможем.

Наказ нашей прапрапра… бабушки Аграфены Парфеновой беречь родных своих мы передаем из поколения в поколение и неукоснительно соблюдаем. Если бы в каждой семье так было, ни кого не возмущали бы юные мамы, от любви детей рожающие. И дети наши жили бы без страха перед будущим. Так я считаю.

Спустя полгода моя дочь Маша стала в 16 лет мамой, я – в 34 года -  бабушкой, моя мама Настя – в 50 лет – прабабушкой, а бабушка Аграфена – в 66 лет – прапрабабушкой. Малышку назвали Ульяной. Сейчас внучке уже 17 лет и мы со смехом называем её старой девой.

Я так счастлива, когда мы – женщины пяти поколений - собираемся вместе. А бабуля моя, которой уже 83 года, смеется и говорит: «Мы все как матрёшки друг из друга повыскакивали!..»


Рецензии
Всё правильно, прибыль - не убыль, радоваться надо рождению детей.

Но семейство, конечно, интересное. И традиции просто-таки нерушимые.

Удачи автору!

Стасик Мармеладов   23.03.2018 15:10     Заявить о нарушении
Спасибо, Стас. Та встреча перевернула моё мировоззрение. Увы, редкий случай такое нестандартное отношение к ранним деторождениям. С другой стороны, я бы не хотела, чтобы это стало делом обычным, повсеместно распространённым ))

Светлана Куликова   23.03.2018 15:15   Заявить о нарушении
Когда-то это было обычным делом. Джульетта вышла замуж за Ромео в четырнадцать, мать родила её в тринадцать.
Да и у нас в России крестьянских детей женили очень рано совсем недавно.

Стасик Мармеладов   23.03.2018 15:40   Заявить о нарушении