Похвала одной чашке

Все началось с выставки «Фарфор – XVII-XX веков».
         
Рассматривая изысканные экспонаты, я пыталась представить, с какими смогла бы сосуществовать в своем доме, а какие мне однозначно не подходят.

Строгая классика – да, изысканный модерн – пожалуй, вычурное барокко – вряд ли, советский реализм с узором из тракторов – увольте...

Очень хотелось увидеть сервиз с одной чашечкой: я живу живу одна и балую по утрам кофейной сервировкой только себя, любимую... Но всевозможные предметы – молочники, чайники, сахарницы, конфетницы  –  группировались минимум вокруг двух чашек.

                Быть одинокой – некрасиво?
К «сорока с хвостиком» я имею все приметы успешного человека. Любимая профессия, хорошая зарплата, двое вполне благополучных взрослых детей, крыша над головой, замечательные друзья. Нет только того, кого в литературе называют «спутником жизни» - мужа.

Нельзя сказать, что я страдаю от недостатка мужского интереса. Представители «сильного пола» оказывают мне внимание, и я не отказываю себе, когда хочется ответить взаимностью.

Один художник занимал мои мысли и постель аж пять лет. Срок, когда статус супругов если и не регистрируется загсом в обязательном порядке, то присваивается людской молвой. И, хотя мы были не слишком счастливы вместе – постоянно ссорились и вязли во взаимных упреках, расставание было долгим и болезненным.

Однако через полгода я успокоилась. Наконец-то можно молчать, осмысливая служебные проблемы не получая упрека: «Ты думаешь только о себе». Наслаждаться чтением до утра и сном до обеда в выходные дни. Я постепенно отвыкла, покупая продукты, вспоминать, что Он любит, а что нет. Отвыкла оправдываться за помятый вид («Не кисни, старушка!») и за цветущий («Для кого это ты так расфуфырилась?»)...

Однако обществу это не понравилось.

Многие семейные пары имеют сексуальные проблемы, но замужнюю даму никогда не спросят, как она обходится без секса. Об этом сочувственно интересуются у холостой...

Я стала избегать дружеских вечеринок: подруги то подговаривали своих мужей пригласить меня на танец, то ревновали их ко мне. Потом извинялись и доброжелательно предлагали познакомить с хорошим и ТОЖЕ одиноким мужчиной. Я не могла спокойно посидеть в кафе – мужчины считают хорошим тоном активное приставание к одинокой женщине...

Жизнь несколько осложнилась, я заволновалась, но продолжала демонстрировать счастье свободного человека.

Добила выставка – три века не согласились со мной, исключив из быта стол с одной чашкой, и я сдалась.

                Козел и Дева
Я твердо решила выйти замуж.

Опыта в этом деле у меня было немного.
Первый студенческий брак случился на втором курсе «по залету» и мирно завершился после окончания института и рождения второго ребенка. В те годы мы знакомились на вечеринках, куда приходили, в основном, не семейные молодые люди. А сейчас?

Брачные агентства? Слишком моя должность значительна для их клиентов.
По объявлению в газете? Тут же знакомые вычислят, и неизвестно как это отразится на моем имидже.
На работе? Служебный роман для женщины – крах карьеры...

Я огляделась и пришла в уныние.

Да, мне хотелось мужского внимания, полноценного секса, остроумного спутника на вечеринках, но при мысли, что в мой устоявшийся быт вторгнутся чужие вещи и привычки, что не только на работе, но и дома мне придется думать о чьих-то потребностях и принимать какие-то решения, на душе становилось кисло.

«Так ли уж ты одинока?», - спрашивал внутренний голос, когда я выставляла утром на стол красивую чашку, подаренную на Новый год бывшим мужем.

У него другая семья, но мы поддерживаем добрые отношения – между нами нет любви, но и ненависти нет. Я могу пожаловаться ему на здоровье, обсудить проблемы наших детей. Мама, папа, сестра, сын и дочь - все любят меня и не оставляют без внимания.

Привязанность друзей, признание коллег, уважение руководства... Из приглашений на праздники я долго выбираю наиболее привлекательные, а в день рождения накрываю стол на два десятка человек...

И все же я пошла к астрологу и гадалке, которая в своем объявлении обещала стопроцентное «попадание в цель». Начертив чего-то вдоль и поперек, провидица возвестила: «Ваша судьба - Козел и Дева!» Я сдержала смех и, заплатив весьма существенную сумму, отправилась ждать «четвертого дня после полнолуния», когда «в дороге встретится суженый». Поскольку я езжу на машине, оставалось надеяться, что «Козел и Дева» не бросится мне под колеса.

                Маленький секрет для большой компании
Общественное сознание – самая консервативная и косная штука. Оно не может смириться с тем, что сегодня не от мужчины зависит, быть ли женщине обеспеченной, образованной, высокопоставленной, СЧАСТЛИВОЙ!

Начиная с розовых и голубых ленточек, через выбор игрушек (девочкам – только куклы, мальчикам – машины) и заканчивая статусом (женщинам для счастья – муж, семья, мужчинам – власть, карьера) происходит социальное разделение на «слабый» и «сильный» пол. Страдают обе стороны. Лишенные права на слабость и эмоциональность мужчины обречены на ранние инфаркты, семейную неустроенность. Лишенные права на силу и уединение женщины вынуждены жить с ложным чувством социальной несостоятельности.

Почему в нашем обществе одинокий мужчина – вечный жених и счастливчик, а одинокая женщина – неудачница? Кто и почему отказал женщинам в праве на одиночество? Кто сказал, что нам для ощущения полной состоятельности необходимы «Козел и Дева» со штампом в паспорте?

На эти вопросы мне ответил и раскрыл секрет «счастья с одной чашкой» венгерский психолог А.У. Хараш в «четвертый день после полнолуния».

В этот день машина моя сломалась, и я ехала на работу автобусом. Помня о предсказании астролога, вглядывалась в попутчиков.
Большинство мужчин дремали на сиденьях. Их лица, с утра уже уставшие, отражали равнодушие и нездоровье. Большинство женщин стояли и, остановившимися глазами глядя за окна, не обращали на мужчин никакого внимания. Я достала журнал...

«Человек, который жалуется на одиночество, невольно грешит на словах против истины, ибо пользуется словом “одиночество” для того, чтобы поделиться ощущением покинутости. – Поведал мне А.У. Хараш, - Если бы он постарался найти точное слово для обозначения причины своих тревог и депрессий, то это было бы вовсе не “одиночество”, а оставленность, забытость, незамеченность, невнимание... Но это – совсем другое дело. Ибо одиночество – наше естественное состояние, тогда как покинутость, как бы мы ее ни называли,— разрушение бытия и нарушение естественного хода вещей...»

P.S. Сервиз с одной чашкой я всё-таки нашла и купила. Очень красивый. Называется "Эгоист".


Рецензии
Читая публикацию не покидало чувство присутствия рядом с интересным собеседником.
Затронуты извечные темы на которые нет четких ответов.Возможно поэтому мнение каждого интересно своей индивидуальностью.
Последние строки подытожили текст, цитата заставляет посмотреть на одиночество "с противоположной стороны".
Благодарю, мне было интересно.

Светлана Арнаут   30.05.2014 19:41     Заявить о нарушении
Спасибо, Светлана!

Светлана Куликова   08.06.2014 21:27   Заявить о нарушении