Хрустальное счастье. Часть 1

Догадывалась ли молодая и очаровательная аристократка Аделаида де Бельгард, что всего лишь одна встреча навсегда изменит её прежнюю жизнь. А любовь приведет в город - удивительный и ужасный. Где народное ликование сменяется безумием и яростью, а белые королевские лилии - алыми гвоздиками, брошенными к подмосткам эшафота. Где счастье может быть опьяняюще - прекрасным. Но и таким беззащитно - хрупким, подобно хрусталю. Одно неосторожное движение и...
История любви на фоне трагических событий Великой Французской революции.
Книга основана на реальной истории


Часть 1

Франция, Шамбери,
весна 1793 года

- Мадам, всё-таки зря мы вернулись, - прошептала девушка с волосами цвета темной меди, испуганно ухватившись за руку молодой графини.
- Ну, перестань, Сюзанн, - тихо ответила графиня. - Перестань.
 
Она сама нервничала не меньше, но старалась говорить спокойно. - Ты же знаешь, милая, если бы мы не вернулись, я бы вся извелась.
- А если нас арестуют прямо сейчас? - прошептала Сюзанн.

Словно в подтверждение её слов, в окно их остановившегося экипажа раздался сильный стук и хриплый возглас:
- Именем республики, предъявите ваши документы!

Они стояли на заставе при въезде в город Шамбери.
Молодая графиня приоткрыла занавеску в окне экипажа и посмотрела наружу.
За ней испуганно выглядывала её горничная Сюзанн.

- Ваши документы, гражданки! - громогласно повторил гражданин, перепоясанный широким трехцветным поясом - неизменным атрибутом добропорядочного республиканца.
"Да, нас не было чуть более двух дней, за это время контроль ужесточился", - промелькнуло в голове молодой графини, пока она изящным движением доставала из сумочки свое гражданское свидетельство и свидетельство своей прислуги и протягивала документы проверяющему.

- Графиня Аделаида де Бельгард? - буркнул гражданин, нахмурив брови и изучая бумаги.
Графиня кивнула утвердительно.
- И Сюзанна Мерсье, - патриот перевел взгляд на ее рыжеволосую спутницу.
- Именно так, - ответила Адель. - С нашими документами всё в порядке?
Теперь мы можем проехать?
- Проехать-то сможете, только ответь мне на один вопрос, гражданка, - недоверчиво начал гражданин, - откуда это вы едете?
Адель перевела дыхание, подыскивая наиболее нейтральное и убедительное объяснение.
- Мы возвращаемся в наше поместье, - её руки, затянутые в длинные кружевные перчатки, сжались. Но тот, кто их допрашивал, не заметил этого нервного жеста.
- То, что возвращаетесь, я уже понял, - нетерпеливо перебил он молодую женщину, - я же спросил, откуда вы едете?
- Ах, ты Господи! - не выдержала Сюзанн, - да мы просто проезжали по окрестностям.
- Да, - Адель кивнула головой, - надеюсь, законы республики не запрещают еще людям свободу передвижения в пределах близлежащих от места их проживания земель?
Она слегка улыбнулась и в упор посмотрела на допрашивающего их мужлана.
- Законы-то, конечно, не запрещают. Но слишком уж много подозрительных развелось последнее время, шпионов всяких и врагов республики. Только успевай проявлять бдительность, - отчеканил гражданин, смерив ее недоверчивым взглядом.
- Вы ведь проверили наши документы, -  парировала Адель, - теперь мы можем ехать?
- Документы-то ваши в порядке, но...
Он замолчал, почесывая небритый подбородок.
- Что?
"Мы просто не внушаем ему доверия", - мысленно продолжила за него Адель.

- Вы ведь знаете, гражданки, что три дня назад в Шамбери прибыл новый комиссар из Конвента?
"О да, еще бы" - с некоторой злостью подумала Адель, опять нервно сжав руки, - "именно поэтому нам и пришлось вернуться. Эти комиссары очень уж любят производить конфискацию земельных владений в отсутствие их хозяев. Не хватало мне ещё потерять наше с мужем поместье"
- Да, конечно же, я слышала об этом, - вежливо ответила она, улыбнувшись.
- Ну так вот, гражданки, - продолжал их навязчивый собеседник, -  сегодня в семь часов вечера здесь, в здании городской ратуши будет проходить революционное собрание. И я советовал бы вам придти, послушать, может что важное для себя и уясните.

"О Боже!, - мысленно простонала про себя Адель де Бельгард, - только этого мне ещё не хватало, смотреть на все эти их бесовские сходки".
- А что там будет? - робко спросила Сюзанн, выглядывая из-за плеча госпожи.
- Да много чего полезного, - продолжал гражданин, - как раз о революционном преобразовании Шамбери и близлежащих земель будут говорить.

Адель нахмурила свои красивые темные брови. Последние слова про реорганизацию земель ей очень не понравились.
- Это насчёт частных владений? - хмуро переспросила она.
- А вот приходите и  всё узнаете, гражданки, - хмыкнул их собеседник, - заодно услышите и последние декреты Национального Конвента, их там тоже зачитывать будут.
"А то вас, поди, кроме благополучия своей роялистской шкуры ничего больше и не интересует", - мысленно закончил он фразу, но вслух этого всё-таки не произнёс.
- Ладно, посмотрим, - Адель кивнула, дипломатично улыбнувшись, - если успеем вернуться сюда к семи вечера, то придем на это собрание. А сейчас, извините, но мне надо успеть заехать в поместье. А отсюда, из Шамбери, до него ещё два часа езды. Так что, сами понимаете, гражданин, все упирается в наличие достаточного свободного времени...
Гражданин кивнул.
- Сейчас вы нас пропускаете?
- Да, езжайте, - он посторонился, и экипаж медленно двинулся.
- А как зовут нового комиссара, присланного сюда из Конвента? - вдруг почему-то спросила Адель, высунувшись из окна.
- Эро де Сешель! - крикнул он, так как экипаж успел уже отъехать довольно далеко.
- Хм... - Адель пожала плечами, - по-моему я раньше уже слышала это имя.
Но и только.

***

- Мадам, неужели Вы все-таки собираетесь идти на это их сборище? - с некоторым негодованием поинтересовалась Сюзанн, наблюдая за госпожой, примеряющей перед зеркалом атласную шляпку.
- А почему бы и нет, Сюзанн? - Адель обернулась к девушке, - чтобы сопротивляться врагу, надо знать его намерения. Не так ли? Нужно же выяснить, какие у них планы насчет Савойских земель. Слава Господу, сейчас наше имение не тронули, но кто знает, что взбредет в их безумные головы через пару недель? Или даже через несколько дней?
Так что решено - сейчас мы отправимся в Шамбери.
И ты поедешь со мной, - категоричным тоном произнесла она.

Сюзанн испуганно кивнула, но конечно же, не посмела отказаться.
Хотя, большого желания ехать обратно в Шамбери, трясясь два часа в экипаже, а потом выслушивать патриотические речи и терпеть вокруг себя "революционный народ" у нее не было.

Сейчас они находились в поместье супругов де Бельгард. К счастью, оно не оказалось конфискованным или разрушенным. Управляющий сообщил Адель, что пока все по-прежнему тихо и спокойно. Из чего она сделала вполне логичный вывод, что новый комиссар, по сравнению с другими, ещё не так уж свирепствовал.
Затем её мысли вернулись к мужу. Граф де Бельгард находился сейчас в Пьемонте, в рядах армии интервентов. В ближайшее время они собирались пересечь границу и заняться наведением порядка во Франции. Граф де Бельгард был истинным роялистом, и само слово "республика" бросало его в дрожь. Он лелеял мечту, что еще возможно восстановить старый порядок, вернуть на трон короля, разогнать весь этот "сброд" в красных колпаках, почему-то возомнивший, что он может решать судьбы страны. А пока же, находясь в Пьемонте, граф писал своей любимой очаровательной Адель страстные письма, умоляя жену приехать к нему. И в один из дней Адель все-таки решилась.
Они, вместе со Сюзанн проделали уже добрую половину пути и почти приблизились к границе с Италией, как вдруг молодая графиня услышала о неожиданном приезде в Шамбери комиссара Конвента.
И судя по тому, как вели себя комиссары в других городах, Адель знала, что ожидать от них можно было всего, чего угодно.

Продолжение: http://www.proza.ru/2013/05/03/180


Рецензии
Да, тема чрезвычайно интересная! Меня, больше всего, изумляло, что, зная историю Великой французской революции, российские революционеры, один-в-один! Повторили все её ошибки! Разумеется, в гораздо бОльших масштабах! Маленькая Франция и Огромная Россия! Спасибо! Буду читать дальше. Но, надо отдохнуть, глаза устали, всё ж, восьмой десяток, это серьёзно... Р.Р.

Роман Рассветов   09.06.2018 18:09     Заявить о нарушении
Очень приятно, что Вы и эту историю начали читать)
Спасибо, Роман!
Да, на самом деле, в истории Французской революции и Российской - очень много схожего. А ошибки... я бы сказала даже, что наши революционеры, наоборот, учли все ошибки французов, потому они и победили. На крови и костях(
Троцкий, если я не ошибаюсь, сказал:
"У французов была только гильотина. У нас - множество ЧК"

Ирина Каденская   11.06.2018 23:52   Заявить о нарушении
Самой большой ошибкой Наполеона было то, что он попёрся на Россию. Он вполне мог сделать Францию воистину великой страной. Обычная немереная гордыня завоевателей, мечта о мировом господстве! Р.Р.

Роман Рассветов   12.06.2018 17:22   Заявить о нарушении
Именно так. И Гитлер, впоследствии, повторил ошибку Наполеона. На Россию лучше не лезть)

Ирина Каденская   12.06.2018 21:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.