Глава 15. Яблочные пристрастия

       Мы с соседскими ребятишками часто играли в нашей сирени. Там было много ходов проложенных лично мною да еще курами, которые зарывались у корней сирени в пыль, взмахами крыльев обсыпая себя землёй, как говорили - «купались». Порой меня отправляли искать там яйца, потому что взрослым невозможно было пролезть, и я действительно приносила полную миску яиц от этих загулявших кур. А случалось, что вдруг наседка, в середине лета шла из зарослей сирени с выводком цыплят.
   В центре сада росла яблоня, называлась - белый налив, это всем известный сорт. У нас это было очень большое дерево, раскинувшее свои ветви в стороны и задевая ими почти всех остальных обитателей сада. Яблок всегда было много, а особенность этого сорта в том, что вкусные сладкие и главное, сочные, они только в начале. Далее это рассыпчатые, как крахмалистая картошка, часто растресканные, валяющиеся грудами под стволом яблоки. Но именно такие я и любила. Теперь, с возрастом, я ценю только один сорт яблок - антоновка. С большим содержанием железа, пектина и желирующих веществ, универсального использования, с ярко выраженным приятным кисло-сладким вкусом и необычным ароматом теперь являются для меня самыми лучшими, а тогда я их почти не замечала в бабушкином саду. Правда, осенью, когда приходило время заготовок, они были незаменимы. Ещё одной достопримечательностью бабушкиного сада была яблоня, названия сорта яблок которой никто не знал, но все почему-то, не сговариваясь, называли их - кубышки. Уж очень были похожи. Яблоки были поздними и в середине лета еще твердыми и кислыми. Но особый интерес к ним проявляла Маруся, может ей кислоты не хватало? Поход в сад всегда для неё заканчивался плачевно. Несмотря на предупреждение бабушки, не есть незрелые плоды, Муня тайно, потихоньку шла в сад. Последствия не заставляли себя ждать, часа через два раздавался по всему дому вой с причитаниями: «Ой, Ляксевна, живот схватало, ой, не могу помру, чаво делать-то?» Затем она неслась в угол двора к уборной, но не добежав, закинув подол юбки на голову, присаживалась под забор. Через несколько минут со стоном, причитая и охая, направлялась к дому, но неожиданно вскрикнув, опять неслась рысью к туалету, и опять, как водится, не добегала. Это повторялось снова и снова, причём каждое лето. На помощь приходил дед, давая таблетку фталазола, и на время наступала тишина. Что интересно, Муня не делала выводов из своих страданий. Мне было жалко её и смешно. Для меня такой пример очевидного результата после непослушания старших, был самым наглядным и поучительным. Лично я сделала вывод на всю жизнь - неспелое есть нельзя !


Рецензии