Деревенские уроки. мой приятель homo sapiens

...Полно копить!Ты довольно богат;не страшна
уже бедность!Так он был скуп,что грязнее любого раба одевался,И-до последнего дня-разоренья и смерти голодной все он боялся!
Гораций.Сатиры.Книга первая.Сатира первая.
--1-

- Большое спасибо!-вытерев губы салфеткой, Михалыч отодвинул на край стола пустую тарелку:это он благодарил мою супругу за обильный завтрак.-Было вкусно и много...
   В том,что было «вкусно и много» я не сомневался-картофельное пюре,приготовленное женой по своему рецепту, внушительный кусок жаренной трески и салат из бочковых огурцов вполне соответствовали сказанному.Мы пили чай с вафельным тортом,принесенным Михалычем, и болтали о разном,в том числе и о погоде: конец апреля, а тепла всё нет. Переключились на огородные дела: скоро высаживать картофель, а земля ещё не прогрелась.
    - У меня картошка уже на исходе,осталось ведра три-четыре,-вдруг вздохнул Михалыч.-Нужно каким-то образом дотянуть до нового урожая...
   -Михалыч, да я тебе дам ведер пять-шесть, у меня в погребе ещё ведер двадцать!-пообещал я.-Куда нам с женой столько?
   -Вот спасибо!-Михалыч обрадовался.-Я бы посадил сам,но ты же знаешь-сколько у меня земли на подворье...Больше ведра не посажу...
   И действительно,весь план подворья Михалыча,включая жилье и хозпостройки, был не более трех «соток», где же тут сажать картофель?Вдруг меня осенило:
     -Слушай,Михалыч, некоторые мои соседи по даче не обрабатывают «прирезанные» под картошку участки.Я могу с ними поговорить-возможно кто-нибудь отдаст тебе свой участок в аренду...
Михалыч задумался: видимо,прикидывал в уме стоимость аренды  и прочие расходы...
   Вечером того же дня я встретился на своей даче с соседом и договорился об аренде его «картофельника»; цена вопроса- 0,5 литра в «жидкой валюте».На следующий день мы с моим приятелем съездили на картофельник: он находился на небольшой крутизны склоне,в ста метрах от пруда. Неподалеку располагался и мой участок.
     Через неделю наши картофельники были вспаханы. Мне очень нравилось,что эта технологическая операция делалась весной:можно тщательно выбрать выпаханные корни осота и других сорняков,легко скородить,да и почва такая мягкая,что можно обойтись без лопаты-ткнул в почву каким-либо колом,опустил картофелину в углубление,загрёб затем ногою, и- готово! Когда я поделился своими соображениями с Михалычем,тот,взглянув  на меня,задумался...
- 2 -
        ...Я убежден, что в любой сумасшедшей идее есть рациональное «зерно»-нужно просто его заметить! Но если бы я знал, чем закончится поданная мною идея высадки картофеля! Даже по прошествии двух десятков лет мы с женой с улыбкой вспоминаем и Сергея Михайловича(Михалыча), и остальное...
       Сразу хочу заметить, что я – не пересмешник, и воспринимаю людей такими,какими они есть,с их достоинствами и недостатками.
      Михалычу в то время было около пятидесяти.Он занимал должность начальника отдела сбыта  солидного  предприятия.Тихий,скромный,очень ответственный,всегда доброжелательный.В КПСС не состоял, в «порочащих связях» замечен не был...С подчиненными очень тактичен,но требователен;перед начальством никогда не заискивал.Не курил,не выпивал,очень пунктуален...Кроме того,обладал незаурядным умом и крестьянской сметкой,присущими простому русскому деревенскому мужику.Великолепно владел плотницким искусством-это было его хобби! Я поражался его изобретательности,терпению и упорству,с которыми он осуществлял задуманное.На мои реплики по этому поводу Михалыч неизменно отвечал: -Я- homo sapiens!
     Однако я был поражен,узнав о его образе жизни вне предприятия!Ни жены,ни детей...Проживал в половине рубленного дома,крытого трухлявой щепой.В доме – ветхая мебель,рассыпающиеся при прикосновении обои прибиты к стенам мелкими гвоздями...Тусклый свет в комнате от единственной маломощной лампочки...Топить в доме Михалыч начинал не ранее,чем устанавливалась отрицательная температура,но использовал не дрова и уголь,а кипы архивных документов его отдела,подлежавшие уничтожению...От образовавшейся в огромном количестве сажи избавлялся проверенным методом:загружал в топку печи сухие картофельные очистки,и сажа мгновенно вылетала через трубу наружу! Подгнивший лук Михалыч очищал,резал,подсушивал на листе бумаги и перекладывал в плотно закрывающуюся банку, а затем,размочив его горячей водой,использовал по назначению.Михалыч никогда не ездил ни в санатории или Дома отдыха,не говоря уже о путешествиях по туристическим путевкам.Питался (трижды в день!) преимущественно в заводском санатории-профилактории:путевка туда стоила сущий пустяк!Воистину  «homo sapiens»!
      Таковы были  «две стороны медали» моего приятеля – Сергея Михайловича.Несмотря на доверительные отношения,Михалыч никогда не касался темы личной жизни, а спрашивать его об этом было неловко...

                -  3  - 

...Через несколько дней я уже высадил картофель,а Михалыч все выравнивал и выравнивал  арендованный участок.Потом позвонил мне:
     -  Григорьевич, а сколько нужно картошки для посадки?
Арифметика-дело не сложное, и я подсказал моему « homo sapiens”у»,как можно подсчитать.Утром следующего дня-снова его звонок:
      -Ты поможешь мне с посадкой? Хочу управиться за один день...Только захвати с собой КУВАЛДУ!
Отчего же не помочь приятелю! Но последняя фраза меня немного смутила:зачем нам понадобится кувалда? Забить колышки при разметке под шнур? Да там и камней полно,можно и ими приложиться... Захватил...Погрузили в багажник посадочный картофель,моток шпагата длиной около сорока метров, на котором через каждые 40 сантиметров был ЗАВЯЗАН УЗЕЛОК...Кинули туда же два кола ,заостренных с одной стороны и с торчащими сбоку длинными гвоздями-маячками...
       ...И процесс посадки картофеля пошел: ПОД КУВАЛДУ! Михалыч так утоптал свой участок, что рукой кол в землю вогнать было просто невозможно! Я переставлял его согласно узлам на шпагате, а затем- тресь  кувалдой!И двигался далее.А Михалыч,опустив картофелину,ногой загребал лунку...
    Мои соседи по даче,которые в этот день тоже сажали картофель,подходили и интересовались: что это я размахался кувалдой на огороде? Поняв в чем дело,до слез хохотали! В дачном обществе мне просто невозможно было появляться: буквально все мои знакомые с издевкой спрашивали:
      -Ты что, «под кувалду» картошку сажал?
Мне оставалось только утвердительно кивать головой и  смеяться вместе с ними!Слава об изобретенном мной способе облетела весь город:не проходило дня,чтобы кто-либо из мои знакомых не позвонил и не поинтересовался всходами картофеля!Так и до «звездной болезни» было недалеко...
 
               
 ...Урожай у моего приятеля был как и у всех нас : один к восьми.Об этом я узнал, когда вместе с моей женой убирали картофель  на его участке:сам Сергей Михайлович, «homo sapiens» ,лежал в городской больнице с диагнозом «обширный инфаркт миокарда»,случившийся после того,как он понял, что «накрылись медным тазом» все его сбережения- ПЯТЬДЕСЯТ ЧЕТЫРЕ ТЫСЯЧИ СОВЕТСКИХ РУБЛЕЙ...
     P.S.Было бы очень некорректно окончить мой рассказ на минорной ноте.Созвонился с друзьями, поинтересовался Михалычем. -Жив,здоров,купил малосемейку,второй раз женат... Трое или четверо внуков...
       Ну и слава Богу!

                К  О  Н  Е  Ц



Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.