Притча о талантах

В страстной вторник Господь открывает перед учениками одну из самых важных для человека тем – тему последних времен. На протяжении нескольких глав Евангелия от Матфея, которые читаются в страстной вторник, мы слышим притчи о том, что каждый человек предстанет пред судом Божьим лично.


Притча о талантах имела огромное значение в христианской истории. Она стала, как сказали бы сегодня, мощнейшим мотиватором для движения вперед и подвигов. Оправданию собственной бездеятельности нет ничего и никогда. Каждый должен трудиться в меру сил и талантов, прибавляя к тому, что получил от Бога.


Ни в одной религии нет такого посыла, только в христианстве. В других религиях главной является охранительная функция: сохранить все в том виде, как оно было получено. В том числе и поэтому Иисус Христос рассказал притчу, намекая на фарисейство еврейских вождей, не желающих вносить ничего нового в свою религию.


Главным для них стала консервация закона, возведение вокруг него забора, для чего законоучителями изобретались различные мелочные нормы и правила. Как все это знакомо нам и по сегодняшним реалиям, и по вчерашним.


А притча о талантах призывает совсем к другому: надо жить, делать усилия, не стоять на месте, преодолевать себя и свою леность, делать жизнь подвигом, чтобы в любой момент предстать на суде готовым к отчету.
 

Постоянное бодрствование и движение вперед не дадут застыть формам, пусть даже некогда-то хорошим, но постепенно теряющим подвижность и отмирающим. Этот призыв Христа всегда актуален.


Притча говорит, что не от количества талантов зависит то, с чем придет человек к концу жизни, а от отношения к таланту. Даже если у человека будет десять талантов, но он их никак не употребит, они пропадут.


Но если у него есть только один, пусть маленький, талант и он употребит усилия по его развитию, талант удесятерится. Не талантом жив человек, а собственными усилиями. Поэтому Господь отдает тому, кто к десяти талантам добавил еще столько же, и тот талант, который не был пущен в дело, уверенный, что он не останется без движения.


А что тот, кто закопал талант? Мало того, что он не использовал полученный дар, мало того, что совесть его молчала, когда он его прятал, но он стал обвинять того, кто ему этот дар вручил, перекладывая на него вину за то, что талант остался в земле:


«Я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, вот, я, испугавшись этого, пошел и скрыл талант твой в земле. Вот тебе твое", швыряя талант в ненависти и злобе дарителю.


И тогда хозяин с иронией ему отвечает, почти его же словами: «Ах, ты лукавый раб! Конечно, ты знал, что я жестокий и жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал.


Но это никак не оправдывает тебя и твои действия. Мало ли какой я! Речь сейчас не обо мне, а о тебе: ты никаких усилий не приложил к тому, чтобы использовать талант, данный тебе. Пусть бы у тебя ничего не получилось, но я бы знал, что ты пробовал, что ты прикладывал усилия, что ты трудился. Поэтому отдаю твой талант тому, кто умеет трудиться».


Как часто мы ищем самооправдание собственной бездеятельности тем, что кто-то не такой, как нам бы  хотелось. Но это не оправдывало никого и никогда.


Для меня в этом мораль и сила притчи о талантах. На суде каждый ответит за себя, и только за себя...


Автор публикуется на сайте
http://sotvori-sebia-sam.ru/strastnoj-vtornik-3


Рецензии