Февральский день

                Что было вчера – того нет сегодня.
                В этом мире все приходит и уходит.
                …Только звезды извечны, только
                солнце извечно, только память
                людская живет дольше всех....
                Чингиз Айтматов               

В феврале солнце светило необыкновенно ярко, по-мартовски. Необычными для февраля были звуки капели, вода с крыш капала прямо на голову прохожих, внизу под ногами создавая проталины. На козырьке ворковали голубь с голубкой, они махали крыльями и целовались под лучами теплого ласкового солнца…

Под лучами теплого ласкового солнца, склонив головы,  стояла молодежь, юноши и девушки, бывшие одноклассники, а сейчас уже почти все мамы и папы, замужние и разведенные, - за девять лет после окончания школы судьба у всех сложилась по-разному. Двое «поступили» прям со школьной скамьи «в семейно-строительный институт», другие нашли свою половину позже, третьи еще не обрели родительское счастье, один – выжил в страшной автомобильной аварии, а двоих из класса уже нет на этом свете….

Низко склонив головы, одноклассники стояли у могилки, на которой было много венков с ленточками, надписи на которых рвали душу на части: «Любимой жене от мужа», «От друзей из Жолымбета», «Родной маме от сыночка»….  Девять дней прошло с того страшного дня, вернее восемь, но родители делали поминальный обед раньше потому, что на девятый день ее сыночку исполнялось одиннадцать месяцев.

На могилке было много живых цветов: астры, тюльпаны, розы. При жизни Женя не любила срезанные цветы, называла их мусором, и покупала живые цветы в горшочках, дарила их матери, и гордилась их многообразием в доме. 

Солнечные лучи освещали фотографию в большой рамке, с которой смотрела молодая еще незамужняя девушка с белыми волосами. Лицо озаряется улыбкой, глаза смеются и будто заигрывают, (не зря же на легкой летней кофточке расстегнулась верхняя пуговка), завлекая будущего суженного. И весь ее вид говорит, - смотрите, вот я какая!

Она не любила фотографироваться, никогда не позировала, но на этой фотографии она была  запечатлена такой, какой она и была не только внешне, но и внутренне: молодой, веселой, красивой, обаятельной. «В каждом из нас живет ребенок, - говорила Женя, смеясь, - все выросли и забыли, каково это быть детьми, а я – нет!»

Друзья стояли у могилы. То, что случилось, стало огромным потрясением для всех, кто ее знал и любил, и осознание происшедшего до сих пор не наступило. В тот момент им хотелось упасть и разрыдаться, но что-то их удерживало: может быть, живая фотография, может быть ласковое солнышко и щебетание птиц на ветвях деревьев, а может быть звучащие в голове Женины слова: «Несмотря ни на что жизнь продолжается, и это прекрасно!»

Хотела бы она, что бы друзья плакали, убиваясь горем? Точно неизвестно, может быть, и нет. Женя редко грустила, а при друзьях и одноклассниках – никогда. Всегда смеялась, знала множество анекдотов, смешные случаи у нее не заканчивалась, все знали ее именно такой – жизнерадостной хохотушкой. Действительно, когда жизнь коротка, просто не остается времени для грусти и печали.
***
«Как тяжело, как больно терять лучших друзей вот так! – по дороге домой разговаривали одноклассники, - В выходные мы собирались встретиться, в пятницу переписывались в агенте, а в субботу ее не стало…»
«Мне жаль ее сыночка, - говорила одна подруга, он еще такой маленький, не отучился от груди! Будет искать маму, плакать, и не запомнит, какой она была замечательной!» «А мне жалко саму Женю, отвечала, другая одноклассница, - она не услышит первые слова, произнесенные ребенком, не увидит, как он растет, как пойдет он в детский сад, школу. Что может быть, страшнее этого?» «И мужа очень жаль, - присоединилась к разговору третья одноклассница, - Она его очень любила, идеализировала, он в один миг потерял семью, ведь по воле обстоятельств ребенок будет воспитываться у бабушки, а у него ближе них двоих никого нет!» 

Одноклассники шли по дороге, взявшись под руки, плакали, улыбались сквозь слезы, вспоминая яркие и веселые моменты их дружбы с Женей. Сколько было вместе пройдено дорог! Сколько разговоров переговорено! Сколько общих мест у них было в юности! Старое раскидистое дерево, возле которого они встречались и расходились по домам, лестница пожарного выхода на здании детского садика. По лестнице они забирались на самый верх, сидели на ступеньках, смотрели на звезды, мечтали… Почему-то никто про эту лестницу не знал, и там хорошо было прятаться от всего мира и плакать, делясь друг с другом душевными терзаниями. Любили они бывать в парке, несмотря на то, что он очень далеко, ноги сами собой приносили в это место.

Память как дремучий лес... В его закоулках можно заблудиться. Столько всего хранит в себе память! Жесты, взгляды, улыбки, фразы, слезы, предметы. Память не дает спать по ночам, выдавая перед глазами картины из прошлого четко, явственно, черной кошкой скребется на сердце…

Тогда, сидя на пожарной лестнице, глядя на звезды, подруги не знали, что им преподнесет судьба, как они будут жить через  пять лет, десять. Они надеялись на лучшее, жили в ожидании большой любви, счастья, чуда, которое непременно должно случится… А как же иначе?

Оказывается, бывает иначе… Человек ничего о своей жизни не знает. Не знает, что случиться с ним завтра, а что через пять минут… Если бы Женя знала, что в этот субботний солнечный февральский день произойдет роковое лобовое столкновение, она никогда не села бы за руль своей «четверки», не вышла из дома… А водитель «минивена», зная наперед, что совершит убийство,  не пил бы всю ночь, и не сел бы за руль в пьяном угаре.
***
Три подруги стояли на пересечении дорог, в том самом месте, где они с Женей расходились по домам после дискотеки и порой стояли часами, потому что никак не могли наговориться, и никак не могли распрощаться…
«Не ценим мы жизнь, когда она у нас есть, живем, разгульно «не чуя под собою страны», как говорила Ахматова, без страха и совести, топчемся по чужим судьбам, как будто с нами ничего никогда не случится», - плакала Инга.

Эти слова, несомненно, относились не к Жене, а ко второму участнику аварии. Родителям еще предстоят долгие судебные разбирательства. Несмотря на очевидность происшедшего, родственники Дмитрия приходили к ним, предлагая немалые деньги, мотивируя тем, что у него есть ребенок и он останется без отца. От денег горемычные  отказались, и теперь они платят всем, кому только можно, чтобы закрыть дело. Родителям Жени пришлось нанять хорошего адвоката, чтобы доказать правду.

Подруги разошлись в три стороны, у каждой своя дорога, у каждой своя судьба… Только четвертая дорога, по которой Женя всегда возвращалась домой, осиротела… Теперь по ней будет бегать ее сынок. Егорка, начав ходить, стал подходить к маминому портрету и целовать его. Наблюдая это, дедушка с бабушкой отворачиваются, чтобы малыш не увидел их слез на глазах, которые никогда больше не высохнут… Им хочется верить в то, что их дочь поселилась на небе, стала ангелом и всегда будет рядом с сыном, охранять его от земных бед и напастей. В то, что Там ее приняли, и ей теперь также хорошо, как и дома.

Подруги и друзья тоже будут помнить о ней. Они когда-нибудь состарятся, а Женя останется в их памяти и сердце молодой, красивой, всегда улыбающейся, громкоголосой, кокетливой девчонкой, верным, преданным другом. А Инга опять начнет писать стихи и еще  посвятит немало строк своей лучшей подруге.

Ушла на небо… Там, где млечный путь
Звездой зажглась на небосклоне…
Постигла неизвестную нам суть,
Ушла так быстро, что никто не понял…

Ты к нам приди еще когда-нибудь,
В окошки загляни рассветом,
И ночью сыну помоги уснуть,
Волос коснувшись, теплым ветром…

Ты прорасти ромашкой на лугу,
Дождем пролейся нам на плечи…
Забыть ту боль я долго  не смогу,
Но все пройдет, ведь время лечит.

Останься, друг мой, в сердце и душе…
Взлети на небо журавлем, синицей!
Я помнить буду, друг мой, о тебе…
Узнай полета вкус, взлетая птицей!

Хотела быть свободной от всего,
Душе мятежной  было места мало…
Лети, мой друг,
                не ведая того,
Что здесь с тобою
                в этом мире стало!…



4 апреля 2013 год


Рецензии
так бывает...знать бы наперед,
где звезда мелькнет на небосклоне,
знать бы, чей уйти сейчас черед,
успокоить сердце, то, что стонет...
не пускать, от горя уберечь,
лишь бы жизнь, не в небеса дорога,
так с друзьями мало было встреч,
сын малой так нежно маму трогал...
так бывает...знать бы наперед...
ангел в небе, слезы в лужах тонут,
так случилось, что не тот черед,
сердце кровоточащее стонет...

Игорь Федькин   25.04.2014 21:41     Заявить о нарушении
Спасибо за точные понимающие слова...

Инна Нелипович   27.05.2014 14:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.