Молох А. Сокурова, как эстетика мертвого

- http://vk.com/club45617862?w=wall-45617862_80

«МОЛОХ» 1999г. режиссер А. Сокуров.

 "Плацента для мертвых". 

Искусство воздействует на душу человека, гармонизируя ее бытие с миром, но только не тогда, когда оно само мертво.Когда время сжимается до придела, пространство растягивается в бесконечности, это мертвое время. Оно мертво, как кино. Когда от причины до следствия остается один шаг, то отсутствие здравого смысла заставляет идти в обход. Твоя изменчивая картинка "реальности" осталась на кусках "лакмуса" . Не только кино, но и вся твоя жизнь полна иллюзий. Все твои желания и стремления, не что иное как путь к смерти, ибо ты сам в себе есть смерть. И чем ближе финал, тем глубже осознание бессмысленно прожитой жизни.
Мертвое искусство - жалкое разочарование.

Красота воплощает духовную основу в мире видимом, но может и обмануть, представить в форме красоты Зло. Чистое Зло в мире представлено в роли безобразного, но иногда оно одевается в личину красоты, обманывая людей. Тогда как же идея единого абсолютивного добра, скажите Вы? А ни как. Она "рассыпана" в реальности.

Сокуров ориентирован на удаленное, удаленное в котором название, как препятствие движущей энергии всегда имеет смысл. Символ - название, это идея всего фильма. Моральный выбор, род этической ценности. "Молох" в древности так именовали Бога Солнца, Огня и Воды, которому приносились человеческие жертвоприношения, слепая, беспощадно убивающая сила. Ящерица, покрытая коростой, меняющая окрас в зависимости от температуры и освещенности. Из хаоса в гармонию - музыкальная кристаллизация хаоса.
Фильм "Молох" - смотри просто, подолгу и он раскроется. Созерцай, ибо любое созерцание, есть созерцание Бога, даже если оно бессознательное.

"Смысл искусства заключается в том, что художник воспроизводит идеал в обозреваемой для человека форме".

Всегда, во всем и везде, есть пусть и незначительное, но расхождение стиля: эстетических, нравственных, идейно-идеологических установок, несмотря на то, что каждый в своем творчестве следует линиям напряжения. "Молох" строиться по вертикали власти, ограничиваясь соответствующими оппозициями. Город - лагерь. Мистика сокрытия Зла. Невидимый город, проходящий через все внутреннее и внешнее. " Поэтому фильм можно рассматривать как универсально-текстовое пространство и как, спасение мифа. Сокуров не просто "создал" фильм, он выломал его из обыденных теоретически обоснованных рамок.

Мы видим, как искусно перед нами выстраиваются галереи сказочных замков, которые сталкиваясь с реальностью разрушаются. Это сознательное прерывание связи с действительностью, ибо только иллюзорное состояние ( в данном случае речь идет о съемке, монтаже, ракурсе, глубине кадра и т.д.), способно погрузить тебя в атмосферу опустошенности. Это похоже на "временной остаток" , когда одно заменяется другим, другое в свою очередь третьим, но тем не менее ничего не меняется.

У кинематографической реальности, есть своя особенность, что бы она стала работать на тебя и начала иметь нужное значение, ее всячески следует приукрошать и возвеличивать. Хоть, в реальности, такой метод может показаться вам плодом воспаленного сознания. "Молох", это не просто попытка реставрации мифа, это попытка заново утвердиться. Во спасение мифа предадим пространству структурно-знаковую форму, в которой режиссерское отношение к полноте и заполненности, пустоте и опустошенности, выражено как мертвый город, топь, мираж, туман, туман готовый подняться и рассеяться в любой момент.

Сокуров центральной фигурой ставит ни Еву Браун, ожившую скульптуру, ни Гитлера, а само "пространство" сопротивляющееся заполнению. Принцип перетекания. Этот город скорее мертв, чем жив, ибо все здесь пустота, и сами персонажи должны быть достаточно пустотелы, ибо пустотелость основной принцип кукольности.

Вся эта рисованная красивость, лишний раз доказывает влечение к пустоте. Власть высшего господства, как эпицентр Зла. Здесь Смерть возлагают в основу новой жизни, понимаемой как ответ смерти, как ее искупление, как достижение более высокого уровня духовности. Зловещий маскарад. Власть, как центральная фигура стягивает к себе насилие и гнет.

Знаешь в чем залог успеха? Сделать видимое объектом созерцания и тем самым заполучить доступ к другой реальности. Все подчинить этой эстетике. Заместить видимые образы невидимыми утраченными объектами. Это жанр - исповеди. Сокурову во всем присуща истерия и меланхолия, но это лишь необходимые условия для субъективного видения мира. Здесь камера и голоса актеров, единственная дорога к реальности, ибо с их помощью жизнь врывается в эти совершенно безжизненные образы и тела. Весь фильм выстроен на средних планах, ибо нет лиц, никто не может быть олицетворен, все лишено Дара речи.


Л. Барцевич.


Рецензии