Мама, зачем в цирке медведи?!

Я с младшими детьми иду в цирк. Сыну - четыре, дочке – семь.  А я ни разу еще их в цирк не сводила. Город наш небольшой. Своего цирка нет. В столичный выбраться пока не представилось возможным.  И вот заезжий порадовал вместе с первыми теплыми деньками. На стадионе города ярким знамением раскинулся шапито. В программе жонглеры, акробаты, канатоходец, дрессированные кошки, питоны, обезьянки, медведи. Ликую. Это особенное удовольствие – присутствовать в том моменте, когда кто-то рядом впервые что-то узнает. Так приятно порадоваться за чей-то восхищенный, удивленный взгляд, эмоцию. И будто ты сам впервые это видишь. Может, я чересчур сентиментальна, но уж как есть: меня подобные моменты волнуют  до слез.  Целую неделю мы с детьми жили в предвкушении. Настал тот день.
Дочь ведет себя необъяснимо странно. Надевает свой плащик и путается в завязанном узлом поясе, громко плачет, пока я пытаюсь причесать ее непослушные волосы. Всю дорогу она нервничает, психует, дразнит брата. Я несколько раз пригрозила вернуться домой, «если это сейчас же не прекратиться». И сама зачем-то разнервничалась. На территории стадиона развернулась активная торговля «детскими капризами». Несмотря на то, что намеренно спланировали приехать почти к самому началу, все-таки не удалось избежать дружного воя на тему «КУПИ-И-И!». К тому моменту, когда мы отыскали сектор и места, я уже была «на взводе», но старательно сдерживала себя. Представление начали клоуны. Мои дети не любят клоунов. Я не помню, любила ли я их в детстве. Скорее всего, если не помню, то и не любила. И теперь, глядя на этих актеров, оцениваю про себя исключительно их смелость и «первопричинные» способности.  Эти, как я отметила, здорово играют на духовых инструментах. Мой малыш живо подтанцовывает  под звучание кларнета. Более того, даже пытается сымитировать звук, чем раздражает соседних зрителей. Я не приструниваю его. Мне кажется, это красивая эмоция. Да и цирк – это ведь не библиотека.  Шума тут хватает. На сцену выходят талантливейшие люди. Мое сердце замирает от созерцания возможностей человеческого тела. Дочь откровенно скучает. Сынок терпеливо ожидает медведей. Разборчивые работники цирка эту «изюминку « оставили» на конец. Поэтому два часа стойко держимся на обещаниях, что медведи будут скоро. В периодах разбавляют скуку дрессированные кошечки. Милейшие создания, которые даже на сцене умиляют своей позицией «сама по себе». Эти животные не позволят себя слишком уж подчинить. Аплодирую дрессировщику за его терпение. Милый, добрый человек. Его подопечные его не бояться, а уважают. Видно. Дочь оживает. Она любит кошек. И ей все равно, что они там могут на сцене. Просто кошки – это уже хорошо. Сынок в очередной раз спрашивает, когда же медведи будут…. Я и сама уже хочу на это посмотреть. Да что говорить! Под шатром шапито собралось больше сотни детей. И все пришли посмотреть на медведей.
И вот, наконец! Этот номер даже не объявляют. Но мы все догадываемся, что вот оно. Сейчас! Конферансье просит не вставать с мест и не выпускать детей…. Медведи. 
Первые минуты представления мои дети замерли от восторга. Я вместе с ними. Замечаю интересную вещь: оказывается доченька уже играет во взрослую. Она наклоняется к брату и, заглядывая ему в глаза, восторженно объясняет   «видишь, это мишки!» Она ведь и сама никогда не видела живых медведей. Даже в зоопарке. Но ей интересно увидеть реакцию младшего брата.
Через несколько минут  дочка вдруг опускает голову и до самого конца представления сидит, глядя в пол. Никакие мои слова не убеждают ее в том, что нужно посмотреть на манеж. Вскоре я поняла, почему. Я не могла хлопать. Да разве животным нужны наши аплодисменты? Я не могла даже наслаждаться тем, что видела, не могла заставить себя улыбнуться. В моем теле только одно чувство присутствовало: страдание…. Мое сердце плакало. Я молилась, чтобы это все скорее закончилось. Этот мишка, от страха и боли будто парализованный, он выполняет трюки, и я вижу, как обильно у него течет слюна, я вижу его телодвижения. Господи! Как он похож на человека! Я будто себя в нем узнала. Безумие. На поклон… содрогнувшееся от удара сзади тело животного…. Неужели это вижу только я? У нас сектор такой. К нам герои спинами преимущественно…. Мы видим сзади.
И вот толпа вытолкнула нас на свежий воздух. Какой же он свежий! Сердце задышало. А то ему тесно стало. Невероятно. Дети молчат. На лицах не прочесть восторга и радости, не рассмотреть даже тени  удовлетворения. И вдруг дочь поворачивает ко мне голову и в ответ на мой немой вопрос, дрожащими губами вопрошает «мама,…зачем в цирке медведи?» Я вижу, как трясется ее подбородок, и у меня сжимается все внутри. Она не стала дожидаться моего ответа, а отвернулась и, будто чего-то стыдясь, тихонько заплакала….


Рецензии
Ненавижу дрессуру! Ненавижу цирковые номера с животными, этим издевательством. Ненавижу ленинградский зоопарк, где тигр и медведь в клетках - метр на метр...
У Вас - хорошие дети. Дай Бог, чтобы не растеряли этой способности сострадать.
Спасибо за рассказ.
С Теплом,
Алька

Алина Данилова 2   05.05.2013 14:31     Заявить о нарушении
Вам спасибо, Алина. Я благодарна своим детям за то, что они заставили меня понять важное: мы все причастны к этой жестокости, пока слепо жаждем зрелищ. Ведь на спрос всегда будет предложение...Медведи, что делают стойку вниз головой под куполом цирка как немой укор людям в их неумении использовать свои ресурсы. Мой поклон.

Ванда Пуш   06.05.2013 09:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.