Лекция 17 о Ветхом Завете в Йельском Университете

ПРОФЕССОР  КРИСТИНА  ХЭЙАС:               Теперь мы рассмотрим второго библейского литературного пророка Осию.  Как и Амос, он относится  к пророкам периода ассирийского вторжения, причём оба они были из северного царства Израиль.   
Он пророчествует во время правления Иеровоама Второго, царствовавшего примерно до      747 г.  А затем он продолжает пророчествовать до правления последнего царя, которого по злой иронии судьбы  звали Осия.
Таким образом, он пророчествует, по всей вероятности, в 740х, 30-х  и 20-х годах.
И  скорее всего, он не видел падение Израиля.   Произведение  Осии, по мнению многих, является самым сложным из пророческих книг. Его язык очень труден, и  иногда, кажется, довольно искаженным.   Перевести ее доходчиво очень нелёгкая задача.
  Книгу Осии  можно структурно разделить на две основные части.  Главы с 1 по 3 имеют определённую внутреннюю связь, а также главы с 4 по 14. 
Главы с 1 по 3 рассказывают о женитьбе пророка на случайной женщине по имени Гомер. Этот брак является метафорой отношений Израиля с Богом.  В этих главах содержится предъявление обвинения или иска. Это пример той формы   riv, о которой я упоминала.  Мы встретим её как у Осии, так и у Исайи.
 В гл. 4-14 содержатся в основном прорицания, направленные  против других народов, а также прорицания против Израиля.   
Мы сосредоточим внимание в первую очередь на главах с 1 по 3, так как они очень характерны для Осии, и мы будем обращаться  иногда к некоторым  другим главам, где они содержат важнейшие темы  Осии.
Историческим фоном Книги Осии является ассирийская угроза. Ассирийцы стирают с лица земли ряд малых государств Древнего Ближнего Востока в середине восьмого века.
Само собой разумеется, что это не могло не коснуться Израиля.
  Осия  осуждал попытки царей Израиля противостоять Ассирии или избежать поражения от неё.
Осия говорил, что если Ассирия намеревается завоевать Израиль, то это Бог задумал наказать Израиль руками другого народа. И потому, сражаться против неизбежного, говорил Осия, будет лишь ещё одним не подчинением воле и планам Бога.  Сопротивление является демонстрацией неверия в могущество Бога.
 Осия  в гл. 10:13 излагает катастрофические последствия предпочтения веры в человеческую власть или иностранные союзы   вере в Бога.  Эта мысль будет неоднократно повторяться в его тексте.
 "Вы возделывали бесчестье, / вы пожинаете беззаконие - / [и], вы будете вкушать плоды предательства -. / Так как ты понадеялся на свою силу, / на свою рать  воинов."   
Он предлагал бездействие, что, несомненно, рассматривалась бы царём и его двором как позиция неприемлемая. Но Осия был настойчив. Израиль сталкивается с проблемой выбора.    В кого он должен поверить? В Бога, или в человеческих лидеров и их армии?
Осия заходит так далеко, что предполагает, что фактически момент выбора для северного царства уже миновал.  Для южного царства ещё существует некоторая надежда, но северное - уже сделало свой выбор, причём выбор  самый неудачный.
 Осия передаёт слова Бога: "   "... Я никогда больше не приму дома Израилева и не прощу их (Но я приму Дом Иудеи И дам им победу через Господа Бога своего. Я не дам им победу с луком и мечом и войною, ни конями и всадниками. "
Если вы думаете, что это даст вам  победу, то вы ошибаетесь. Некоторые рассматривают это как позднюю интерполяцию в текст Осии, из за того, что слишком очевидна положительная оценка южного царства.   В любом случае чувство надвигающейся катастрофы резонирует на протяжении всей книги пророка Осии.
Гл. 8:7: "  Они сеют ветер, / но и пожнут вихрь - / Вытянувшиеся стебли, лишенные ушей / И не приносящие  муки / Если и принесут немного,  всё равно незнакомцы пожрут её / Израиль в растерянности.» 
 Итак, катастрофа неизбежна, и Осию часто представляют как изображающего беспросветный мрак, и он в самом деле мрачен.  Похоже, что он не оставляет ни малейшей надежды Израилю, который должен заплатить сполна за свою неверность Богу.
Главной темой, которая помогает организовать большую часть материала в Книге пророка Осии, и которая показывает свою глубокую обусловленность или взаимосвязь с Книгой Второзакония, является тема Завета, в частности, трактовка договора Второзаконием.
 Тему договора я кладу во главу угла, и мы рассмотрим, как она обыграна несколькими различными способами.
Во-первых, как сторона в договоре с Яхве, выступающая по отношению к  сюзерену Яхве вассалом, Израиль должен полностью верить одному Яхве.  Любой военный союз с иным государством, например, союз с Египтом против Ассирии, нарушает условия эксклюзивного договора, заключённого между Израилем и Богом. И потому Израиль не должен рассчитывать на свою военную мощь, а лишь на своего сюзерена.   
Малейший недостаток веры в могущество Яхве, в его способность защитить своего вассала от насилия является нарушением условий договора, которые предусматривают  абсолютное доверие и исключительную веру в Бога и его могущество.
Вторым способом выражения темы договора является резкое осуждение Осией социальной несправедливости и морального разложения, и, разумеется, эта тема поднимается всеми пророками.
Осия в этом вопросе вторит Амосу.  Однако Осия был первым, кто выражал свои обвинения в форме riv, или предъявления иска, в которых указывается, что Бог  выдвинул обвинение Израилю в нарушении условий договора.
В первых трёх стихах гл. 4 Израилю предъявляется обвинение. Осия намеренно использует стиль, который ассоциируется с Декалогом:
"Слушайте слово Господне,
     Сыны Израилевы!
     Ибо у Господа имеется дело [= иск]
     Против жителей этой земли,
     Потому что нет никакой честности и добра
     И никакого послушания Богу на земле.
      Лжесвидетельства, нечестности, убийств,
     И воровства и прелюбодеяния хоть отбавляй."

"Преступление следует за преступлением /  От этого земля сохнет:. / Все, что живет на ней чахнет - / звери полевые и птицы небесные - / Даже рыбы морские гибнут."
    Осия также упорствует в осуждении религиозного неверия Израиля, которое выражается  в  терминах прелюбодеяния. В его писаниях доминирует тема договора.
Для того чтобы представить неверие Израиля он использует другие типы отношений завета в качестве метафоры, прежде всего метафоры супружества.
Брак  можно рассматривать как договор между мужем и женой, и потому эта метафора представляется весьма  уместной.  Мы встречаем её в гл. 1-3, в которых пророк характеризует отношения между Богом и Израилем посредством метафоры супружества, в котором Израиль выступает в качестве неверной жены.
Он описывает  в зловещих терминах, ее  развратное пристрастие к образам и идолам, ее прелюбодеяние в виде поклонения Баалу. Он указывает на лидеров страны и их неудачи, царей и священников, их неспособность преодолеть непослушание народа и его тягу к разврату.
 Первая глава рассказывается от третьего лица.  В ней Бог приказывает Осии жениться на гулящей женщине, символизируя этим свои собственные узы с неверной супругой Израилем. 
«Иди, возьми себе блудливую жену и имей детей блуда, ибо земля будет отклоняться от Господа." (1:2)
Он женится на женщине по имени Гомер, которая рожает ему трёх детей, получающих очень зловещие имена. Эти имена символизируют гнев Бога, вызванный  религиозной неверностью Израиля: 1) Изреель. Это обусловлено тем, что Бог планирует наказать Иеху за его расправу над домом Ахава. Даже при том, что  Ахав не был любим Богом, всё равно не следует поднимать руку на помазанника Господня.  И потому Ахав должен быть отомщён. Иеху должен быть наказан в Изрееле, где и произошло убийство.
2) Лорухама, что означает "не любим, не прощён", потому что Бог больше не будет любить или прощать и миловать дом Израилев.  3) Лоамми, "не Мой народ", знак того, что Бог разрывает договорные узы. Он отверг Израиль  - Он с Израилем развелся.  Вряд ли можно было более  резко и жёстко  прекратить действие договора.
В гл. 3 содержится повествование от первого (Осии) лица о приказе, отданном ему Богом.
Бог повелевает ему сойтись или нанять женщину при условии, что она не будет общаться с другими.
Женщина, опять же символизирует Израиль, который введён в эксклюзивные отношения, которые требуют от него  сохранять верность партнёру, в отличие от своего привычного поведения. 
 Между главами 1 и 3, обе из которых при помощи метафор рассказывают об отношениях Бога и Израиля -   расположена почти шизофреническая  2 глава.
Она содержит  устойчиво жестокое повествование о неверной жене, о неверном Израиле и официальное заявление Бога о разводе. "Она не моя жена, и я не ее муж."    После подобного заявления, произнесенного мужем, брак расторгается. (стих 4). И тем не менее, в этой главе также содержится очень нежное, очень тёплое изображение примирения.
И в этом изображении примирения  мы видим появление другого аспекта концепции договора, который был, опять же, наиболее выражен в Книге Второзакония.
Как партнёр Израиля по договору Бог любит Израиль и жаждет его верности.
Этот стойкая любовь завета - одно из слов, которое используется неоднократно, хесед, оно обозначает  особого рода милость, верную любовь - это любовь завета примирит Бога со своенравным Израилем так же, как Осия примирился и воссоединился со своей неверной женой.
И пророк представляет себе возвращение к пустыне. Бог воображает, - это было бы замечательно, если бы мы могли вернуться в пустыню и заключить договор снова, и на этот раз он стал бы постоянным, вечным браком. И трое детей, которые были отвержены при рождении, будут возвращены и приняты их отцом. Таковы  идеи, содержащиеся в этом отрывке.  Осия 2:16-25, примирение:
"Истинно
     Я буду говорить с ней ласково
     И поведу ее по пустыне
     И буду говорить с ней нежно.
     Я дам ей виноградники оттуда
     И долину Ахор как пашню надежды.
     Там она должна ответить, как в дни своей юности,
     Когда она вышла из земли Египетской."
В этом случае период Исхода и блужданий по пустыне  романтически представлен  как период очень хороших и тесных отношений между Богом и Израилем.
"И в тот день вы будете называть меня Иши и больше не назовете меня Баали".
Это каламбур. Оба эти слова могут означать "мой муж".   Иши это "мой человек", мужчина. Баали это: "Мой Господь".   Женщины использовали оба обозначения для своих мужей. Баали, очевидно, имеет коннотацию бога Баала. Таким образом, вместо того чтобы называть меня Баали, "мой Баал," вы будете называть меня Иши, "мой муж", используя слово, которое лишено коннотации Баала.

«Ибо я удалю имена идолов из ее рта,
     И они никогда больше не будут упомянуты по имени. В тот день Я сотворю для них союз с полевыми зверями, птицами небесными, и пресмыкающимися по земле, я прогоню лук, меч, и войну с суши. Таким образом, я позволю им жить в безопасности. И я буду верен тебя вечно: "(возврат к брачной метафоре.) ..." Я буду относится к вам  праведно и справедливо,
      С благостью и милосердием,
     И я буду верен вам;
     Тогда и вы должны быть верными Господу.
     В тот день,
     Я отвечу - говорит Господь -
     Я отвечу  небу,
     И оно ответит земле;
     И земля  ответит
      Новым зерном, вином и маслом,
     И они ответят Изреелю ".
     [первый из детей]. "Я буду сеять ее в землю, как Мою собственную;"

Изреел была плодородной долиной , а не просто местом войны и смерти.

"И [я] приму Лорухама [не любимого] назад в милость;
     И скажу Лоамми, [не мой народ], "Ты Мой народ"
     И он ответит: "[Ты] мой Бог."

Осия не беспросветно мрачный и зловещий.  Он дает эти образы, эти очень трогательные изображения  надежды и утешения и примирения. Амос также оставлял надежду, в виде оставшихся, которые выжили бы после неминуемого разрушения.  Нам следует подумать о двух традициях таких пророков как Амос и Осия, которые они привлекают в этом комбинированном сообщении о гибели, с одной стороны, и надежды - с другой.  Фактически, они задействуют  две концепции договора, с которыми мы сталкивались в ходе изучения Пятикнижия и Книги Самуэля.
 С одной стороны, они признавали безусловный, вечный, непререкаемый договор Бога с патриархами, а также вечный договор с Давидом и с Домом Давида. 
Эти договоры служили основанием для веры в то, что Бог не покинет свой народ.
Но с другой стороны, конечно, заостряли внимание на Синайском  условном  договоре. Он требовал повиновения моральным, религиозным, гражданским законам и угрожал наказанием за их нарушение.
Пророки учитывают обе эти традиции.  Израиль нарушил Синайский договор и оговоренные условиями договора проклятия должны последовать: разрушение страны и даже изгнание.      И они произошли, потому что должны были произойти.
 Однако отчуждение от Бога не является и никогда не будет являться полным и непоправимым  в силу безусловного договора с патриархами, договора с Домом Давида.  Израиль всегда будет оставаться  народом Бога, несмотря на временное отчуждение.
Понятие избранности, акт абсолютно незаслуженной или безусловной  милости и любви со стороны Бога, никоим образом не связанные  с особыми заслугами людей, положены в основу  пророческого послания утешения.
Осия рисует очень живой и трогательный портрет этой особой и неразрывной любви, которую Бог испытывает к Израилю.  Здесь Осия привлекает вторую метафору - первой из которых, напомню, является метафора супружеских отношений - отношения родителя и сына, которые также можно понять как наличие неких обязательств, вытекающих из некоего договора.
 Отношения между родителем и сыном влекут за собой любовь и верность, но и обязательства. Одним из обязательств, которые предполагаются у родителей, является обязанность дисциплинировать мятежного или неблагодарного ребёнка, но и в то же время никогда не оставлять этого ребенка. 
Вот такая модель  работает в пророческом послании.
Гл. 11: 8-9:  "Я  полюбил Израиль
     Когда он был еще ребенком;
     Я звал [его] сын Мой
     Со времён Египта.
     Хотя Я их так называл,
     Они пошли своим путем;
     Они приносят жертвоприношения Баалу
     И поклоняются резным изображениям.
     Я баловал Ефрема,( вероятно, ещё одно обозначение Израиля)
     Качая на своих руках;
     Но они презрели
     Мою нежную заботу.
     Я связал их узами человечности,
     Узами любви
     Но я казался им тем
     Кто наложил ярмо на их челюсти,
     Хотя я предлагал им еду ... Как я могу бросить тебя, Ефрем?
     Как могу покинуть тебя, Израиль?
     Разве я могу поступить с вами как с Адмом,
     Или как с  Севоимом?
     Моё сердце смилостивилось,
     Вся моя нежность  всколыхнулась.
     Я не буду действовать в гневе,
     Не буду истреблять Ефрема.
     Ибо Я Бог, а не человек,
     Святый в вашей среде:
     Я не приду в ярость."

Этими столь различными описаниями жёсткого отвержения и нежной любви и примирения, пророк пытается уловить и передать страстную борьбу, происходящую в сердце у Бога.
Они изображают страстный, эмоциональный портрет Бога. Это терзания любящего, который разрывается между своей ревностью и бессмертной любовью. И в этой борьбе, в конечном счете, победила любовь, потому что Бог не может покинуть Израиль.
  Мы увидим, что каждый из пророков, которых мы будем рассматривать, держат обе идеи договора в напряжении, и, в зависимости от конкретной исторической ситуации, они будут подчёркивать то одну из них, то другую. 
Иногда, во  времена относительного спокойствия и комфорта, пророк подчеркивает нарушения Синайского договора, наказание, которое неизбежно придет за эти нарушения, при этом пророки будут преуменьшать вечную приверженность Бога к Своему народу. Но во времена отчаяния и страданий и разрушений пророк может указывать на то, что нарушения договора были причиной бедствия, но они будут подчеркивать вечную любовь Бога к Израилю и, следовательно,  давать надежду на лучшее будущее.
  Теперь давайте рассмотрим, что из себя представляют южные пророки.
Книга Исайи является самым объёмным пророческим произведением.
 Интерпретация многих мест в книге Исаии как символических ссылок на Иисуса делают этот произведение одним из самых цитируемых христианами книг Библии.
Исайя был современником Амоса и Осии.  Это вторая половина восьмого века. Его деятельность длилась несколько дольше  ( 690х.)
Он пророчествовал  в южном царстве Иудея, когда Ассирия уничтожила северное царство (722г.) и в то время, конечно, представляла угрозу для Иудеи.
На протяжении более пятидесяти лет Исайя являлся советником царей Иудеи.
Во время осады 734г.,  он консультирует царя Ахаза, а затем во время осады 701 г., он даёт советы его сыну Езекии.
Эти события отражены в ассирийских источниках и подтверждены археологическими находками.
Археологические находки свидетельствуют о разрушениях  в тех местах, про которые сказано, что они подверглись вторжению ассирийцев.
В 734 г. ассирийцы, которыми в это время правит  Тиглатпаласар, расширяют своё влияние по всему региону.   Они приходят с северо-востока и сначала собирались разгромить Арам в Сирии, а затем продвигаются к северному царству Израиль.
Арам и Израиль объединились, чтобы противостоять ассирийцам.
 Южное царство Иудея отказалось  вступать в союз.  В гневе арамейцы и израильтяне двинулись на юг и взяли Иерусалим в осаду (734 г.).  Они пытались вынудить Иудею присоединиться к их союзу против Ассирии.   Царь Иудеи Ахаз решил призвать на помощь ассирийцев. Он признаёт царя Ассирии Тиглатпаласара сюзереном и становится его вассалом и обязуется выплачивать дань.  В ассирийских источниках есть свидетельства о выплате дани в казну Ассирии, относящиеся к 734 г.
 Эти действия Иудеи осуждаются библейским автором. Второзаконнический историк в гл.16 2 книги Царей осуждает это поступок.  К этому присоединяется Исайя. 
 В отличие от Ахаза, его сын Езекия  решает  установить независимость Иудеи, и это разгневало ассирийцев.  Они опустошают многие  города  ( археология подтверждает сведения, указанные в ассирийских записях), и осадили Иерусалим в 701 г. 
Исайя, который прежде давал советы царю Ахазу, теперь даёт советы Езекии.
 В конечном счёте Иерусалим не был разрушен.   Ассирийцам заплатили огромную дань, и они, чрезмерно нагруженные,  удалились.
 Таков в основных чертах исторический фон, на котором пророчествовал Исайя.
Какова же структура его очень ёмкой книги?
  Утверждение, что пророческие книги являются антологией пророчеств и других материалов, собранных пророком или их последователями, то есть, школами, которые хранили сборник пророчеств по причине своей твердой веры в их сохраняющуюся актуальность - этот портрет антологического характера пророческих книг вполне очевиден в Книге Исаии.
Первые 11 гл. содержат мемуары.  В гл.1 излагаются некоторые из основных тем Исайи, в большинстве своём от первого лица.  Имеются также различные предсказания против Израиля.  Есть материал, относящийся к нападению на Иерусалим и осаде 701 г.
В гл. 12  мы имеем нечто вроде заключительного псалма.  В одиннадцати главах, с 13 по 23 вкл., расположены прорицания против чужеземных народов. Это мы встречаем и у Амоса и у Осии.  В гл. 24-27 мы видим описание мифологических видений конца света, и этот апоколиптический материал, скорее всего датируется шестым веком.
Именно в то время апоколиптический жанр бурно развивался.  Однако, этому материалу мы не будем уделять внимание, потому что считаем, что он не относится к основным пророческим темам.
В гл. 28 - 33  мы от пророчеств чужеземным странам переходим к прорицаниям против Иудеи, Израиля и отношений с Египтом.
В это время Иудея и Израиль были зажаты между двумя сверхдержавами: Египтом и Ассирией.  Иудея пытается высчитать, с кем лучше заключить союз.
Это относится к несколько более позднему периоду,  к осаде 701 г., и включает в себя советы, которые  Исаия давал  Езекии в 701г.
В гл. 34 и 35 мы пропустим некоторые вставки пост изгнаннического периода. 
 В гл. 36-39 мы видим историческое повествование от третьего лица, и это практически тот же материал, что и в гл. 18-20  2 Кн. Цар. Эти три главы были просто вставлены  в Книгу Исайи.   
Это рассказ о вторжении Сеннекариба и совещаний Исаии и Езекии во время осады в 701 г.
Я останавливаюсь на гл. 39,  хотя в Книге  Исайи их насчитывается 66. 
Многие учёные пришли к  твёрдому согласию, что остальной материал( с гл. 40 -66) не является произведениями Исайи Иерусалимского.   
Он датируется периодом времени гораздо более поздним, чем период жизни Исайи.
Этот остальной материал мы делим на два основных раздела: Исайя Второй и Исайя Третий.
Главы 40-55,  которые мы относим  к Исайе Второму, содержат историческое повествование, в котором доминирует не Ассирия, а Вавилон.   И  потому мы датируем это более поздним периодом.
Главы 56 -66  мы относим к Исайе Третьему.  Этот материал содержит прорицания с восьмого по пятый век, и мы рассмотрим его по другому поводу в соответствующем историческом контексте. 
А теперь мы рассмотрим материал, имеющий, как мы думаем, прямое отношение к Исайе Первому, Иерусалимскому.
Книга также содержит материал, который является повторением материала из других книг.
 Я уже отметила, что в Книгу Исайи вставлены гл. 18-20  2 Книги Цар. Но кроме того, есть отрывки стихов, которые фигурируют в других местах. Так гл. 2:2-4 Книги Исайи , находятся в книге Михея 4:1-4. 
Гл 48 Книги Иеремии, по существу, эквивалентна гл. 15 и 16 Книги Исайи. Поэтому такого рода повторения среди или сходства между различными книгами иллюстрирует, опять же, антологическую природу пророческого свода и доказывает, что это были работы, которые были составлены из материала, который иногда циркулировал в различных школах.
Поэтому, если мы обратимся теперь к основным темам Исаии, давайте  сначала обратим внимание на точки соприкосновения между Исайей и пророками Амосом и Осией.   Исаия согласуется с Амосом и Осией в осуждении социальной несправедливости и морального разложения, которые являются причиной справедливого и неотвратимого наказания Божьего. Исаия  гл. 5  отрывки из стихов с 8 по 24:
"Ах,те, кто прибавляет дом к дому
     И присоединяет поле к полю,
     До тех пор пока ни для кого, кроме вас,
     Не останется места на земле! ... Ах,
     Те, кто гонит отвар
     С раннего утра,
     И до позднего вечера
     Воспалены вином ... Ах,
     Те, кто ... оправдывают того, кто виновен
     В обмен на взятку,
     И не оправдывают
     Того, кто на самом деле прав."

 
Он присоединяется к Амосу в утверждении, что культовая практика без праведного поведения является анафемой к Богу.   
Исаия 1:10-17: "Слушайте слово Господне, / Вы вожди Содома; / Услышьте наказы Бога нашего, вы, обитатели Гоморры!" (Таким образом, он соотносит своих соотечественников с  жителями Содома и Гоморры, которые, конечно, были образчиками  аморального поведения).
" Какой мне толк от ваших жертвоприношений?"
     Говорит Господь.
     "Я сыт по горло сжиганием баранов,
     И салом откормленных  туш
     И кровью тельцов;
     И меня не радуют
     Ни агнцы, ни  козлы ... Ваши новолуния и фиксированные сезоны
     Наполняют меня  отвращением;
     Они стали мне в тягость,
     Я не могу их терпеть.
     И когда вы поднимите ваши руки,
     Я отвращу Свои глаза от вас, и когда вы наконец начнёте молиться,
     Я не буду слушать.
     Ваши руки запятнаны преступлением -
     Отмойтесь до чистоты;
      Уберите ваши злые дела
      Подальше от глаз моих.
     Перестаньте творить зло;
     Научитесь делать добро. Посвятите себя праведности;
     Помогайте обиженным.
     Защитите права сироты;
     Защитите  вдову.

 Как видим,  Исайя утверждает, что  моральность является решающим фактором в судьбе народа, в довольно в жёстких выражениях.   



               
     "Те, кто добавляет дом к дому
     И присоединяет поле к полю,
     ... На мой слух [сказал] Господь Саваоф;
     Конечно, большие дома
     Будут пустовать,
     Просторные и великолепные
     Без жильцов.
     ... Истинно
     Мои люди будут страдать в изгнании
     За своё безразличие,
     К множеству голодающих
     И мучимых жаждой."

У Исайи видны как сходные с Амосом и Осией черты, так и отличия.   Он делает большее ударение на договор Давида, чем на договор Моисея, что является характерной чертой для Исайи.
Тема пустыни, Исхода, Синайского договора, к которой столь ревностно обращаются Амос и Осия,  имеет малое влияние на прорицания Исайи.  Нельзя сказать, что оно совсем отсутствует, но и явного влияния не заметно.
Зато к теологии Давида, к придворной идеологии, которая центрируется вокруг Сиона, Исайя проявляет первостепенный интерес.  Мы видим это в его иске по договору, в котором  внимание фокусируется не на грехах народа, а на  ошибках царей и лидеров, которые ввели в заблуждение народ и которые теперь должны быть наказаны, как это было предусмотрено в договоре Давида.
Мы также видим это в его твердой вере в нерушимость Сиона, которая является его доктриной.
Господь имеет особые отношения с царской линией Давида и его Капитолией, Иерусалимом или Сионом, и он не позволит  кому-либо из них погибнуть.   Эта вера положена в основу и наполняет его последовательные советы царям Иудеи.
Времена великой опасности предоставляют возможности продемонстрировать абсолютное доверие к  договору Яхве с родом Давида и  Домом Давида.  Царь должен полагаться исключительно на Яхве и обещания Яхве Давиду и его городу, а не на военную мощь и дипломатическую стратегию.
   Совещания царя Ахаза с Исайей во время первой осады в 734г. описаны в гл. 7 и 8 Книги Исайи.
 Разгром и изгнание нашли отражение даже в именах детей Исайи (это причуда часто встречается среди пророков) например: "только горстка выживет", и "поспешай за добычей, торопись за барышом."
  Исайя идёт к  царю и советует ему соблюдать спокойствие и не бояться. Угроза минует.
"Если вы не верите, то не будете на троне."
Это воскрешение теологии Сиона. Бог находится в центре города. Это означает, что Господь Саваоф с народом. Исаия затем предлагает Ахазу признак истинности его пророчеств, а именно, что молодая женщина зачала и родила сына и нарекла его Иммануилом. (гл. 7:14).
  В еврейском языке  Иммануил означает "Бог с нами."   Immanu = "is with us", El - Бог.
 Матфей в главе 1:22-23  Нового Завета, берет этот стих как пророчество о рождении Иисуса.
 Это основано на ошибочном греческом переводе слов "молодая женщина" как "девственница."
 Более того, в еврейском тексте глагол использован в прошедшем времени.  Женщина уже зачала и находится в ожидании родов. Этот ребёнок родится.   Бог будет с нами.   
Идентичность женщины, о которой говорит Исайя, стала предметом споров.
Некоторые учёные считают, что в стихе упомянута жена самого Исайи. У неё уже есть двое детей с диковинными именами, и вот она забеременела третьим.
Другие принимают стих как ссылку на  жену царя, которая родит сына царя Езекию.
Есть некоторые проблемы с хронологией, касающиеся  его возраста. Но тем не менее, Езекия был знаменитый царь. Он сумел оставить нетронутой Иудею, несмотря на  угрозы Ассирии, и удержал от падения Иерусалим в осаде 701г.
В гл. 18:7   2 Книги Цар., про Эзекию говорится:" С ним был Бог."
Это также перекликается со значением имени Иммануил.
Таким образом, в соответствии с этой интерпретацией - идея, что ребенок (про которого говорят, что он будет в состоянии, в некотором смысле, спасти Иудею) является ребёнком царя  и которому суждено еще родиться, Езекия - в соответствии с этим, ученые видят знаменитые стихи в гл. 9 Книги Исаии как похвалу царю Езекии.
 В этих стихах говорится, "Ибо и нам рождается ребенок" - чудный советник, Бог крепкий, отец вечности, князь мира, ссылаясь затем на бесконечный мир, в котором престол Давида и царство прочно обосновались. И опять же, эти стихи были также изъяты из контекста и используются в христианских литургиях и по сей день, как если бы они относились к будущему рождению Иисуса.
В любом случае, Ахаз не прислушался к призыву Исаии  бездействовать. Он говорит, что он не должен ничего делать. Как мог царь действительно следовать такому совету и не стремиться к политическим или военным решением? И царь обращается к Ассирии за помощью против Арама и северного царства Израиля, войска которых осадили его. И это является ужасным развитием событий в глазах Исаии.
Во время второй осады в 701 г. Исайя придерживается той же позиции.  Езекия пытается наладить союз с Египтом для того чтобы защититься от Ассирии.
 Исайя бичует царя и его людей  за отказ от Яхве и попытку опереться на  Египет.
Здесь мы видим пример странного и вызывающего поведения пророка.  И мы увидим  у многих других пророков, особенно у Иезекииля,  исполнение символических действий, направленных на то чтобы шокировать и привлечь внимание.
  Исаия шагал нагишом по улицам Иерусалима, чтобы проиллюстрировать изгнание и рабство, которые последуют из за этого ошибочного союза с Египтом. Он осуждает политических советников, которые убеждали царя сформировать альянс с Египтом, потому что они просто уповают на коней и колесницы, а не на Бога.  Исаия советует другое. Он говорит:   "Египтяне всего лишь люди, а не Бог, / И кони их плоть, а не дух. " (31:3). Царь должен просто верить в Бога.
В гл. 36 и 38 Книги Исайи - которые продублированы и Книге Цар. - повествующих об осаде 701 года, Исайя во время осады советует Езекии не сдаваться ассирийцам.
Это выглядит явным противоречием его  более раннему утверждению, согласно которому Ассирия служила палкой в руке разгневанного Господа и что Езекия не должен  сопротивляться ассирийцам.
Но на самом деле, по существу, его совет вполне последователен. Как его более ранний совет верить лишь Богу, а не Египту был основан на его вере обещаниям Бога Давиду  и в нерушимость царского города, так и теперь его совет не открывать ворота  и сопротивляться ассирийцам основан на вере, что Яхве, скорее всего, вряд ли намеревался уничтожить царский город. (Кн. Исайи гл. 37:33-35) :
Истинно так говорит Господь о царе Ассирии:
    " Он не войдет в этот город;
     Он не будет стрелять в него из лука,
     И не приблизится к нему со щитом,
     И не возведёт осадную насыпь против него.
     Он должен вернуться
     Оттуда откуда пришел,
     Он не войдет в этот город - говорит Господь;
     Я буду защищать и хранить город ради Себя
     И ради Давида, раба Моего."

И то, что Иерусалим и в самом деле избег уничтожения после этой страшной осады ассирийцами, только усилило веру в нерушимость города Давида и Сиона.
  Гл. 6 Кн. Исайи содержит поразительный рассказ о вызове Исайи. Во многих пророческих книгах будут присутствовать абзацы, в которых отражено призвание пророка к Богу. И это логичнее было бы ожидать  в начале книги.   Очевидно, что хронология не является организующим принципом в Книге Исаии. Но я хочу обратить ваше внимание на внеочередное послание Бога к Исайе во время его призыва или комиссии:
"Иди, скажи этим людям: «Слушаете, в самом деле, но не понимаете;
     Видите, но не понимаете. "
     Вялый ум у этих людей,
     Заткни им  уши,
     И закрой им глаза -
     Чтобы, видели его глазами
     Слышали  его ушами,
     А также и понимали его умом,
     И покаются, и спасут себя."

Здесь вы видите прелестную литературную хиазму (прежде чем мы переходим к существу её) в последней строке: у вас есть "ум", "уши" и "глаза", а затем они повторяются, но в обратном порядке, глаза, уши и ум.
Но в этом отрывке мы возвращаемся к некоторой мрачности, какую встречали  в Книге  Осии. Разрушение неизбежно. Божье послание через своего пророка не будут поняты. И действительно, Бог  увидит, что люди не понимают его послание. Они не откликнутся на призыв к покаянию, не спасут себя, и им не избежать справедливого наказания Божьего.
Это очаровательный теологический абзац.
Бог говорит Исайе предотвратить людей от понимания, которого не достаточно для того чтобы они обратились к Богу и спаслись.  Бог  и его пророк находятся перед сложным выбором между справедливостью Бога и его милосердием.
Как Бог справедливый он должен наказать Израиль разрушением. Он указывает в договоре, что сделает это в случае непослушания, и он должен быть верным своему слову.
 Но как Бог милосердный он желает вернуть свой народ себе. Он хочет послать к ним пророка
предупредить их о надвигающейся гибели и призвать их к покаянию, чтобы он мог простить им и  вместе с тем объявить свой план уничтожения.
Как  ему наказать Израиль и таким образом удовлетворить требованиям справедливости, и в то же время спасти Израиль и таким образом исполнить требования милосердия и любви?
Стихи 11 -13 гл. 6  отвечают на этот вопрос идеей, которую мы отметили у Амоса и Осии.
Когда Исайя спрашивает, сколько ещё люди будут не слышать, не понимать и не обращаться к Богу за спасением, Бог отвечает:      
" До тех пор пока города лежат без жителей
   И дома без людей,
   И земля лежит пуста и заброшена -
   Потому что Господь изгонит население -
   И в стране много
   Заброшенных мест.
Но в то время как десятая часть еще остается в ней, она должна покаяться. Она должна быть разорена, как терпентинное  дерево и дуб, от которых остались пни, после того как они были  срублены: этот пень станет его священным семенем."
  Итак, Бог накажет, Он не может не наказать Израиль.
 Требования справедливости будут удовлетворены, и Бог сумел соблюсти условия договора с Моисеем.
 В то же время Бог будет способствовать спасению своего народа в будущем.
 Он послал пророка с призывом вернуться, и в свое время остаток  народа - десятая часть, как сказал Исаия - поймёт и прислушается к этому призыву.  Они получат от Бога милосердие, и договор будет перезаключён.  И таким образом требования любви и милосердия будут выполнены, и Бог окажется верным  своему договорному обещанию патриархам и царскому Дому Давида.
 Таким образом, запоздалое понимание народом пророческого послания обеспечивает возможность Богу справедливо наказать его сейчас и милосердно спасти его потом.
Поскольку идея надежды на будущее связывалась только с малой частью оставшегося народа, это послание не представлялось  слишком утешительным  в то время.  Мало радости народу знать, что основная его часть будет истреблена.     Книга Исайи гл. 10: 21-23:
"Только горстка вернётся,
     Только остаток Иакова,
      Ко всемогущему Богу.
     Даже если твои люди, о  Израиль,
      Будут как песок морской,
     Только пясть  из них возвратится.
     Уничтожение предопределено;
     Возмездие нахлынет как потоп!
     Потому что  Господь Бог Саваоф осуществляет
    Указ о разрушении на всей земле."

Мы видим, что пророческое послание о разрушении,  наказании и гибели очень часто сопровождаются или варьируются с посланием  утешения и обещания восстановления очищенного остатка на земле Израиля. 
В этом пророки отличаются от Второзаконнического историка, который больше обеспокоен  обоснованием и оправданием действий против Израиля, чем изображением яркой картины будущего восстановления.
Однако в некоторых пророческих писаниях этот период восстановления категорически предусмотрен.
И это даже приобретает эсхатологический смысл. Таким образом, в некоторых из них, это становится эсхатологическим видением: что восстановление произойдет в конце дней. И восстановление приведет к своего рода идеальному  концу света.
Согласно Исайи, например, это возвращение станет искренним, чистосердечным и прочным возвращением к Богу  и концом греха идолопоклонства. 
Все народы на земле узнают Бога истории, и в мировой истории откроется новая эпоха.
Исайя первым предвидел это величайшее преобразование, окончание преобладания народов поклоняющихся идолам. 
Когда Бог придёт в Иерусалим спасти остатки израильтян и соберёт их, рассеянных в изгнании, произойдёт богоявление мирового масштаба. 
Книга Исайи гл. 2:2-4:  "Все будущие дни, / Гора Дома Господня / Твёрдо будет выситься над горами / И башня над холмами,"   На самом деле это небольшой холм, во всяком случае сейчас - на котором воздвигли храм,  и он будет возвышаться  как  огромная неприступная гора, над всеми другими холмами и горами.
,И все народы
     Будут смотреть на это с радостью.
     И многие народы пойдут и скажут:
     "Ну,
     Пойдем на гору Господа,
     В дом Бога Иаковлева,
     Чтобы мог он наставить нас на Его путь,
     И чтобы мы могли ходить по стезе Его. "
     Потому что наставление[Тора] придёт от Сиона,
    Слово Господне из Иерусалима.
     Таким образом, Он будет судить народы
     И  разбирать конфликты в отношении многих народов,
     И перекуют они мечи свои на орала
     И копья свои на серпы:
     И не поднимет ни один народ
     Меч на другой народ;
     Они никогда больше не  будут знать войны.

Отметьте направление мысли такого рода стихов.
Источник  J  в Книге Бытия предполагает, что всё человечество знало Яхве со времени создания. 
И это являлось одной из отличительных черт   J  от Р.
Однако они считают, что человечество отвернулось от Яхве.  Тогда Яхве выбрал один народ и заключил с ним договор.
Второзаконие признаёт, что Яхве является Богом Израиля.  Другим народам было предназначено поклоняться другим Богам, и это устраивало всех.
Однако в классических пророчествах было высказано требование универсальности Яхве.   
Согласно  пророкам,  Бог станет известен всем народам, как некогда Израилю, и всеобщее признание и поклонение Яхве установится на исходе дней.
 Это совершенно иная идея.  И вследствие этой идеи, само понятие избранности Израиля было трансформировано пророками.   В книгах Торы избранность Израиля обусловливается просто причудой Бога. Израиль ни чем не заслужил честь стать народом Бога и заключить с ним договор.
   В пророческой же литературе избранность Израиля трактуется как  миссия.  Израиль избран для того чтобы быть инструментом всеобщего спасения, всеобщего признания Яхве.
Когда Бог в конце концов решит спасти Израиль, он  одновременно с этим откроет себя человечеству. Оно  оставит своих идолов и  возвратится к нему. Затем последует мессианский период мира.
И наконец мы видим появление  мессианской идеи о том, что Израиль  был избран для того чтобы стать " маяком( светом) среди народов."  Это выражение мы встречаем в гл. 49 и 51 Книги Исайи.
Идеология самодержавия Иудеи играет важную роль в эсхатологическом мировоззрении Исайи, потому что это новое мирное и праведное царство будет восстановлено династией Давида, царём из ветви Джесси.  Отца Давида звали Джесси. Поэтому, когда вы говорите о ветви или о корне Иессеевом, то вы имеете в виду династию  Давида.   Исаия в гл. 11 говорит о восстановлении линии Давида, так что предполагается, что она была временно прервана.
 Так что эта вставка в Исаие в гл.11 может относиться к пост  изгнанническому периоду. Это можно датировать временем, когда люди надеялись на появление Мессии и на восстановление линии Давида.
Исайя гл.11: 1-12, 16:

"Но побег произрастет от корня Иессеева,
    Ветка прорастёт от его ствола.
     Дух Господа снизойдёт на него:
    Дух мудрости и проницательности,
    Дух совета и доблести,
    Дух преданности и почтения к Господу.
     Он должен ощущать истину, благоговея перед Господом:
     Он не должен судить ... по тому, что его уши воспринимают.
     Таким образом, он будет судить бедных справедливо
     И относится справедливо к низших земли.
     Он будет поражать землю жезлом уст своих
     И убьет нечестивого  духом уст Своих.
     Справедливость опояшет чресла его,
     И верность  станет поясом его талии.
     Тогда волк будет дружить с ягненком,
    Леопард лежать вместе с козленком;
    Телёнок, хищный зверь, и вол будут вместе,
     И маленький мальчик будет пасти их.
     И корова будет пастись вместе с медведем.
     Их молодые будут лежать вместе;
     И лев, как вол, будет есть солому.
    Младенец будет играть
     Над норой гадюки,
     И младенец будет водить рукой
     Над норой гадюки.
     На Моей священной горе
     Ничего мерзкого или злого не будет сделано;
     Ибо земля наполнится преданностью Господу
     Как вода наполняет море.
     В тот день,
     Древо Джесси, которое осталось стоять
     Станет образцом для народов -
     Народы будут внимать ему
     И его обитель будет в чести.
     В тот день, мой Господь приложит свою руку, чтобы снова спасти другую часть его народов от Ассирии - как и из Египта. Пафрос, Нубия, Элам, Сеннаар, Емафе и при брежние страны. ... Таким образом, будет Исход для другой части его народов из Ассирии, так же, как это было для Израиля, когда он вышел из земли Египетской."
Итак,  этот новый идеальный  царь Давидова колена будет властвовать мудро и предусмотрительно, и дух Господень,  "снизойдёт на него."  Эту фразу мы видели в отношении Судей и в случае Сола или Давида. Это не относится к военной мощи и силе. Это подразумевает мудрость и дух преданности Богу. И правление этого царя начнется собиранием рассеянного народа и преобразованием мирового порядка.

Итак, в заключение повторю: Книга Исайи является образцом пророческой реинтерпретации древних договорных обещаний, дающая Израилю надежду на лучшее, идеальное будущее.
И как и другие пророки, он объявляет, что страна находится в кризисе не потому, что обещания оказались ложными, но потому, что в них не захотели поверить.
 Наказание страны является лишь возмездием.   Это не было отменой обещания. Пророки вывели исполнение обещаний за пределы настоящего жития народа. Таким образом, будущее спасение будет возможно только после перенесенного наказания за  не достойное поведение. Таким образом, национальная надежда сохраняется, но отодвигается в будущее.

[end of transcript]


Рецензии