напугал до смерти

               

       Случилось это где-то в 1952 году. Деревенская молодежь после просмотра обсуждали очередную серию трофейного фильма про Тарзана.
 Потом почему-то разговор перешел на обсуждение нечистой силы, привидений и покойников, вылезающих из могил по ночам.
Особенно оживленно спорили два 15 - летние приятеля, Васька да Колька. Они оба после семилетнего образования уже работали в колхозе.
-Все это вранье! Никаких привидений нет и покойники из могил не вылезают. -утверждал Васька.
-А ты откуда знаешь? - возражал Колька. - Ты ночью на кладбище бывал?
-Ну, не бывал. Что мне там ночью делать?
-Вот я и говорю! Не был, а знаешь! - наседал  Колька. – Ты сначала сходи, потом и говорить будешь.
   Девчонки с интересом прислушивались к разговору. А тут еще захихикали, поддерживая слова Кольки.
 Васька вспыхнул от обиды на девчонок, особенно на ту, которая ему давно нравилась.
-Ну и схожу! – заявил он. Ведь никак нельзя показать, что он струсил.
А Колька еще подзадорил:- Побоишься сходить в Ильинское!
-И не побоюсь!- нарочно громко сказал Васька, тайком наблюдая за реакцией девчонок.
-Тогда сходи сейчас и принеси кусок кирпича от церкви, только с клеймом.
-Ну и принесу,- ответил Васька. А вы не расходитесь, пока не вернусь.И не спеша удалился.


Село Ильинское давно уже не существовало, только и сохранилась старинная церковь Ильи пророка, кладбище при ней, да заброшенная поповская усадьба. От той усадьбы почти ничего не осталось, только пара взрослых кедров, да несколько берез, когда-то стриженых под шар и ёлок, стриженых под пирамиды. Очень ретивый и не очень умный председатель Сельского Совета польстился на дармовой кирпич и решил уронить колокольню. Он мечтал разобрать ее и из добротного старинного кирпича построить новое здание для сельсовета.
 
Колокольню-то  тракторами как-то уронили. А кирпич взять не смогли - по шву не кололся тот кирпич, только по кирпичу. Шов был крепче кирпича! Кладка старинных зданий велась в былые «невежественные» времена на известковом растворе. Известь-кипелка гасилась в ямах десятки лет, да еще поп постоянно собирал с прихожан яйца, которые до поры хранились в том же  известковом молоке. Вот и получался раствор, который чем дольше здание стоит, тем крепче становится. Так и валялась колокольня, разломившаяся при падении на несколько кусков. Кладбище было тоже примечательно по-своему. Большая территория была поднята на метр выше  земли и обнесена со всех сторон рвом. Видать давно его устраивали. Все кладбище заросло вековыми елями, березами и осинами. До сих пор еще хоронили на том кладбище умерших из соседних деревень.

Туда и отправился Васька. Только прежде зашел домой и сунул за голенище кухонный нож. Хорошие ножи продавались в магазинах в то время! Клинок делали из добротной стали, деревянная ручка была прочной. Таким ножом и скотину били и тушу свежевали. И, конечно, на кухне всю работу выполняли.

Хотел еще взять фонарик, повертел в руках, но передумал. После света фонаря глаза долго привыкают к темноте. А и без фонарика Васька привык что-то видеть ночью. Он шел тихонько, стараясь не шуметь. До Ильинского было около километра. На подходе к церкви Василий постоял, долго слушал. Все было тихо, только гармошка звучала там, на беседе.

Васька наклонился, шаря около колокольни, нащупал половину кирпича, нашел на ощупь клеймо на нем. И вдруг из-за церкви выплыло что-то белое. Какая-то белая фигура с синим огоньком. Привидение это, тихонько поскуливая, двигалось на Василия. Оставалось метра полтора, когда Васька выхватил нож и в броске прямым ударом фехтовальщика достал привидение. Нож вошел по самую рукоять. Привидение только икнуло и стало падать на Василия, разворачивая нож в ране. Васька уже понял, что падал человек, завернутый в белую простыню, по которой уже расползалось темное липкое пятно. Из руки выпала свеча, завернутая в синюю полупрозрачную бумагу. Из такой на новогоднюю ёлку раньше гирлянды делали.

Василий сбросил простыню с лица и с ужасом узнал Кольку! Тот уже не дышал и не шевелился. Только кровь стекала из раны. Васька побоялся вытаскивать нож из груди убитого приятеля и со всех ног, не разбирая дороги, кинулся бежать в деревню. А там гулянка еще шла своим чередом! Колькина сестренка танцевала с парнем и звонко, весело смеялась 
    -Ребята! Я Кольку убил! - прокричал Василий.
Все враз стихли, только гармошка еще как-то жалобно пискнула.
-Как убил? Где убил? Чем убил? –заговорили все сразу..
В полном изнеможении Васька сел прямо на землю и молчал. Он заплакал навзрыд, как ребенок, размазывая слезы по лицу.
-Да говори же ты!- раздалось со всех сторон. Всхлипывая и заикаясь, парнишка рассказал, как все было.

А потом был суд. Отец убитого заявил на суде:- Николай мертв. Его не вернуть. Смерть его  я считаю несчастным случаем в результате его же глупости. А что касается Василия - вот так бывало и на фронте. Один от страха замирает на месте, другой в панике бежит, сам не ведая  куда, а третий кидается навстречу опасности. Так уж люди по разному устроены и никто в том не виноват.
  Судья долго говорила о необходимости усиления борьбы с суевериями и предрассудками, об усилении воспитательной работы с молодежью.
Она отметила, что Василий несовершеннолетний, ранее в порочащих поступках не замечен, колхоз и комсомольская организация выдали на него хорошие характеристики.
 Суд приговорил Василия к 2 годам исправительных работ, но удовлетворил просьбу колхозного собрания и комсомольской организации о взятии Василия  на поруки. Поэтому суд счел возможным наказание считать условным.
 


Рецензии
-- Из раздела: случится же такое((

Анатолий Шинкин-2   31.08.2013 19:47     Заявить о нарушении