Ученики Спасителя и Мария Магдалина

Страстная среда начинается словами Иисуса Христа, обращенными к ученикам: «Вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий  предан будет на распятие». Удивительно, но Евангелие ничего не говорит о реакции учеников на эти страшные слова Сасителя: их Учитель через два дня умрет, а они словно не слышат. Но когда произшло помазание Его елеем, как бурно они стали ей пенять! Какой сильной была их реакция!


А в это время, когда Он говорил о Своей смерти ученикам, на тайном совете старейшин у Иосифа Каиафы, первосвященника иудейского, решался вопрос не о жизни или смерти Иисуса Христа, а о том, когда совершить над Ним казнь. Иосиф Каиафа, первосвященник иудейский, на удивление долго находился в этой должности. На удивление, потому что римляне считали неразумным долго держать на этом месте того, кто имеет большое влияние на народ.


И в этом был резон: как только первосвященник обрастал связями и влиянием, римляне, под чьей властью находилась Иудея, его смещали и назначали другого. Главное, что должен был уметь делать первосвященник, находить общий язык с завоевателями. Каиафа умел. Поэтому и продержался у власти почти двадцать лет.


И было решено взять Иисуса коварством и хитростью, но только так, чтобы в народе не начались волнения, которые могли бы привести к непредсказуемым последствиям, как для евреев, так и для их начальников. В эти дни в Иерусалиме собиралось до трех миллионов человек: храм был единственным на весь Израиль, и все хотели принять участие в самом большом и главном еврейском празднике.


Каиафа и старейшины хотели осуществить свой замысел после праздника, но неожиданно появляется ученик Иисуса Христа, который  предлагает свой план взятия Иисуса, тихо и без шума. За это он просил всего-то навсего тридцать сребреников. Ему дали. Свершилось предательство ученика, который ходил с Ним, ел с Ним, учился у Него.


Почему же Иуда пошел на этот шаг? Кто-то говорит, что из жадности, кто-то – что из-за ненависти, а кто-то, что Иуда просто не понимал, почему Иисус тянет со своей смертью, решив ускорить таким образом Его конец.


Но, как бы то ни было, трагедия Иуды заключалась в том, что он не принял Иисуса таким, каким Он был, он хотел Его видеть другим, подстроить Его под себя, а надо было самому подстраиваться под Бога, не считая, что он лучше знает, как надо. Иуда принимал Спасителя как человека, а не как Бога.


А случилось предательство сразу после другого события, которое стало катализатором, после помазания  женщиной главы Иисуса благовонным миро.


Эпизод, о котором идет речь, случился в доме Симона прокаженного и этот отрывок из Евангелия всегда читается в страстную среду.  Событие бы не было столь примечательным, если бы не реакция на него апостолов. Все ученики Иисуса  возмутились такой тратой миро, все, в том числе и Иуда.


Они считали, что разумнее было бы продать благовоние, а деньги пожертвовать нищим. Невольно на ум приходит сравнение двух реакций учеников: одна - совершенно безучастная - на слова Иисуса о Своей смерти, вторая - бурная и возмущенная - на "трату" дорогого миро, которым помазаывает Спасителя женщина.


И уж совсем неожиданным для учеников стала реакция Спасителя: Он заступился за женщину. Нищие всегда будут с ними, а Он, снова напоминает Иисус ученикам, что скоро будет распят и Его уже с ними не будет. А помазала женщина Тело Его, приготовив Иисуса к погребению, и ее доброе дело останется в веках, и будут его вспоминать всегда. И получается, что она оказалась единственной поверившей Ему, Его словам и возлюбившая Иисуса Хрсита сердцем.


Своими словами Спаситель еще раз акцентирует внимание учеников на Своей смерти. Но ученики по-прежнему не понимают и не слышат Его. Более того, именно после этих слов Иуда Искариот идет к первосвященникам и предает Иисуса. И завершает Евангелие эту грустную историю с учениками словами: «И с того времени он искал удобного случая предать Его».


Но больше хочется вспоминать все-таки не о грустном предательстве самых близких, а об этой женщине, потому что она, в отличие от Иуды и учеников Христа, поверила Иисусу, приняла Его как Бога, не пытаясь ничего в Нем менять, не подстраивать Его под себя. Она просто шла за Ним. Миро, которым она помазала Иисуса, действительно стоило очень дорого, его цена была примерно равна годовой зарплате работника.


Но рациональные аргументы апостолов у женщины не нашли понимания, так же, как и у Иисуса, потому что  есть такие вещи, которые не могут быть рационально объяснены и никакие рациональные доводы в этом пространстве любви не действуют. Любовь не ищет своего, любовь всегда готова жертвовать ради любимого самым дорогим. Ученики оказались к этому не готовы.


Богословы считают, что женщиной была блудница Мария Магдалина,  много возлюбившая, в награду за что ей и была дана прозорливость. Эта женщина с ее милосердием и любовью оказалась единственным лучом света в той трагедии, которая разыгралась в конце жизни Спасителя.


Никто из учеников тогда не понимал Учителя до конца, сердце их молчало. Поэтому в трагические минуты и часы с Ним никого из них рядом не оказалось: один предал, другой  отрекся, остальные разбежались...


Автор публикуется в блоге (с иллюстрациями и видео)
http://sotvori-sebia-sam.ru/strastnaya-sreda/


Рецензии
Позволю себе немного поправить Вас.

- Иуда не просил 30 сребренников, а эту цену поставили сами первосвященники: "Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников…"(Св. Евангелие от Матфея 26:14,15).

- Мария Магдалина не мазала Иисуса миром. В главе 12 (первые стихи) говорится о вечере в доме Марфы и Марии.
Во-вторых, про протест всех учеников не говорится. Говорится лишь о словах Иуды, хотя в ответе Христа и звучит "оставьте... имеете".
В-третьих, не следует путать 2-х (а по некоторым свидетельствам - трех) женщин, помазавших Иисуса. У Луки помазание совершается вообще до воскрешения Лазаря и пришествия в Иерусалим, у Матфея и Марка говорится о "доме Симона прокаженного", а не о доме Марфы и Марии.

- Мария Магдалина не была блудницей. Это западная (католическая) традиция приписывает ей такой грех, путая ее с Марией Египетской. В Евангелии НЕТ свидетельств о грехах Марии Магдалины, говорится лишь, что Иисус изгнал из нее семь бесов. Но в православной традиции Мария Магдалина не считается блудницей.
В Википедии (понимаю, что не авторитетный источник, но тем не менее) написано так: "В православной и католической церквях почитание Магдалины отличается: православие почитает её исключительно как мироносицу, излеченную от семи бесов и фигурирующую только в нескольких евангельских эпизодах, а в традиции католической церкви долгое время было принято отождествлять с нею образ кающейся блудницы и Марию из Вифании, а также прилагать обширный легендарный материал...
Православная традиция не отождествляет Марию Магдалину с евангельской грешницей, а почитает её исключительно равноапостольной святой мироносицей, из которой просто изгнали бесов. Так, Димитрий Ростовский пишет в её житии:

Аще бы Магдалина оною была блудницею, то вслед Христа и Его учеников явно грешнице, долгое время ходящей, что бы рекли ненавистницы Христовы жидове, ищуще на Него каковыя либо вины, да Его охулят и осудят. Аще ученицы Христовы единожды узревшие Господа с Самарянынею беседующа, чудяхуся, яко с женою глаголаше, кольми паче враждебницы не умолчали бы, егда бы видели явно грешницу по вся дни Ему последующую и служащую.

— Димитрий Ростовский, «Жития святых: 22 июля»

Не упоминается о блуде и в её акафисте. Кроме того, в православии не произошло отождествления Магдалины с несколькими другими евангельскими женщинами, случившегося в католичестве, оно традиционно почитало этих женщин раздельно".

С уважением,

Ал Захаров   02.05.2013 15:00     Заявить о нарушении