На троне и на экране 2

                ИМПЕРИЯ  УМЕРЛА!  ДА ЗДРАВСТВУЕТ ИМПЕРИЯ!
               
                Предисловие ко второму изданию  (2013 г.)       

            Как известно, кинематограф родился на исходе 300-летней истории правления Дома Романовых.  Именно  кинематограф  успел запечатлеть  в  движении  коронацию Николая II, торжественные шествия и парады того времени, повседневную жизнь августейшей Семьи и повседневное бытие российских городов – как столичных, так и провинциальных.
          Тот же кинематограф заснял бесчеловечность 1-й Мировой войны, снимал мелодрамы и комические ленты, а в 1917-м -  улицы, заполненные  толпами,  ликующими   по случаю падения династии Романовых…
          Но взаимоотношения  кинематографа  с  Домом Романовых на этом не закончились. На протяжении всей истории ХХ века и в наступившем XXI-ом  веке отечественные кинодеятели игрового и документального кинематографа постоянно обращались  к  истории нашего государства,  затрагивая в той или иной степени тему монархии.
         В год 400-летия воцарения Дома Романовых Госфильмофонд России выпускает второе, дополненное издание каталога «На троне и на экране». В первом издании каталога  значился  301 игровой фильм.  В  нашем  новом издании,  в его первом разделе  - 322 названия. Во  втором разделе, который мы отвели документальному и научно-популярному кино, 142 названия (из них  несколько многосерийных).   Но дело, разумеется, не в цифрах.
         В задачу  второго издания  входит попытка шире представить панораму «монархической темы» в  Отечественном кинематографе. Поэтому,  когда поступило предложение дополнить  второе издание   не только игровыми, но и  документальными и  научно-популярными  кинолентами,  нам это  предложение показалось интересным.
          В предисловии к 1-му изданию нашего Каталога уже высказывалась мысль о том, что документальный и научно-популярный кинематограф  (далее – для простоты: только «документальный») имеет  свои, не менее выразительные и значимые возможности для показа того или иного исторического  явления или персонажа. Например, документальный  кинематограф  может «подать» крупным планом деталь исторической эпохи   и посвятить ей  целый сюжет. Во многом, именно  в этом направлении продолжает  своё движение  документальное кино.
         Но в последнее время  обозначились  и  новые тенденции:       документалистика  вторглась в игровой кинематограф,  ссылаясь на приём, называемый  «реставрацией  событий». Всё чаще режиссёры документального кино  не довольствуются показом на экране  исторических документов и говорящих голов,  но  стремятся  дать «живую картинку»  -  выводят на экраны исторических персонажей  в том числе и монархов. Иногда  подобный приём  делает  историческое событие нагляднее, понятней,  иногда только мешает, потому что «не по Сеньке шапка Мономаха» - видны более, чем скромные возможности и съёмочной группы, и режиссёрского решения  и «актёрских»  воплощений, когда роль того или иного монарха поручается  не профессиональному исполнителю,  но чуть ли не первому встречному в павильоне.  Нашествие  в  отечественную кинодокументалистику  таких  Иванов Грозных, Наполеонов,  Екатерин  Вторых, Гитлеров и Сталиных – начинает, подчас,  походить на известное заведение, в котором подобных персонажей случается  по нескольку разом.
          Из этого, разумеется,  не следует, что от приёма «реставрации событий» следует напрочь отказаться. Наоборот – имеются отличные образцы  точного и оправданного  обращения к подобному подходу. Это,  в первую очередь,  относится к  телевизионным циклам  Леонида Парфёнова, Феликса  Разумовского, Евгения Анисимова, Майи Меркель, к некоторым фильмам  Бориса Лизнёва, Долорес Хмельницкой  и  Карена Адамяна. 
          Между игровым и документальным кинематографом  есть  важное различие:  в игровом главенствует  психологическая  и эмоциональная мотивировка событий (в нашем случае – событий Истории).  В  документальном  кинематографе – бОльшая нагрузка ложится на фактологический материал, а эмоциональная и психологическая  составляющая  в  таких  сериалах  чаще всего  передаётся  Ведущим.
          Не менее сложными обстоят взаимоотношения  зрителей, а чаще – критиков  с теми историческими персонажами, которых в новейшие времена выводят на экран в игровых фильмах. До сих пор мало-мальски новая трактовка образа  того или иного русского монарха  может быть встречена в штыки или восторженно. Это обстоятельство, подчас,  зависит  не  столько от меры талантливости авторов  фильма,  сколько от политической  позиции, занимаемой   создателями  кинокартины.         
           Считается,  что эпоха  царствующего дома Романовых завершилась  бесславно:  она рухнула чуть ли не в одночасье и ушла в небытие.  1917-й  год  стал  роковым для русской монархии.  Родившаяся в  муках Смутного времени, процарствовав 300 с небольшим лет,  монархия исчезла, породив новые смутные времена:  погибая,  империя унесла  с собой множество жизней, целые классы русского общества,  оставляя  зияющие  пустоты  пространства и демографические провалы… 
          300-летняя Российская империя  исчезла,  но она осталась – в нашей культуре, в нашей духовной жизни.
          Можно по-разному объяснять возвышение и падение Дома Романовых. Некоторые видят в  их истории  сугубо материалистическую  закономерность,  другие – жуткие козни вечных врагов России, третьи –  её мистическую роль в мировой истории.  Третье обстоятельство, как нам представляется,  даёт простор этическому и эстетическому  пониманию недавнего  прошлого  России.
          Кажется, невозможно отрицать, что с приходом Романовых к власти для  России открылся путь к Западной культуре. Иногда прозападная идея  насаждалась жёстко и жестоко,  как во времена Петра I, подчас – эта идея была привозной, носительницей чего, несмотря на зачарованность Православием  была Екатерина II, но  большей благосклонностью у общества пользовалась идея  постепенного приятия Западных ценностей, с поправкой на формулу «православие, самодержавие, народность».    
         Почти каждое царствование  из чреды Романовых становилось объектом того или иного вида искусства – живописи, драматических,  прозаических, архитектурных и  музыкальных творений.    А  в последнее царствование – Николая II –  на свет явилось новое искусство: синематограф.  Спустя  всего пять месяцев после первого сеанса братьев Люмьеров  французские кинооператоры  прибывают  в Россию, чтобы зафиксировать великое событие - коронацию в Первопрестольной нового царя. И подобное  обстоятельство можно рассматривать, как знаменательное: российский кинематограф родился с царской темы. Но это же обстоятельство можно воспринимать и, как  предсказание на весь  XX век:  синематограф - новый летописец, который зафиксирует в движении новые трагедии нового времени, его фантомы и фарсы,  его прозрения и  слепоту…   
           Справедливости ради следует напомнить, что равноправными соперниками Романовым в царственных киновоплощениях   выступали, в первую очередь,  Иван Грозный  и его отдалённые  предки  по линии Рюриковичей, ну,  и Борис Годунов.
          В 1913 году  в  отечественном синематографе наблюдается  закономерный пик интереса  к правящей династии. Это объясняется  знаменательной для Российской империи датой - 300-летием царствования  Романовых. Кинохроникёры по всей империи снимали подготовку и празднование этого события.  В нашем втором разделе мы поместили фильм «Россия, которую мы сохранили» (2000 г., режиссер Борис Криницын). Картина, построенная на кинохронике 10-х годов прошлого века,создаёт образ страны, устремленной в будущее.
          В том же 1913 году игровой кинематограф  также отметился двумя  крупнейшими  проектами. Главные  фирмы-конкуренты  - «А.Ханжонков и К» и «А.Дранков и Талдыкин»  выпустили  две  грандиозные  по  тем временам постановки – и в той и другой картине оживали события Смутного времени, бесчинства поляков на Москве, избрание юного царя – Михаила Романова. 
           В «дранковской» киноленте первого из династии Романовых – Михаила Федоровича –  сдержанно и с достоинством исполнил Михаил Чехов. В  «ханжонковской» киноленте  юношу-царя исполнила актриса Софья Гославская, что по тогдашним временам было более, чем смело. Как мы раньше замечали,  в  подобном  приёме можно уловить глубинный смысл. Трактуя в литературе,  на сцене и на экране тот или иной образ российского самодержца, авторы постановок, желая того иль не желая,  шли по этим двум направляющим – мужественный образ  монарха  (Пётр I, Екатерина II (да! да!),   Николай I, Александр  II  и – такие монархи,  как  Павел I,  Александр I, Николай  II – люди, мягко говоря,  с уязвимой психикой,  а именно чаще всего таковыми  в советские времена их представляло отечественное искусство.  Конечно,  фильмы последних лет являют нам образы российских монархов и монархинь более усложнёнными,  с серьёзной психологической разработкой. И подчас,  два начала, которые мы условно отметили в фильмах 1913 года, начинают соединяться   в некоторых  августейших персонажах – такое можно, например, отнести к Павлу  I, сыгранному, например,  Виктором Сухоруковым, и к Николаю  II  - в исполнении Александра Галибина  или Олега Янковского. Их герой мужественно воспринимает последнее испытание  Судьбы.  Николай II  потерял империю, но не потерял  главную ценность человеческой жизни – Семью.   
          Несмотря  по нынешним временам на активный  (иногда  - успешный,  иногда – безуспешный) пересмотр отечественной истории,  постоянными и непеременными  величинами  «монархических кинолент», как в игровом, так и в документальном кино,  у нас остаются  Иван Грозный, Петр I, Екатерина  II, Борис Годунов.
          О фильмах «Иван Грозный» режиссёра Андрея Эшпая и «Царь» Павла Лунгина – написано много, много было высказано, как спорного, так и справедливого. И эти фильмы  уже заняли своё место в истории отечественного кинематографа. Каждый из режиссёров  по-своему представил нам фигуру самого противоречивого государя в российской истории. Вполне возможно, что фильм Эшпая  передаёт точнее житие Ивана Грозного. Герой Павла Лунгина   в исполнении  Петра  Мамонова  безусловно  являет собой не столько подлинного царя Ивана Грозного, сколько исследование психологического феномена – отношения  народа  и  немилосердной  власти. Финальные кадры картины Лунгина  выносят вердикт такому правителю. Это – своего рода развитие заключительной  ремарки Пушкина из «Бориса  Годунова». На вопрос «вопиющего в пустыне» Царя: «Где мой народ?»,  народ не только безмолвствует, но и отсутствует в кадре, Царя окружает - пустота.
          Каждый из фильмов, снятых в последнее время, ставит перед собой серьёзную задачу приближения к правде Истории,  по-новому стремится представить знакомых персонажей. Так в картине «Распутин» (2011 г., франко-российское производство, режиссёр Жозе Дайан) герой картины  в исполнении Депардье –  большое  дитя, малограмотный мужик, в чём-то прямолинейный, вполне искренний,   сметливый,  охочий до женского полу и чревоугодия, но – вот так случилось – обладает пророческим даром и целительством.   Николай  II  (актёр Владимир Машков) – предстаёт  человеком закрытым, мучительно переживающим  болезнь наследника-сына. Он  безоговорочно доверяет  Распутину и  полагает, что отношение к нему  старца – это отношение  всего народа к своему государю. Интересно,  что примерно  в это же время роль Николая  II  в документально-художественном сериале  «Глаз Божий» исполнил Евгений Миронов, сокурсник Владимира Машкова.  Автор фильма Леонид Парфёнов  пригласил Евгения Миронова на эту роль явно потому, что  в чертах лица  актёра  давно проступает страдальческий облик Николая  II. В кратком появлении  Миронова  в роли последнего российского императора  прозвучало сразу несколько тем –  он проявляет деликатное отношение  к  создателю музея Ивана Цветаева, как ни странно – в  поведении  государя  есть что-то детское и беззащитное, и о нём можно было бы сказать – настоящий русский интеллигент.  И обе роли – Машкова и Миронова – это новые  оттенки  в психологическом  портрете  Николая II.      
          Интересным  подходом к биографическим «царским»  фильмам  отличается, на наш взгляд,  двадцатисерийная  картина  режиссёра Николая  Досталя «Раскол» (2011).  Помимо обширной  географии российских мест, где создатели фильма находили натуру (и «фактуру»), чтобы добиться  правдивости  киноповествования,  фильм отличает ещё и подбор исполнителей. Режиссёр не стремился к тому, чтобы главные роли играли  известные, примелькавшиеся актёры.  Роль  второго из романовской династии  царя - Алексея Михайловича - с поразительной искренностью  прожил на экране  молодой саратовский актёр Дмитрий Тихонов;  страстного противника никоновских церковных реформ Аввакума   исполнил  екатеринбургский актёр Александр Коротков; роль Никона безошибочно отдали  Валерию Гришко, главному режиссёру Самарского театра драмы.
             Некоторые зрители  фильма «Раскол» недоумевали: что же это такое случилось с нашими предками в правление Алексея Михайловича, что стали сначала спорить  о том, как  креститься – двуперстием или трёхперстием?  А потом принялись истреблять непокорных, а те безропотно противопоставляли себя властям,   отправлялись  в ссылку,  позволяли  сжигать себя в скитах... И всё – из-за неприятия новых церковных обрядов, из-за нежелания  отступить  от Божией истины – невыносимо народу отказаться от веры, которая помогла сохранить государство, которая давала душеспасительную опору в противостоянии двухсотлетнему  игу восточного соседа.  И  фильм «Раскол»  повествует об этом  непростом, как теперь выясняется, периоде истории  с явным прицелом  в  день сегодняшний.

          В дне сегодняшнем,  на фоне  знаменитого  островка небоскрёбов Москва-сити,  развиваются события пушкинской трагедии «Борис Годунов» -  в фильме, поставленном  режиссёром Владимиром Мирзоевым. Эта картина, снятая в 2009 году, так и не вышла к широкому зрителю по причинам невнятно обоснованным в прессе. При всём при том,  фильм запросто и в хорошем качестве можно узреть в сети Интернета.
          Картина  поражает своим, казалось бы, незамысловатым приёмом: всё действие, как мы сказали,  проистекает в современности, и не менее современны (а может быть -  вечны?) противостояние обычной человеческой жизни и верховной Власти.  В моменты соприкосновения с  нею все граждане словно цепенеют  перед Властью,  готовы  ей  истово отбивать поклоны, но у себя  на  кухне  обсуждать  и  осуждать  представителей  власти  и главного её носителя – Бориса (блистательная роль актёра  Максима Суханова).  Казалось бы, всё незыблемо вкруг избранного  народом государя,  его поддерживают Церковные иерархи, о нём повседневно вещает телевидение,  но какая-то червоточина делает своё чёрное дело, и эти незыблемые устои в конце концов рухнут, а, якобы,  чудом воскресший царевич Димитрий будет с танка приветствовать родной край… Перенос действия в современную Москву придаёт фильму Мирзоева  жутковатую  достоверность,  документальность.  И здесь возникает неожиданный вывод:  нынешний  игровой кинематограф, повествующий об истории отечества, стремится к документальности, в то время как документальный  и научно-популярный кинематограф тяготеет к игровому кино.
          Также постепенно стираются грани между телевизионным фильмом,  видео-фильмом  или  теле-программой. Некоторая размытость определений  даёт  нам возможность несколько шире представить  в нашем  Каталоге  интересующую нас тему (какие-то циклы целиком, а какие-то выборочно).
          Как уже сказано,  нынешнее  издание приурочено  к 400-летию воцарения Дома Романовых, и понятно, что фильмы, посвященные Романовым, их влиянию на историю и культуру нашей страны, преобладают  в Каталоге.  Но это происходит не только из нашего  подбора. На то имеются объективные причины:  с сожалением приходится признать, что до сих пор тема Древней Руси и  700-летнее правление  Рюриковичей  пока еще не находит  последовательного воплощения  как  в  игровом, так  в документальном и научно-популярном кинематографе.  Однако справедливости  ради   следует  заметить, что несколько лет назад  на телевизионном канале  ТВ Центр  в 2007 году был воплощён  значительный  проект  – "История государства Российского". В его основу лёг труд знаменитого русского писателя и историка Николая  Карамзина. Пятьсот  четырёхминутных серий,  выполненных  в технике трёхмерной компьютерной анимации, охватывают  большой  исторический  период - от Древней Руси  до времён Екатерины II. События и персонажи, отраженные в каждой серии,  показывают,  сколько неожиданного,   познавательного  и (не побоимся этого слова) поучительного кроется в истории государства Российского.
          Но вернёмся к нашему Каталогу.
          Выше мы  отмечали, что  при подготовке  документального и научно-популярного  раздела Справочника, выяснилось, что большинство картин, снятых за весь обозримый период отечественного кино,  всё-таки посвящено представителям династии Романовых. Объяснение тому достаточно просто: Романовская эпоха остаётся по времени  близкой  к нам.  Перед нами зримые её  материальные свидетельства:  от рождённого в 1703 году нового града -  Петербурга - до железнодорожных мостов в Красноярске и Новосибирске, возведённых  в  конце ХIХ века. Разрастание Империи, её славные и драматические  победы  в  войнах,  имена – полководцев,  учёных, поэтов – всё это взрастилось  по «манию  царей»,  а нередко и вопреки им.  И надо сказать,  все фильмы  Каталога,  представленные в документальном разделе,  являют собой своеобразную подборку из серии «Жизнь замечательных людей». Но эти славные имена напрямую или косвенно связаны  с именами  императоров и императриц из Дома Романовых. Какие-то коронованные особы этого Дома вызывают восхищение, какие-то – неприятие, но всё это остаётся нашим  непреходящим достоянием,  и мы можем повторить вслед Пушкину:  "... ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал".


Рецензии
Читаю... прочитала... Первая реакция - желание посмотреть все названные в статье (можно так назвать?) фильмы и потом еще раз прочитать. Мне интересно все: и имена актеров, и интерпретации событий на протяжении 300 лет современными кинопостановщиками. Ваша киноведческая статья как и Ваши стихи замечательно эмоциональны и в то же время для меня очень информативны - в них знакомая и незнакомая уже жизнь.
С признательностью и уважением,
Т.Д.

Татьяна Дмитриевна Белова   26.08.2013 21:19     Заявить о нарушении
Татьяна Дмитриевна, благодарен за отзыв. Обычно реагируют
или на стихи или на прозаические опусы. Вы восприняли и то
и это, чем добавили автору уверенности в том, что он,
по крайней мере, не изменяет себе...
Всех благ! -

Евгений Михайлович Барыкин   12.09.2013 21:59   Заявить о нарушении