Деревенские уроки. ой ты галю, галю молодая...

 ...Неужели закончился этот сентябрьский,уже порядком укоротившийся день?Ополоснувшись в душе и растопив в доме печку, я равнодушно воспринимал телевизионные новости. По прогнозу погоды-завтра сухо, днем жарко, в утренние часы в северных областях Украины вероятны заморозки на почве.

    Ожидая,когда вскипит чайник,вспоминал что не сделал из запланированного на сегодня. С раннего утра и до темноты сгребал,выкапывал,выносил,сжигал...Кушать совершенно не хотелось, а чашка горячего чаю была бы к месту...А потом-спать и спать!

    Резкий звук звонка,неожиданно прозвучавший в коридоре,возвратил меня к действительности.Кого там ещё черти принесли по темноте?Гостей я не ждал,жена в такое время не приезжает,а соседи не стали бы звонить-просто постучали бы в кухонное окошко.Накинув куртку и включив уличное освещение, вышел во двор и двинулся к калитке.

        -Кто там ко мне по темноте?-задал вопрос пришедшему.
-Григорович,та то я –Жора... Георгий!-ответил мне знакомый голос.-Ты меня выбачай (извини-Авт.),есть дело до тебя,а зайти  днем-сам знаешь-нема времени...

    Я с лязгом открыл засов на калитке,распахнул её,и,подражая таможеннику Верещагину,   скомандовал:
        -Заходи!
 
    Жора протиснулся в калитку и я в который раз поразился фантазии матушки-природы:  рост,  ширина в плечах, как и  полнота моего незванного гостя, были примерно одинаковы! Если бы меня попросили придумать ему кличку,то я ,не задумываясь,назвал бы его «кубиком-рубиком». Жора  лет на пять-шесть старше меня,всю жизнь проработал в мартеновском цехе,и,выйдя на пенсию,поселился в доме своих родителей,в Павловке.Человек  он незаносчивый , безотказный, и селяне уважали его за бескорыстность и добрый нрав.Мы не были близко дружны,поэтому меня несколько озадачил его поздний визит.

      -Григорович,я до тебя- с просьбой...И с  заявлением...-Жора грузно опустился в огромное кресло-кровать,доставшееся мне по наследству от прежних хозяев.Пока я возился у плиты,заваривая чай,Жора достал из пакета и выложил-выставил на журнальный столик «заявление»:литровую пластиковую бутылку самогона,пакет с полсотней  куриных яиц и приличный шмат свежесоленного сала.Вот это «заявление»!Видимо,и просьба Жорина  не из разряда обычных.Я напрягся.

      -Георгий,ну,что ты,в самом деле! Ты знаешь,что я тебе всегда помогу,чем смогу!И не нужно было нести мне такое «заявление»,хотя мне очень приятно...
Я разлил по чашкам свежезаваренный чай,извлек из кухонного шкафчика овсяное печенье.

      -Ну,говори,какое дело у тебя ко мне?

     Жора покраснел и заёрзал в кресле:
    -Григорович,у меня до тебя необычная просьба!-Жора замялся, и продолжал: -Слухай,у тебя часом « хромачи» не завалялись?
    -????? « Хромачи»?-переспросил я.-Да зачем они тебе? Сейчас их уже и цыгане не носят,а тебе зачем?
     -Та нужны... Тут,понимаешь какое дело...-Жора замялся,видимо, не решаясь сказать.-Короче,я в КОЗАКИ записался...Вот!-выпалил он,собравшись с духом.
     ????? В казаки? В какие «козаки»?-я почувствовал,что моя физиономия вытянулась,а глаза от удивления стали раза в два больше и приобрели квадратную форму.
     -Ну... В Украинское кОзачество. Реестровое...Мой прадед и дед были кОзаками, вот и я решил не отставать от них и записался в кОзаки...Та не я один! Нас аж семнадцать душ набралось на Павловку!

      Жора начал перечислять знакомых и незнакомых мне новоиспеченных казаков,большинство из которых были предпенсионного и пенсионного возрастов.Ну и ну!Вот это «мобрезерв» у Президента!

     -Теперь же, форма нужна соответствующая... А козаки сапоги носили...От я и подумал,что может у тебя «хромачи» сохранились...Может,продашь?
Действительно, у меня сохранились ни разу не одевавшиеся «хромачи» сорок второго размера,и я даже помнил,что лежат они в картонной коробке,на чердаке.Только вот целы ли они?

     -Слушай,Жора,есть у меня новые «хромачи»,если только мыши до них не добрались.Ты какой размер носишь?-поинтересовался я.
    -Сорок первый...-Увидев сомнение на моем лице,Жора продолжил:-Та ты не смотри,что я такой КРУПНЫЙ, нижка  у меня малюсенька...-Он выставил напоказ правую ногу,которая выглядела просто изящно по сравнению  с комплекцией её обладателя.
    -Я сейчас,подожди минутку...

     Взяв фонарик, я слазил на чердак и приволок сапоги в коридор.Удивительно, но они оказались не только не изъеденными мышами,а даже не запыленными,хоть пролежали на чердаке почти пять лет.Поставил их перед Жорой :
    -Бери, Георгий,они- твои. Только как ты влезешь в них? Ведь они  «У»-узкие,а у тебя...-я взглянул на его икры.-А твоя  «нижка» даже в «ОШ»(особо широкие-Авт.) не влезет!

     Жора радостно рассматривал и щупал «хромачи», и напоминал ребенка, получившего наконец-то вожделенную игрушку.

    -Та ничого! Я клинышки повставляю!-Жора нежно погладил и аккуратно уложил сапоги в пакет.-Як кажуть козаки-щиро дякую!( большое спасибо-Авт.)-он долго тряс мою руку,и, поднявшись с кресла,двинулся к выходу.

    -Не стоит благодарности-как говорят москали!-ответил я ему.-Носи,кОзак,на здоровье!Теперь режь сало и ставь сковородку на плиту,пока я принесу дров!

  ...Дров я не принес.Зато приволок  большую вязанку нарубленных про запас сухих стволов подсолнечника:горят хоть и быстро,но хорошо,а дрова пригодятся зимой.В доме уже шкварчала яичница на сале,и её аромат пробудил во мне зверский аппетит.В дополнение к яичнице, я достал из погреба малосолёные бочковые помидоры,а в холодильнике обнаружил банку рыбных консервов,купленных женой.Не успел Жора наполнить стопки,как в кухонное окошко постучали.

      -Кто ещё до тебя пришел?-Жора пошел в коридор ко входной двери.Через несколько секунд в двери показался «третий»-мой сосед,Яковлевич.В руках у него была небольшая кастрюля,накрытая тарелкой с пирожками.

    - Вечiр добрый!Це тобI баба передала!-Яковлевич поставил принесенную кастрюлю с борщём на краешек печки.-Ты ж ,мабуть (наверное-Авт.) и не обидав,и не вечеряв (ужинал-Авт.)?

      Милые мои соседи,что бы я делал без вас?Поблагодарив соседа и его жену-бабу Зину- за заботу,я усадил его за стол, и нашим первым тостом был тост за украинских казаков.

     ...До полуночи мы обсуждали вопросы украинского казачества.Жора понятия не имел,каким именно казаками были его предки-«слобожанскими» или "красными»,реестровыми или вольными. Запорожскую Сечь Императрица Екатерина –II разогнала ещё в 1775 году,но  земли,на которой находилось наше село, при ней принадлежали Войску Запорожскому. Но первое упоминание о Павловке,насколько мне было известно, относится  только к 1870-му году!Вполне возможно, что здесь было казацкое поселение задолго  до этого времени.

     Беседуя с гостями,я испытывал неловкость от того,что не мог  дать исчерпывающих ответов по теме нашей беседы.Зато помнил многие Съезды КПСС и Пленумы ЦК...Хоть я и читал «Историю Запорожского козачества» Дмитра Яворивського,однако в памяти моей остались совсем незначительные моменты из  жизни казаков.

       -И чем же будете заниматься, панове  кОзаки?-спросил я.
       -Будэмо боротыся с самогоноварением!-делился планами Жора.-Народ спывся окончательно, а продають таку гадость!

     Яковлевич,которому уже перевалило за семьдесят, хитровато улыбнулся:
       - А ты що,оцю купував? В магазини,чи що?-кивнул он в сторону  почти наполовину опорожненной ёмкости.
        -Та тож своя, а для своих потреб (нужд-Авт.) гнать можно!Вси гонять, ну и я трошкы выгнав,для сэбэ! Та прыкрыемо металлоприёмки-це ж бич Божий!
        -Трэба,трэба цэ зробыть!-Яковлевич просто позеленел от злости:недавно у него со двора унесли  дуги из алюминиевой катанки ,служившие каркасом теплички.-И Витьку Рудого (рыжего-Авт.) трэба до ногтя!Паразит,всэ прыймае!
        -А что ж вы ,панове кОзаки,думаете насчет церкви в Павловке?  Столько лет селу,а православной церкви как не было, так и нет... -подбросил я тему.
        -Та мы издылы до батюшки, у район.Казав, що допоможэ...

     Так,шаг за шагом, вырисовывалась программа-минимум деятельности Павловских казаков. И только одну из задач-воспитание молодого поколения-я считал невыполнимой:  воспитывать стало некого! Школу-восьмилетку,в которой в 90-е годы обучалось свыше двухсот детей, закрыли лет пять назад,  а полтора десятка школьников разного возраста возили  в школу в соседнее село.

     К моему немалому удивлению, Яковлевич был хорошо знаком с историей Павловки,о чем он нам и рассказал в тот вечер: до тридцатых годов прошлого столетия здесь жили немцы-колонисты...В конце моего земельного надела в те времена стояла «нимецька кузня»,работала большая мельница,а муку и пшеницу подвозили к железной дороге по узкоколейке, на конной тяге.   И действительно,я неоднократно находил на своем участке стальные заготовки,изношенные лошадиные подковы,и даже две копеечные монеты с вензелем Николая-II. Сам Яковлевич «выпахал» великолепную, небольшую кузнечную наковальню,на которой готическим шрифтом была сделана какая-то надпись,а опоры выполнены в форме звериных лап.

     ...Жора ушел домой унося, кроме сапог ,артиллерийскую парадную фуражку с черным бархатным околышем и пояс к парадной форме.Засыпая,я «переваривал» услышанное от Георгия:надо же,кОзаки в Павловке.


                - 2 -

      Трясясь в автобусе по разбитой  дороге,я размышлял о необходимости создания в Павловке казацкого товариства(товарищества),и приходил к выводу:сделано  не напрасно! Сельская алкашня и бывшие «сидельцы» затерроризировали местных жителей. Каждый день начинался с новости-  у кого-то украли кур или кролей, залезли в летнюю кухню и утащили всю алюминиевую посуду, сняли металлические ворота...Грабили  усадьбы таких,как я дачников, не брезгуя выдиранием проводов элетропроводки непосредственно в домах.Нагло вскрывая погреба ,вчистую « подчищали» запасы картошки и консервации.Резиденция участкового находился за добрых 10 км от села,но что мог сделать он один,если под  контролем было пять сел и небольших хуторов? А телефон в Павловке был только один-в клубе.

     В городской библиотеке я нашел материалы по современному Украинскому Реестровому Казачеству,внимательно их изучил.Но вот название -«реестровое»- никак не вязалось: оно  было «на хозрасчете». Членские взносы,добровольные пожертвования,средства от хозяйствующих организаций,созданных казачьими товариществами, и средства,полученные за выполнение отдельных мероприятий, были основными источниками финансирования.
     А вот первое Реестровое казачество,созданное польским королем Сигизмундом ещё в 16-м веке,  содержалось за его счет и было, по своей сути,регулярным войсковым формированием.Тем не менее, очень хотелось верить в настоящее возрождение козачества в Украине! И цели у козаков были самые благородные.

      В Праздник Покрова Пресвятой Богородицы я вновь приехал в Павловку.Этот день   отмечается, как День  рождения Казачества.За время моего отсутствия организационно было сделано немало:казаки привели в порядок небольшой домик,взятый в аренду у городского «дачника»,подключили телефон,взяли под контроль два нелегальных пункта приемки металла и все «точки» самогонщиков; до позднего вечера патрулировали улицы Павловки.Их ряды пополнились еще несколькими молодыми парнями. Местная шпана притихла.Притихли и самогонщики.
      Зато магазин,принадлежащий сыну сельского Головы,теперь работал круглосуточно, и товаром повышенного спроса в ночное время конечно же были не конфеты, и не зефир в шоколаде.  Круглосуточно зазывал к себе  и придорожный кабачок «Шинок»,расположенный на центральной улице. Словом,за месяц было сделано не так уж и мало, а главное-прекратился грабеж подворий селян и дачников.

      -Григорович,привет!-обнял меня за плечи подошедший Георгий,щеголявший в солдатском мундире,подпоясанном парадным офицерским поясом, и в «хромачах».-Ну,як у нас товариство? Давай ,вступай ,мы тебя атаманом оберем!(выберем-Авт.)

      Казаки подходили к нам,приветливо здоровались;я же ,в свою очередь,поздравил  с праздником.Услыхав Жорино предложение,казаки поддержали его.
      -Нет, панове казаки,сердечно благодарю вас за доверие и предложение!Только вы забыли,что я –МОСКАЛЬ!
      -Та якый ты в чорта москаль?Ты ж наш,хохол!-не прекращали агитацию казаки.

      Я рассматривал Павловских казаков и с трудом сдерживал смех:кто в кителе офицерском,кто в солдатском,кто в сапогах,кто в брюках навыпуск...Погоны на плечах(кто им только звания присваивал?),какие-то кресты на груди,и не понять-то ли ордена,то ли значки...Цирк,да и только!Но какой важный вид! То здесь, то там слышалось: «Мы-казаки...У нас, у казаков...» Почти все они были «в усах», а як же?

       Ну,как говорится,Бог им в помощь:главное не форма,а содержание! Сославшись на дефицит времени,я отказался от предложения поучаствовать в казацком застолье,организованном  в том же клубе.Через час-полтора до моего слуха донеслось:
                _-Ой,ты Галю, Галю молодая,
                -Пидманулы Галю,повэзлы з собою!
 Пели  казаки хорошо!Молодые голоса «вели песню», а припев,подхваченный остальными казаками,гремел над селом...Да, давненько в селе не было такого праздника и  не слышалось таких песен! Но самое главное – в Павловке стало гораздо спокойнее.


                -  3  -

...Спокойнее.До поры-до времени! Приехавший в город по делам и заскочивший ко мне на пару часов Яковлевич,с горечью и со смехом рассказал мне про Павловских казаков:в селе установилась опричнина времен царя Иоана Грозного. Пожилые казаки,наигравшись, постепенно утратили свое влияние.Влившиеся в «козацьке товарыство» молодые парни , пару раз сделавшие рейды вместе с участковым по злачным точкам,теперь сами беззастенчиво «доили» бабок,откупавшихся от них бутылкой-другой.Устраивали засады у точек приёма металлолома, отлавливали сдатчиков,которые также от них откупались.
     Коррупция, в её самом элементарном проявлении, протянула щупальца и в «товарыство».Попытались хлопцы брать плату за въезд на пикники в ближайший сосновый лес,за что были нещадно биты городскими ребятами. Но...продолжалось « патрулирование улиц». И что самое главное-Павловские казаки потеряли свой авторитет, теперь уже на их «беспредел» селяне нередко  жаловались участковому.
      
        ...Снова осень,конец сентября.Добравшись до своей платформы вечерней электричкой,я в потемках добрёл до своей усадьбы,что оказалось непростым делом:подвесные мосты через болото и речушку,отремонтированные к прошедшим Президентским выборам, были в ужасном состоянии! Доски настила местами были сожжены, местами нагло сорваны рачительными  «хозяевами».Ночь была безлунной,темень непроглядная...И только один-единственный на всю мою улочку фонарь,установленный у двора Яковлевича,освещал незначительное пространство вокруг себя.

          Яковлевич и его жена-баба Зина- с радостью встретили меня: кроме того,что мы были хорошими соседями,я,по их словам,заменял им сына Владимира,погибшего три года назад в ДТП.Поужинав, мы с Яковлевичем вышли во двор покурить.

         -Яковлевич, ну как  ваши  кОзаки? Не разогнали их ещё?
         -Та не, ще нэ розiгналы.  Та нэвжэ (неужели-Авт.) ты нэ чуеш?-Яковлевич расхохотался.

      Я прислушался: прорезая тишину сентябрьской ночи, то затихая,то усиливаясь несколькими нестройными голосами,над Павловкой лилось:

...Ой, ты Галю,Галю молодая,
       Пiдпалылы сосну вiд горы до нызу...

        Это в  кабачке под названием «Шинок» павловские Реестровые кОзаки правили свою нелёгкую службу...


                К О Н Е Ц

                Виталий Алексеев,
                Март-апрель 2013г.


Рецензии