Неденежный спор
Этот вопрос возникает нередко там, где, казалось бы, он не должен был возникать. Банк Израиля готовится выпускать новые денежные купюры номиналом двадцать, пятьдесят, сто и двести шекелей. По согласованию с премьер-министром было решено, что на этот раз на купюрах увековечат не политических деятелей, а деятелей культуры.
Правда, и в предыдущие годы на купюрах можно было узреть изображение знаменитого писателя Агнона, лауреата Нобелевской премии, а также поэта Бялика, но это было скорее исключением, чем правилом. И вот теперь решено на купюрах поместить сразу четверых их коллег.
На 20-шекелевой купюре будет поэтесса Рахель(ее фамилия Блувштейн). Она родилась в 1890 году в Саратове, выросла в Полтаве, там же училась в еврейской школе, где преподавание велось на идиш и русском языке, была знакома с Короленко.
Стихи Рахель начала писать на русском языке в пятнадцать лет, а когда в 1909 году уехала в Эрец-Исаэль, выучила иврит, и потом уже писала стихи на нем, многие из которых стали песнями.
Рахель долгое время работала в кибуце, заболела туберкулезом и умерла в 1931 году.
На 50-долларовой купюре будет Шауль Черняховский. Он родился в 1873 году в Таврической губернии. Еще гимназистом переводил на иврит произведения Пушкина.
Стал врачом, получив медицинское образование за рубежом. Во время Первой мировой войны работал врачом в госпитале. В 1922 году эмигрировал в Германию, в 1931 - в подмандатную Палестину, где умер в 1943 году.
Занятия медициной не помешали Черняховскому стать известным поэтом. Его стихи с иврита переводили Брюсов и Ходасевич, а сам он на иврит перевел "Слово о полку Игореве", а также "Илиаду" и "Одиссею" Гомера.
На 100-шекелевой купюре появится фото Леи Гольдберг, родившейся в 1911 году в Кенигсберге. Стала доктором философии в одном из немецких университетов. В 1936 году эмигрировала в Палестину. Здесь была не только литературным критиком, преподавателем литературоведения в Еврейском университете, но и членом-корреспондентом Академии языка иврит.
На 200-шекелевой купюре будет НАТАН АЛЬТЕРМАН. Он родился в 1910 году в Варшаве. Умер в Тель-Авиве в 1970. В годы Первой мировой войны жил в России, затем в Киеве и Кишиневе, откуда и эмигрировал в 1925 году в Палестину.
Альтерман был из тех, кого принято называть "политическим поэтом", хотя он написал и много лирических стихов, часть которых была положена на музыку.
В общем, все избранники достойны увековечивания на денежных купюрах.
И тут неожиданно решение банка Израиля решил оспорить глава ультраортодоксальной партии ШАС Арье Дери. Он увидел в нем дискриминацию сефардских евреев, ведь все четверо - представители ашкеназов.
Надо заметить, что сколько существует Израиль, столько сефарды обижаются на ашкеназов. Ашкеназами называют тех евреев, которые жили и сформировались как этнос в Центральной Европе, а сефарды - на Пиренейском полуострове, прежде всего в Испании, откуда евреев изгнали в 1492 году.
Язык ашкеназов - идиш, близкий к немецкому, сефардов - ладино, близкий к испанскому. В сущности, это как бы два разных народа, хотя у них общее - иудейское - происхождение, однако понять друг друга им сложно:разный уровень культуры и менталитет.
Исторически сложилось так, что до войны примерно восемьдесят процентов евреев составляли ашкеназы. Естественно, что их вклад в развитие культуры, литературы, науки не мог не превзойти сефардский, ведь сефарды в основном жили в не очень-то развитых мусульманских странах, а ашкеназы - в западных, бурно развивающихся странах.
Кроме того, именно ашкеназы (главным образом из Российской империи) стали в начале двадцатого века первыми "целинниками" в Палестине. Они же создали и государство Израиль, и возглавили его.
После создания государства в Израиле появились и репатрианты из мусульманских стран. И среди них появились и свои политики, правда, не столь заметные, как ашкеназские. Может, поэтому и стали возникать разговоры, что их зажимают и не оценивают, хотя в свое время ничем не примечательного Моше Кацава, родившегося в Иране, избрали президентом Израиля, а не "сефарда" Шимона Переса, известного своими заслугами перед страной.
Когда Кацава осудили на семь лет за сексуальные домогательства, бывший президент тоже попытался внушить обществу мысль, что гонения на него потому, что он из сефардской общины.
Арье Дери, который протестует против решения Банка Израиля,- выходец из Марокко. Он уже был главой партии ШАС, потом его судили за мошенничество с запретом после отбытия четырехлетнего срока наказания заниматься политикой в течении семи лет.
На нынешних выборах в Кнессет Дери впервые "праздновал" возврат в политику, в качестве одного из руководителей ШАС. Но ему хотелось вновь стать единоличным руководителем, и он всячески демонстрировал свою активность.
Думается, поднятие вопроса о том, почему на купюрах нет сефардских представителей, - в русле этой активности. На-днях он добился своего:духовный лидер партии Овадия объявил его единоличным руководителем ШАС.
Вслед за Дери вопрос о том, кому быть на купюрах, поднял и один из арабских депутатов Кнессета. У него и кандидатура есть, и, надо признать, вполне достойная,- Эмиль Хабиби. Некогда он возглавлял Компартию Палестины, после создания государства Израиль, стал израильским гражданином, писателем, публицистом.
На протяжении двадцати лет Хабиби избирался депутатом Кнессета, он- лауреат премии Израиля по литературе. Умер в возрасте 75 лет в 1996 году.
Вполне возможно, что в будущем его тоже увековечат на израильских денежных купюрах. Это было бы правильным решением "со всех сторон". Сефарды же не смогли представить достойную кандидатуру, кроме известного средневекового поэта, чье изображение даже не сохранилось.
"Денежный" вопрос в очередной раз показал, насколько расколото израильское общество. И что главная проблема Израиля -создание единой нации - так и не решена за все годы его существования. Как долго может существовать государство без ее решения?
Свидетельство о публикации №213050301092