Подвал Бродячей собаки прежде и теперь

                К 100-летию со дня открытия арт-кафе
                « Подвал Бродячей Собаки»
                Галина Ковальская
   Есть в Петербурге место, которое не оставит равнодушным ни одного творческого человека будь то поэт, писатель, актёр, музыкант или другие  представители творческой интеллигенции. Это знаменитое кафе « Подвал бродячей собаки», овеянное легендами и мифами. Когда спускаешься по его ступеням, охватывает благоговейный трепет, как будто и не было  ста лет, которые пронеслись с того дня, когда впервые открылись его двери.
   Так и кажется, что вот-вот появится «затянутая в чёрный шёлк, с крупным овалом камеи у пояса Анна Ахматова, задерживаясь у входа, чтобы по настоянию, кидавшегося ей навстречу Пронина, вписать в « Свиную книгу» свои последние стихи… В длинном сюртуке и чёрном регате, не оставлявший без внимания ни одной красивой женщины, отступает, пятясь между столиками, Гумилёв…»* Вот слышен баритон В. Маяковского, а в углу вальяжно откинулся в кресле граф А. Толстой.
   А замысел создания « Бродячей собаки» принадлежал Борису Пронину, режиссёру, помощнику В. Меерхольда. Во время гастролей Московского Художественного театра артистам    негде было скоротать свободное время между репетициями и спектаклями, и, по словам Пронина, им приходилось вести бродячую « собачью жизнь». В 1908году Б. Пронин и В. Меерхольд переезжают в Петербург и учреждают  Общество интимного театра «Бродячая собака». Было решено разместить его в подвале дома Жако, расположенном на углу Итальянской улицы и Михайловской площади. Место удобное – центр города, рядом театры – Михайловский оперный и Александринский драматический. Назвали его « Подвал Бродячей Собаки».
   Этот дом был построен в 1831году архитектором Павлом Жако, впоследствии в подвале находился винный погреб владельца дома П.В. Дашкова.
    К оформлению интерьеров будущего «Подвала» были привлечены художники С.Судейкин, муж известной артистки О.Глебовой – Судейкиной и Н. Кульбин. Они расписали сводчатый потолок и стены огромными диковинными цветами, разноцветными птицами, Пьеро, Коломбинами и Арлекинами, превратив подвал в таинственное обиталище неземных существ. Камин был изготовлен Иваном Фоминым, Судейкин украсил его венком.В центре зала был поставлен круглый стол на тринадцать человек, над ним висела люстра с тринадцатью свечами- лампами на четырёх цепях. Вход освещал красный фонарь.
    « Подвал Бродячая Собака» был торжественно открыт в новогоднюю ночь с 31 декабря 1911 года на 1 января 1912. К его открытию Всеволод Князев сочинил «собачий гимн», положенный на музыку пианистом и композитором В.А.Шпицом фон Эженбруком.
               
                *Из воспоминаний Бенедикта Лившица               
                Во втором дворе подвал,
                В нём приют собачий,
                Каждый, кто в него попал -
                Просто пёс бродячий.
                Но в том гордость, но в том честь,
                Чтобы в тот подвал залезть!
                Гав!
     Впоследствии Мстислав Добужинский создал эмблему, написанную художником на геральдическом щите; это был сидящий бродячий пёс, положивший лапу на античную маску. Герб был повешен над входом в «Подвал».
    Алексей Толстой принимал самое активное участие в организации «Бродячей Собаки». Он помог созвать на новогодний вечер, открывающий жизнь подвала, многих петербургских знаменитостей. У входа он положил огромную книгу в кожаном переплёте «Свиную собачью книгу». Каждый посетитель расписывался в ней, при желании оставлял свои экспромты. Посетители «Бродячей Собаки» в этот вечер представляли собой квинтэссенцию поэтического и артистического Петербурга: Т.П.Карсавина, М.М.Фокин, Ю.М. Юрьев, Анна Ахматова, Николай Гумилёв, К. Д. Бальмонт, Игорь Северянин, М.А.Кузмин, П.П. Потёмкин, Саша Чёрный, Осип Мандельштам, Георгий Иванов, Сергей Маковский, Илья Сац.
    Открытие «Бродячей Собаки» стало заметным событием в жизни Петербурга. Вначале заседания проходили по средам и пятницам, позже  - четыре – пять раз в неделю, а то и каждую ночь.
     Маскарады, арлекиады, чествования поэтов, писателей, актёров, капустники, поэтические вечера, художественные выставки, вечера футуристов, «Цеха поэтов», праздничные банкеты и застолья – всё это шло непрерывной чередой, прерываясь лишь с мая по август.
     Эта бурная художественная жизнь была лишь одной стороной жизни подвала. Другой, не менее, а может быть и более важной, была духовная свобода, раскрепощение личности, которые не могли не остаться в памяти тех, кто посещал «Бродячую собаку». Здесь были написаны и прочитаны многие замечательные строки Анны Ахматовой, Н. Гумилёва, В.Хлебникова и Игоря Северянина. 17 ноября здесь впервые с чтением своих стихов на публике выступил девятнадцатилетний Владимир Маяковский.
     Вот, что писали об атмосфере, царящей в «Бродячей Собаке», Анна Ахматова и М. Кузмин:
      Да, я любила их, те сборища ночные;            
      На маленьком столе стаканы ледяные,
      Над чёрным кофием пахучий,тонкий пар,             
      Камина красного тяжёлый, зимний жар,
      Весёлость едкую литературной шутки,
      И друга первый взгляд беспомощный и жуткий.
          
                Анна Ахматова               
      Чья душа печаль узнала,
       Опускайтесь вглубь подвала,
       Отдыхайте, отдыхайте,
       Отдыхайте от невзгод!
                М. Кузмин

   Разразившаяся в 1914году мировая война, как писал Б. Лившиц, сдула «румяна со щёк завсегдатаев Бродячей собаки». В 1915году по распоряжению градоначальника подвал «Бродячая Собака» был закрыт.
   Завсегдатаи «Собаки» в основном эмигрировали, и некоторые из них успешно продолжили свою поэтическую карьеру за границей. Таковым был, например, Георгий Иванов. Судьба тех, кто остался и попал в водоворот революции 1917года была в основном трагична. Такими были Николай Гумилёв, Осип Мандельштам, Владимир Маяковский и сама Анна Ахматова.
Во время Великой Отечественной Войны  она была в осаждённом Ленинграде. Однажды, осенним вечером 1941года шла она от Фонтанного дома к друзьям на канал Грибоедова. Воздушная тревога застала её на пощади Искусств, Ахматова заскочила в первую попавшуюся подворотню,но дежурные направляли всех в ближайшее бомбоубежище. Спустившись в подвал, в промежутках между разрывами бомб, осмотревшись, она поняла, что бомбоубежище оборудовано в помещении бывшего кафе «Подвал Бродячей Собаки».
     «Подвал Бродячей Собаки» был восстановлен в 2001году. Одним из основателей возрождённого арт – кафе, директором и арт- директором был Владимир Скляркий. Здесь по- прежнему проходят поэтические вечера, художественные выставки, работает театр – кабаре. Может быть, когда – нибудь, на его подмостках загорятся новые звёзды, достойные имён, которые составляют славу русской поэзии Серебряного века.
     В заключение привожу своё стихотворение, посвящённое этому легендарному Подвалу.
                У дверей арт- кафе «Подвал Бродячей Собаки»
                Так вот,  где « собака зарыта!»
                Настал откровения час!
                В Серебряный век приоткрыта
                Заветная дверца для нас!
                Здесь бродят и души, и тени
                Великих ушедших лет,
                Для будущих поколений
                Оставив негаснущий свет.
                Их гений, как факел, сияет
                Лучами любви и тепла
                Искусству служить призывает,
                К высотам стремиться всегда!
                «Собака» жива, не зарыта,               
                И дверь в арт-кафе открыта !


Рецензии
Спасибо, Галина!

Сергей Шрамко   05.10.2013 19:06     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.