О чтении

    Во мне, по-видимому, происходит процесс перестройки научного человеческого типа в художественный. Это проявляется, в том числе, и в чтении. Раньше мне не нравилось заглядывать в конец произведения - яркий признак математического склада мышления (хочется самому поразмыслить, чем это кончится). Теперь хочется посмотреть в конец, чтобы спало напряжение и не мешало наслаждаться произведением искусства (или искать, анализировать - ведь наслаждение есть неосознанный анализ гармонии).
      * * *
       Иногда от чтения даже тяжелых произведений получаешь наслаждение - от художественности. Например, от чтения "Смерти Ивана Ильича" Л.Н.Толстого.
      * * *
       Если, читая или изучая труды гения, тебе становятся понятны его мысли, то, что он хотел сказать, выразить, то при этом ты как бы становишься с ним на одну ступеньку. Таковы произведения Гете. Они доступны для всякого более или менее развитого человека. Работы других мыслителей могут быть непонятны неподготовленному уму (например, работы Канта, Гегеля, Мамардашвили). В этом случае уже речь не идет, чтобы встать с ними на одну ступеньку. При этом читатель, если и рискнет изучать их труды, то с почтением будет смотреть на таких мыслителей снизу вверх. Но что же его побуждает читать непонятное? Этот случай описан Достоевским в романе "Братья Карамазовы" в лице слуги Григория, который читал "список слов и проповедей "богоносного отца нашего Исаака Сирина", читал его упорно и многолетно, почти ровно ничего не понимал в нем, но за это-то может быть, наиболее ценил и любил эту книгу, не понимая их, но, тем не менее, продолжал читать". По-видимому, при чтении такого читателя не оставляет надежда, что все-таки когда-либо он поймет хотя бы часть. Не исключено, что в ходе чтения его охватывает гордость от соприкосновения с чем-то значительным, что пока ему непонятно. Достоевский этого не объясняет. Можно лишь догадываться, какие чувства испытывал Григорий, читая непонятные книги.
      * * *
      Книги, которые я читаю, можно разделить на следующие категории:
      1. Книги, с которыми не хочется расставаться. Прочитав их, мы жалеем, что они закончились. Пример: романы Достоевского, даже все его творчество.
      2. Книги, после прочтения которых ты стал другим человеком, которые, хоть ненамного, но изменили тебя. Пример - "Уединенное" В.В.Розанова.
      3. Книги, с которыми хочется расстаться, и чем скорее, тем лучше. Например, книга Поля Деловера "О, химия!". Дело тут не в качестве самой книги, а в переводе с французского на русский язык (переводчик В.Строганова), (см. http://www.proza.ru/2010/05/20/522).
      4. Книги, которые не оказали на тебя никакого влияния, как будто ты их и не читал. Обычно это книги, которые мы читаем, чтобы "убить время" (ненавижу это словосочетание) или для отдыха. В качестве примера можно привести романы Агаты Кристи (да простят меня ее поклонники). Поскольку для меня не характерно убивать время за чтением или использовать книгу для отдыха, то книги этой категории составляют на моей книжной полке скорее исключение.

Иллюстрация: Konstantin Stoitzner (1863–1934): „Le petit journal”


Рецензии
Здравствуйте, Сергей!

К Вашим интересным размышлениям "О чтении" хочу добавить некоторые свои размышления и наблюдения, как продолжение темы из рецензии к Вашему очерку "Русские писатели о чтении". Именно, я хочу лишь добавить некие мысли к Вашим мыслям, как, по слову Михаила Бахтина, "мысли о мыслях".
Так текст, по М.М.Бахтину, есть "мысли о мыслях, переживания переживаний, слова о словах, тексты о текстах... Гуманитарная мысль рождается как мысль о чужих мыслях, волеизъявлениях, выражениях, знаках..." (М.М. Бахтин "Проблема текста").

В размышлениях над процессом творчества меня иногда волновали такие вопросы: КАК и почему рождается мысль во мне, КАК возникает мысль, можно ли чтение рассматривать как процесс творчества, совершаются ли в процессе чтения творческие акты познания в самом познающем и каким образом это возникает, совершается, происходит в самом восприемнике-познающем и т.п.

Или вот такой вопрос, как определение проблемы: неизбежна ли такая последовательность: чтобы научиться что-то, "нечто" писать, сперва "нужно" научиться "нечто" читать или в чтении научиться нечто улавливать, воспринимать, находить, как свое родное и близкое? Выходит, что процесс "чтение-восприятие Другого" первичен, а после возникает потербность, желание выразить самого себя Другому, поделиться с Другим тем, что есть нечто в тебе, но опять же через первичное восприятие Другого. Здесь процесс познания мира, как узнавание себя самого через Другого, сквозь самопостижение. Процесс духовного возрастания, как проблема саморазвития. Как: куда я иду и для чего развиваюсь, что я хочу совершить, сотворить, развиваясь и совершенствуясь? Здесь проблема вплотную связана с чтением, как процессом: Что я хочу в этом чтении и чтО я могу увИдеть в чтении текста Другого?.. Но вот что интересно, здесь в самой постановке вопроса, в самой рефлексии кроется, своего рода, гносеологическая предвзятость, которая по сути своей уже есть нечто вторичное и третичное в процессе познания. Но бывает ли так на самом деле, чтобы человек первично начинал что-либо читать, исходя из таких вопрошаний? Ведь, на самом деле первично возникает некая подсознательная интуиция восприятия неведомого текста, или текста как неведомого для читателя. Текст как неведомый мир, в который входит читающий-воспринимающий. Так дети априори не ведают содержания текста книги, не знают и не знакомы с книгой. И вот через текст книги для ребенка открывается новый, неведомый мир. Как в жизни ребенок учится ходить через спотыкания и падения, так и постижение мира через чтение книг происходит через стокновения с тем, что мне нравится и есть "мое", как и что мне не нравится, противно, "не мое это". Но чем взрослый не подобен и подобен ребенку? Есть такое словосочетание, как "заново рожденный". Возможно ли такое в жизни взрослого человека, который уже, якобы, априори "знает", ЧТО ему нужно, а что нет, что мне хочется читать, а что я не буду читать никогда? Возможно ли "перерождение человека" в человеке и КАК это происходит, может происходить в процессе чтения?

Например, размышления В.В.Розанова о Пушкине можно сопоставить с размышлениями Б.П. Вышеславцева, как:
"...Голос нужно слушать и в чтении. Поэтому не всякий "читающий Пушкина" имеет что-нибудь общее с Пушкиным, а лишь кто вслушивается в голос говорящего Пушкина, угадывая интонацию, какая была у живого..." (В.В. Розанов "Опавшие листья").
И Вышеславцев говорит: "...о Пушкине должны помнить, думать и писать не одни только пушкинисты... открытие и откровение есть удел немногих, но пользование открытиями есть удел всех, и для этого тоже нужна свобода. Свобода слова и мысли одинаково нужна как тем, кто имеет нечто сказать, так и тем, кому нужно нечто услышать. Способность ВОСПРИНИМАТЬ чужое творчество, питаться и восхищаться им есть тоже активность свободного духа. Если Пушкин дорог нам всем, то это значит, что вольность Пушкина, "святая вольность" еще звучит в каждой душе..." (Б.П. Вышеславцев "Вечное в русской философии").

Казалось бы, что здесь Розанов и Вышеславцев говорят о разном и про разное в одной тематике "О Пушкине". Но меня здесь интересует проблема восприятия чужого творчества, когда чужое творчество какого-либо автора "превращается" в нечто, как "моё", вот это, близкое и любимое. КАК это происходит, возникает, совершается это "превращение"-"перерождение" в воспринимающем? КАК, каким образом чужое творчество "превращается" в нечто, как откровение, как ставшее мне самому близким и любимым? Ведь, приступая к чтению книги другого автора, я не знаю, что там в книге и каково её содержание. И содержание книги для меня совершенно неведомо. "Внутренний мир книги", как и "мир автора", который выражает себя в книге в мыслях и образах, для меня является совершенно неведомым. Ведь, приступая к чтению, я не знаю, что будет во мне, каково будем моё восприятие текста книги: или удивление-изумление и восхищение от прочитанного, или некое равнодушие-отторжение от текста, как мне чуждое и отталкивающее. Конечно, перед чтением книги у чтеца уже есть, бывает некая настроенность к определенной книге к определенному автору. Как перед чтением, первично, можно ознакомиться с темой, названием книги, можно осмотреть оглавление, в котором обозначены тематика и проблематика текста книги. Но... даже ознакомившись с тематикой и предрасположившись к восприятию текста, к чтению, все же я не знаю, ЧТО там в тексте, ибо текст книги для меня совершенно неведом в том смысле, что я-то не знаю, КАК и ДЛЯ ЧЕГО автор раскрывает свой внутренний мир в книге и какие ИДЕИ он выражает, раскрывает и продвигает в своем ТЕКСТЕ. Вот в чем проблема. Здесь неведомое Текста выступает и как НЕПОСТИЖИМОЕ Текста. Ибо, да, прочитав текст, я уже ознакомлен с ним, я знаю, что в нем содержится. Но... ведаю ли я Текст, как есть, то есть постигнул ли я самую суть Текста, как задумал сам автор, постигнул ли я самого автора не как просто "автора текста", а как самого человека, исходя из его внутреннего "духовного мира", как есть? И возможно ли такое постижение? Ведь, Текст всегда предстает как нечто новое в каждом последуюшем его прочтении, в каждом прикосновении к его содержанию. В этом смысле Текст всегда есть нечто Неводомое и Непостижимое. Почему? Ведь, Текст не есть просто набор "голой" информации, как набор цифр, букв, в целом, знаков, Но... ведь текст еще есть нечто живое, в котором отражается "душа человека", как эмоции и чувства автора сквозь мысли и образы размышлений. Потому, наверное, Текст и содержит в себе нечто Непостижимое и Неведомое, содержит в себе некую потенциальность непостижимой Реальности, после соприкосновения или при соприкосновении с которой и возможно то, что называется, как Откровение и "открытие"... Вопрос: ЧТО открывается и раскрывается нам через Текст и если совершается "открытие", как для меня самого, то открытие чего и кого? Очевидно, что открытие автора текста, которое совершается во мне и для меня лично, но открытие совершается через мысли, образы, идеи, что рождаются, возникают, зреют, созревают в самом авторе. Но помимо мыслей и идей автор проговаривает самого себя, как некое самораскрытие-откровение. И в этом смысле текст есть откровение человека, но постольку, поскольку сам человек, как автор, открывает в себе нечто, как Непостижимое, открывает в себе непостижимость, реальность непостижимого. И вот вопрос: КАК возникает это откровение, восхищение, удивление в процессе чтения?

Текст книги как нечто неведомое и непостижимое. Этот тезис подтверждается откровением А.С. Пушкина, что Поэт есть "вечно тот же, вечно новый"... И вот здесь, совершается нечто чудесное: "Непостижимое" С.Л. Франка в духовном созвучии с откровением А.С. Пушкина - "вечно новый"... Здесь мне открылось то, как спонтанно, нежданно и негадано, то, что я еще не осознал, не осмыслил, но чувстсвую, что здесь открылось нечто чудесное-непостижимое... И я не знаю, что это нечто в своей последней глубине, но вижу всем существом, что оно непостижимо и непосредственно сияет Красотою...

Для меня самого эти вопросы и проблемы стали близки еще и потому, что недавно я для себя, в себе "открыл" текст другого, скозь книгу мне открылся другой человек. Говорю о В.В. Розанове и его книге "Уединенное" и "Опавшие листья". Здесь, во мне произошло то, что можно назвать, как откровение. И вот это откровение я пытаюсь понять и осмыслить увИденное. Здесь, в прочтении текстов В.В. Розанова я испытал то чувство удивления чудесного, как и при чтении книги К.Г. Честертона "Вечный человек"... Удивление чудесного есть в том, что я увидел Человека сквозь текст и образы текста. И вот это есть чудо для меня, как увИдеть Образ человека в Тексте другого. И вот это чудо я испытал, пережил, прочувствовал и возгорелся чудесным творчества Другого...

С уважением,

Бармин Виктор   16.05.2013 21:03     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.