Срединный путь Эллы Крыловой
И Земле, и небу я внемлю.
Вот зарок драгоценный мой:
помирить с небесами Землю,
помирить небеса с Землей.
Срединный путь Эллы Крыловой — это чужеродность, перетекающая в сопричастность. И еще: дерзновение поэта Крыловой — не только и не столько в попытке примирить небо и землю. Она жаждет стать сосудом Божьим, в котором самые, казалось бы, непримиримые противоположности смогли бы объединиться и сосуществовать. Например, пропустив через себя буддизм и христианство, мистик Элла Крылова не прочь «повенчать» их между собой духовным браком, чтобы получилась новая религия, авторская вера для одного человека. В случае с буддизмом, который еще остроумно называют «перезрелым христианством», такой союз, в масштабах отдельно взятой души, не кажется чем-то утопическим. Мне кажется, для верующего, но в то же время мыслящего человека проблема заключается в том, что любая из существующих ныне религий — это, по выражению Христа, «узкий путь». То есть христианство изначально мыслилось его основателем как секта, и только потом, помимо воли основателя, выросло в мощную многонациональную религию. Русский же человек, по определению Достоевского, «широк, чрезвычайно широк». Да и поэт в своей келье вовсе не сектант: он — целая вселенная, и, чем крупнее поэт, тем обширнее, многовекторнее его вселенная. Если кто и составляет «секту» поэта, это его друзья, почитатели и единомышленники. Секта поэта — это его свита.
Я выбираю честный, неподсудный
срединный путь между Христом и Буддой.
Христова страсть и Будды отрешенность —
неокончательность, незавершенность.
Твержу я как молитву, как заклятье:
сомкните, братья, тесное объятье!
То, что предлагает нам Крылова, не является, на мой взгляд, еще одной попыткой теософии. Да она и не предлагает — она исповедуется Читателю, как священнику, в своей авторской вере.
«ПО ТУ СТОРОНУ» ПЕССИМИЗМА И ОПТИМИЗМА
Философская лирика Эллы Крыловой являет собой срединный путь между оптимизмом и пессимизмом. Такое впечатление складывается от того, что героиня Крыловой умудряется носить в себе и то, и другое одновременно. И Шопенгауэра, и Ницше. Словно бы она нажала одновременно в себе сразу две клавиши, скажем, Alt и Shift. Например, она и верует в Бога, и говорит, что боги вымерли, а остались только люди. Впрочем, так было всегда — боги, как и люди, тоже приходят и уходят. Христос пришел, Зевс ушел. Элла Крылова провидит будущее, скорбит по нему, предостерегает от него, но в то же время верит, что история, невзирая на ее предвидения, пойдет по лучшему пути, пытается настроить себя на позитивную волну.
В глухой ночи, лишенной солнца,
приветно светятся оконца.
За каждым — чье-то житие,
чье бы то ни было — Твое.
ПОЭТ И ПОЭЗИЯ
Не лохи мы, не лопухи.
Словесность — вещь не бесполезная.
Мы пишем прозу и стихи? —
Мы строим Царствие Небесное!
…
…И дела нет, что небеса близки.
Поэзия? — Да разве это дело?
«Не кочегары мы, не плотники… Ведь мы — монтажники-высотники»… В зависимости от духа эпохи, поэзия представляется людям то первым, то последним на земле занятием. В стихах последних лет, сохранив тягу к смехачеству, иронии и сарказму, Элла Крылова, в то же время, достигает небывалой чистоты стиха, високосности духа. Схимничество и скоморошество — два незыблемых полюса русской души. То, что Крылова не разменивается на поэтические тусовки, а пытается осмыслить себя в меняющемся мире, достичь духовного просветления, сквозит едва ли не в каждой ее строке.
Я всей кожею чувствую: будет вечность.
Я костями чувствую: будут мощи.
Только надо веровать в человечность,
надо жить и размереннее, и проще.
Душа лирической героини стихов Эллы Крыловой мудра и пластична. Филигранная техника сочетается в ней с широкой исповедальностью. Элла Крылова — поэт нестандартный. Она не бросает свою жизнь в топку стихам, «для того, чтобы ярче гореть». Она словно бы демонстрирует нам: жизнь поэта может быть и аскетичной, без излишеств, без ненужной расхристанности. И аскетичность бытия никак не отражается, как многие думают, в худшую сторону на качестве творчества. Впрочем, аскеза Крыловой избирательна: она не распространяется на некоторые «вредные» для организма привычки, вроде курения легких сигарет а ля Зинаида Гиппиус и возлияний Бахусу а ля Сократ. Тем не менее, духовное явно преобладает в Элле Крыловой над мирским, что и побуждает меня говорить о некой добровольной аскезе. Ничего нарочитого или насильственного. Насилие над собой для поэта сродни преступлению!
Я живу на скале между высью и бездной.
То взмываю, то никну душою больной.
О, земля, излечи мя от хвори небесной!
Небеса, исцелите от хвори земной!
Одиночество героини стихотворений Эллы Крыловой триедино: сама она, любимый муж и любимая кошка. Поэтому в стихах Крыловой так много любви — нежной, самозабвенной, разношерстной. Конечно, три кита, на которых покоится планета домашнего уюта, не избавляют поэта от одиночества космического. Но взгляните, какие чудесные строки посвящены Эллой Крыловой любимому супругу:
Смотрю в твои внимательные очи:
цветет в них первоцвет.
Мы встретились во тьме декабрьской ночи —
и породили — свет.
Да нам и злая тьма декабрьской ночи —
не вражий стан, а скит.
И если смерть погасит наши очи,
наш свет нас воскресит.
Поэзия — это, прежде всего, живость ума и сердца, «раздраженность» окружающим миром. Обычный человек голым приходит в мир и голым из него уходит. Поэт — еще и живет «голым» — всю жизнь. Поэтому ему так важен в жизни оберег — что-то родное, то, что могло бы противостоять в душе хаосу мира. Коней на переправе не меняют. Стендаль, похоже, упустил в своем исследовании «О любви» любовь-константу. Элла Крылова с лихвой восполняет этот пробел. Подобно тому, как Вергилий проводил Данте в Ад, у Крыловой есть два непохожих друг на друга проводника в Рай, чьими услугами она активно пользуется. Один — из мира людей, второй — из мира животных.
Я была в прошлой жизни кошкою,
ну а ты была человеком.
Нам одною идти дорожкою,
жить единым миром и веком.
Все мы, и люди, и наши четвероногие друзья, одним «городом и миром» мазаны. Кошка в доме Эллы Крыловой, можно сказать, причислена к лику святых. И это вряд ли будет преувеличением.
Поэт питерской школы, живущий в Москве, Элла Крылова впитала в себя все особенности «линейной» поэзии, свойственной носителям культуры Санкт-Петербурга. Но это — тема для отдельного разговора. Я же, в заключение, осмелюсь утверждать, что, верная своему «срединному пути», Элла Крылова несет в себе все лучшее из обеих школ русской поэзии.
http://magazines.russ.ru/zin/2012/8/k16.html
Свидетельство о публикации №213050300887