Христианская художница Елена Маркова
Стиль живописи Марковой интересно сравнить с Шагалом, так как он тоже рисует образы внутреннего мира, и его человеческое тоже мягко и округло. Однако Шагал монументален, его композиции имеют вне-временной аспект в силу своей статичности. Шагал удивительно умеет заморозить движение и обратить мимолетное в вечное. Скрипач или петух над Витебском не летят, а парят в вечности [1].
Образы Марковой имеют совсем другую природу. Если образы Шагала движутся, но в конечном счете статичны, то образы Марковой выглядят статичными, но в конечном счете динамичны. Кажется, что это кадры из абстрактного мульфильма, например такого, как "Ежик в тумане". Каждая картина здесь предполагает процесс, к которому хочется домыслить действие. Как будто слышится щелчок затвора фотоаппарата, который случайно фиксирует момент. Этот неизображенный хоровод мягких фигур наводит на мысль о ночной жизни игрушек в детской комнате. В этом мире звезды мягко падают на землю как снежинки в рождественскую ночь, и плюшевые монстры дружелюбно общаются с человеческими персонажами.
Другое отличие от Шагала – совершенно разная трактовка темы Земли и Неба – это трудный момент для любой религиозной живописи. У Шагала, Земля и Небо трактованы традиционно, т.е. противопоставлены: четко разведены и выделены цветом. У Марковой Земля и Небо сливаются, как в православной литургии, особенно в Рождественскую или пред-Пасхальную ночи. Этому впечатлению слитности и единства мироздания подчинены многие элементы живописи Марковой: если Земля и Небо разграничены, то они обычно изображены в одной тональности и подчеркнуто неразличны. Этому же служат многочисленные отражения, почти неотличимые от оригиналов[2].
ЖИВОПИСЬ МАРКОВОЙ В ИНТЕРНЕТЕ
http://www.markova.org/jhivopis/jhivopis.php
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Живопись Шагала вполне религиозна в смысле лосевского определения религии как "утверждения личности в вечности".
2. Согласно Башляру, мир любуется собой в отраженном образе: «Отраженный мир есть обретенный покой. Великолепное творение, не требующее ничего, кроме недеяния, кроме мечтательного к себе отношения ...» См. Г. Башляр «Вода и грезы», М., 1988, гл. 1 «Воды прозрачные, вешние и текучие. Объективные условия нарциссизма», с. 50. В этой главе Башляр приводит многочисленные примеры поэтических образов связанных с отражениями и анализирует их общую природу, которую он видит в «космическом нарциссизме», т.е. в самолюбовании мира.
Свидетельство о публикации №213050401123
Кастор Фибров 10.02.2020 20:02 Заявить о нарушении