Час икс - Между нами бабушками

   
Наши нечастые встречи со  старыми подругами-коллегами проходят обычно под  девизом: « Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! « Но, однажды, как-то совсем неожиданно одна из нас тихонько призналась, что уже начала собирать « узелок на смерть «  На неё шикнули известными словами:- « Не беспокойся, похоронят – наверху не оставят! «
Пришло  время и мне задуматься  об этом.  Вспомнила свою бабушку примерно в том же возрасте. Когда ей  изредка покупали обновки  (ситцевое или фланелевое платье, платок, тапочки ), то она всегда примеряла их со словами:  - « Это на смерть « и прятала обновку в сундук. А потом, когда шилось-покупалось что-то новое, она прежнее из сундука доставала и производила замену. Успела, царствие ей небесное, износить-стоптать не одну пару тапочек из своего « похоронного узелка «

Помню, как в нашу деревню приходил нищий старик Андрюша.  Он  заходил  в каждую избу, и все давали ему милостыню – кто что мог. Зашёл однажды к нам и говорит      моей  старенькой бабушке: - « Ты что, Михайловна, всё ещё живая ходишь? Не пора ли помирать? « А я услышала, испугалась и кричу с печки: - « Сам-то хоть каждый день помирай, а мою бабушку не сманивай! «
А потом мне пришлось жить далеко от родного дома. Бабушка умерла…В один из приездов домой 70-летняя мама затеяла такой разговор:  - « Погляди-ка в моём  шифанере  платья,  да присоветуй, в котором  меня в гроб лучше   снарядить? «  А я фыркнула: - « Перестань! Не хочу даже слышать об этом! «  Мама обиделась. Заплакала.
Потом я одумалась, села рядом на диван, обняла её и говорю: - « Хорошо , примеряй весь свой гардероб! «Мама надевает, а я комментирую: - «Юбка с кофтой не подходит. Шелковое   в весёленький цветочек на свадьбу к внуку наденешь. Ситцевое   на сенокос хорошо подойдёт. А халат хотя и новый, но тоже не годится! Осудят ещё там, что по-домашнему в халате заявилась . « Мама успокоилась и даже посмеялась вместе со мной. В общем, я убедила её, что о смерти думать рано, так как одеть нечего. Дала ей честное слово, что подберу для неё подходящее платье.
После такого  разговора мама прожила ещё более десяти  лет и мы ещё не раз свиделись. Слово своё я сдержала. Не смотря на дальнюю дорогу , я успела попрощаться с ней. Слава Богу, успела, как выразилась мама «к тёплым ногам «. Проводили маму в последний путь в том самом, обещанном мною, платье…
К чему я рассказываю всё это? Просто хочу дать совет: если близкий человек, затронет эту тему, значит, ему это зачем-то надо. А вы будьте психологами, чтобы сообразить, что сказать в ответ. Может человеку важно услышать слова: - « Ведь тебе всего-то 50…60…80…И о смерти рано думать! « А может, действительно,   стоит разумно, спокойно,  без истерик обсудить и закрыть тему. Посоветовать, помочь собрать «заветный узелок». Знаете, когда собираешься в дальнюю дорогу  и уже заказаны в предварительной кассе билеты, то спится спокойнее, если все вещи собраны – упакованы накануне.
Думаю, в определённых обстоятельствах, будет разумно приготовить необходимое к « часу икс « Возможно , это станет неким проявлением любви и заботы к тем кто остаётся…Им  и так хватит скорбных хлопот…
Однажды я обратилась к настоятелю храма Петра и Павла отцу Владимиру, чтобы  узнать , что он думает  по данному  вопросу и очень  благодарна  ему за внимание и понимание. Не берусь пересказать весь разговор, но хочу сказать, что нашему храму очень повезло с батюшкой. Слушая его голос, видя его глаза – ему  веришь. А говорил отец Владимир о том, что, не забывая о материальном, прежде всего надо заботиться о душе . Пока есть возможность прощать, просить прощения, покаяться. Верить, что смерть телесная – не конец, а начало неизведанной, таинственной, другой жизни. А в жизни земной надо быть добрее друг к другу. До конца земного пути заботиться о слабых, больных, пожилых. В память о тех, кто ушёл из жизни надо делать добрые дела вместо пышных похорон. Помощь тем, кому сегодня плохо, станет лучшим памятником, лучшей памятью о ушедших любимых.
Недавно снова смотрела фильм « По семейным обстоятельствам « с множеством комедийных ситуаций, но по сюжету там звучат такие строки:
                - « Нет, не умру я, а стану землёй,
                Стану травою, корнями берёзы.
                Долго не плачьте, друзья надо мной-
                Долгие проводы – лишние слёзы…»
Приготовить кое-что из похоронных принадлежностей можно, но не обязательно. Если хотите использовать церковные атрибуты ( покрывало, свечи, крест ) , то делайте это не ради моды и приобретайте их в храме. Тогда потраченные вами средства, пойдут на благое дело.
Для большинства из нас, крещёных и считающих себя верующими, но воспитанных   далеко  от церкви, вопросы обрядов сложны. Но не стоит обращаться за советами к современным бабушкам, которые, как правило,   сами мало что понимают. Лучше обратиться к хорошей христианской литературе, доступной для понимания человека любого уровня образования. Наверное, каждый найдёт в них своё.
Мой рассказ – это просто мысли вслух, информация к размышлению. С годами такие мысли  неизбежны. Прощаясь , я задала отцу Владимиру ещё один вопрос: - « Кому проще жить и легче умирать? Верующему или атеисту? « Он не ответил. А вы знаете ответ?
«


Рецензии