Тема 6. Поэзия Юрия Кузнецова

Полнометражный кинофильм Красноярской студии, призёр Отечественных и Международных кинофестивалей:   "ПРЕДЧУВСТВИЕ" (1990 год). В фильме звучат стихи Юрия  Кузнецова в авторском чтении:
          https://www.net-film.ru/film-65/


СИМВОЛИЧЕСКИЕ И МЕТАФОРИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В ПОЭЗИИ ЮРИЯ КУЗНЕЦОВА

                Вселенная существует во мне неотделимо.
                Как в шаровом зеркале,
                весь мир
                во мне отображен.

                Р.Л.Бартини  "Цепь"



О себе поэт сказал так: «Свои первые стихи написал в девять лет. И долго писал просто так, не задумываясь, что это такое, и не заметил, когда стихи  стали для меня  всем: и матерью, и отцом, и родиной, и войной, и другом, и подругой, и светом, и тьмой». 

Вот одно из воспоминаний поэта о том времени:

"Мой дед любил выходить по вечерам во двор и смотреть в небо. Он долго глядел на звезды, качал головой и задумчиво произносил: "Мудрёно!"

В этом словце звучала такая полнота созерцания, что его запомнили не только дети, но и внуки. А мне он дал понять, что слово значит больше, чем есть, если им можно объять беспредельное."
 

Поэтическая манера  этого автора ярко самобытна.  Необычная символика, богатство ассоциаций, масштабность  смыслового ряда, энергичный «жест»  - вот лишь некоторые приметы его стихотворной  манеры.  Вокруг творчества  этого поэта шли  подчас предельно острые споры,  но в этом нет ничего удивительного. Из истории литературы хорошо известно, что споры вызывала поначалу работа  многих,   в том числе и самых «бесспорных», на нынешний взгляд авторов. 

Поэзия  его трудна для восприятия,  и не столько из-за особой сложности ее художественного языка, но в силу того, что поэт ставит перед собой исключительно масштабные цели.   Как сказал о Юрии Кузнецове поэт Владимир Скиф: 

Твоему закаленному духу,
Чуть живая, внимает страна.
Твоему абсолютному слуху
Боль грядущего века слышна. 

Читателю, впервые знакомящемуся с творчеством  Юрия  Кузнецова, сразу заметно  стремление этого автора видеть и воплощать мир во всей беспредельности его пространства и  времени.  Поэт говорит:  «Во всех мирах мы живы, но о том забыли, как о веке золотом». 
 
Юрий Поликарпович Кузнецов родился 14 февраля 1941 год на Кубани. Отец поэта, начальник разведки корпуса, погиб в битве за освобождение Севастополя.

Не сняв ремней, он спит на нарах твердых,
На кулаке, что вмят в глубокий сон.
Играет славу год сорок четвертый,
Перебирая клавиши погон.

Из пустоты бежит прожектор криво
И вырывает наугад года.
Я снюсь отцу за два часа до взрыва,
Что станет между нами навсегда.

От той взрывной волны, летящей круто,
Мать вздрогнет в тишине еще не раз.
Вот он встает, идет, еще минута –
Начнется безотцовщина сейчас!

Начнется жизнь насмешливая, злая,
Та жизнь, что не похожа на мечту!..
Не раз, не раз, о помощи взывая,
Огромную услышу пустоту.

Через село, где Юрий Кузнецов жил в раннем детстве, прогремела война. Отрочество поэта прошло в городе Тихорецке,  юность – в Краснодаре.

Был город детства моего  - дыра,
Дыра зеленая и голубая.
И девушка была, как мир, стара –
Красивая и молодая.

Вот стихотворение двадцатилетнего Юрия Кузнецова:
 
Что таиться, - я был из ловких,
Вырвигвоздь и большой нахал.
На автобусных остановках
Я свидания назначал.

Ах, умею я целоваться,
И рукам я волю даю.
Но сберег я свое богатство –
Никому не сказал: люблю.

В период  Карибского кризиса 1962 года, когда мир был на грани ядерной войны, Юрий Кузнецов находился в центре событий, он тогда служил на Кубе.

Я помню ночь с континентальными ракетами,
Когда событием души был каждый шаг,
Когда мы спали, по приказу, нераздетыми
И ужас космоса гремел у нас в ушах.

С тех пор о славе лучше не мечтать
С закушенными изнутри губами,
Забыть о счастье и молчать, молчать -
Иначе не решить воспоминаний.   
 
Вот отрывок еще из одного стихотворения на эту тему:

Слипались ночи, караулами измотаны,
Дымились мы в студеном сердце гроз.
Ракетами сшибали самолеты мы
На высоте  оледенелых звезд.

Но хлынет солнца свежая лавина,
С лица земли сметет лицо войны.
С зеленой веткой в дуле карабина
Покину пальмы неродной страны.

Уйдут, крича, большие теплоходы…
Я буду плакать о семи ветрах,
Где был солдатом армии свободы
В рубашке клетчатой и модных башмаках.
 
Окончив Литературный институт, он остался жить и работать в столице. Стихотворение «К  Москве» написано почти четверть века  назад, но звучит так, будто написано вчера:

Твои воды одеты в гранит,
Поезда бороздят твое лоно.
И зловещие тайны хранит
Пятикнижье стекла и бетона.
Твою душу никто не спасет,
Не гляди на заморские страны,
До твоих непоклонных высот
Доползли мировые туманы.
Ты не веришь сыновьим слезам,
Но готова на крестные муки,
Простирая к врагам, как к друзьям,
Пятикрылые долгие руки.
          
Первая зрелая книга поэта «Во мне  и рядом – даль» вышла в свет  в 74 году, за ней последовали книги «Край света – за первым углом», «Выходя не дорогу, душа оглянулась», «Отпущу свою душу на волю», «Русский узел», «Ни рано, ни поздно», «Душа верна неведомым пределам», и еще много других. Даже по названиям книг можно судить о незаурядности рассуждений поэта, какая ему присуща.
 
Стремление поэта   видеть все, о чем он говорит, перед лицом вечности и безграничности мира, это стремление породила современная эпоха, когда наша планета стала  единым миром и совершившееся в любой точке земли событие, так или иначе, откликается повсюду.

17 ноября 2003  года  Юрий  Поликарпович    Кузнецов, предсказав, как многие поэты,  в стихах свою смерть, отошел в мир иной.

То не сыра земля горит,
Не гул расходится залесьем, -
Поэт с монахом говорит,
А враг качает поднебесьем.
Монах недавно опочил,
Но сумрак, смешанный со светом,
Его в дороге облачил,
И он возник перед поэтом.
Его приветствовал поэт:
Как свят монах? Как живы черти?
- Не очень свят, а живы нет,
Вся жива – сон. Готовься к смерти.

Так начинается последнее произведение Юрия Кузнецова «Поэт и монах», в котором разговор идет о назначении искусства и о смысле творчества в жизни человека.

Тема творчества звучит и в стихах Анатолия Передреева, друга Юрия Кузнецова, который умер много раньше, но его стихотворение «Памяти поэта» звучит эпитафией многим поэтам.

Мы все, как можем, на земле поем,
Но среди всех -  великих было мало…
Твоей душе, тяжелой на подъем,
Их высоты прозрачной не хватало.
Ты заплатил в своем начале дань
Набегу разрушительных глаголов,
И лишь полей нетронутая даль
Тебя спасла от них, как от монголов.
Тебе твой дар простором этим дан,
И ты служил земле его и небу,
И никому в угоду иль потребу
Не бил в пустой и бедный барабан.
Ты помнил тех далеких, но живых,
Ты победил косноязычье мира,
И в наши дни ты поднял лиру их,
Хоть тяжела классическая лира!   

Стихотворение Юрия Кузнецова «Он во сне перешел свой предел» посвящено памяти поэта Анатолия Передреева. 

Он во сне перешел свой предел…
А когда-то от полного чувства
Человека увидеть хотел
На толкучем базаре искусства.
Он легко верил только себе,
Все хватал на лету и смеялся.
- Ты слепая! – сказал он судьбе
И один на распутье остался.
А теперь мы проститься пришли,
Одного перед Богом оставить.
И холодные комья земли
Мы бросаем не скорбную память.
Кто мне скажет, откуда сквозит?
Может быть, у последнего края
Его ангел – хранитель стоит,
Перебитым крылом помавая.
Это он навевает ему
Тишину вековечного слова
И роняет в могильную тьму
Ком холодный от мира иного.
Это падает с неба звезда,
Освящая могилу поэта.
Это знак, что уже навсегда
Он ушел по ту сторону света.

На смерть поэта стихотворением "Ветер перемен" откликнулся великий русский поэт Николай Александрович Зиновьев:

"Светлой памяти Ю.П.Кузнецова.

Сдул страну и не заметил,
Будто пыль стряхнул с колен,
Сильный ветер, злобный ветер,
Жуткий ветер перемен.

По развалинам порыскал
И поспать улёгся в ров;
Чем-то тёплым нас обрызгал
И солёным. Боже, кровь!

Век грядущий дик и мрачен,
Как волчицы старой зев,
Но его мы одурачим,
Раньше срока умерев."


Юрия Кузнецова называли гением метафоры, но он сказал  так: «Я недолго увлекался метафорой и круто повернул к многозначному символу. С помощью символов стал строить свою поэтическую Вселенную».


Чтобы понять, что такое образ в стихотворении, обратимся к простому примеру.  Символический образ паруса в известном стихотворении Лермонтова понятен читателю: речь идет не просто об ищущем бури кораблике, а о драматической человеческой судьбе.

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой,
Что кинул он в краю родном.

Играют волны, ветер свищет
И мачта гнется и скрипит.
Увы, он счастия не ищет
И не от счастия бежит.

Под ним струя, светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой,
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой.

Если попытаться снять, убрать в этом стихотворении символ "парус", то попросту уничтожится лермонтовский поэтический образ и получится вместо него  отвлеченная мысль о противоречивости человеческих устремлений. Понятно, что внешнее и внутреннее  в образе  существуют в неразделимом единстве, образ нерушим.

Простейшая форма  поэтического образа – это аллегория. Так, например,  в басне изображение того или иного животного имеет в виду  черты определенного человека.  В аллегории можно сразу воспринимать выраженный  человеческий характер, мысленно убрав образ, отвлечься от сравнения. 

Метафора, в отличие от аллегории, существует только во взаимодействии сравниваемых явлений,  когда  сопоставляются два явления, скажем, природное и человеческое.  Так же, как  аллегория бывает и в живописи, например, так метафора бывает в кино.  Фильм Андрея Тарковского «Иваново детство», который насквозь метафоричен, это углубленно-психологическое размышление на тему войны и детства, уничтоженного войной. 

В одном из документальных фильмов писатель Виктор Петрович Астафьев в беседе с литературным критиком Валентином Курбатовым говорит об ответственности литературы за то, что происходило в жизни и происходит,  о прямой  ответственности журналиста и  писателя. И высказывает мысль о том, что когда за кусок хлеба даешь об себя  ноги вытирать, это даром не проходит (документальный 10-минутный кинофильм "В начале было"):
   
  https://www.net-film.ru/film-198/
 
 Вот та же мысль, выраженная  метафорически,   в поэме Юрия Кузнецова «Золотая гора», привожу отрывок:

Не подвела его стопа,
Летучая, как дым.
Непосвященная толпа
Восстала перед ним.
Толклись различно у ворот
Певцы своей узды,
И шифровальщики пустот
И общих мест дрозды…

Сухой старик пред ним возник,
Согбенный, как вопрос.
- Чего хватился ты, старик,
Поведай, что стряслось?
Когда-то был мой дух высок
И страстью одержим.
Мне хлеба кинули кусок –
Нагнулся я за ним.
Мое лицо не знает звезд,
Конца и цели – путь.
Мой человеческий вопрос
Тебе не разогнуть.

Поэзия Юрия Кузнецова  требует от читателя особенного духовного напряжения. Я бы сказала даже так, что когда человек находится, в силу каких-то причин,  в жизненных обстоятельствах  весьма напряженных,   тогда он лучше всего и способен понять стихи этого поэта.  Тогда лучше слышна та внутренняя грандиозная музыка   его стихов. Вот начало одного их них. 

Когда все на свете тебе надоест,
Неведомый гул нарастает окрест  -
То сила земная.
Деревья трясутся, и меркнет луна,
И раму выносит крестом из окна,
Поля осеняя.

Земли не касаясь, с звездой наравне
Проносится всадник на белом коне,
А слева и справа
Погибшие рати несутся за ним,
И вороны-волки, и клочья, и дым  -
Вся вечная слава.

Одно из самых известных  ранних стихотворений поэта  называется «Атомная  сказка»:

Эту сказку счастливую слышал
Я уже на теперешний лад.
Как Иванушка во поле вышел
И стрелу запустил наугад.
И пошел в направленье полета
По сребристому следу судьбы,
И попал он к лягушке, в болото,
За три моря от отчей избы.
«Пригодится на правое дело»,-
Положил он лягушку в платок,
Вскрыл ей белое царское тело
И пустил электрический ток.
В долгих муках она умирала,
В каждой жилке стучали века.
И улыбка познанья играла
На счастливом лице дурака.

Поэт стремится прозреть всю драматическую коллизию «природа и человек», и отчетливо видна  в творчестве поэта коллизия «история и человек».

Жизнь и смерть поменялись местами,
Песня та же, погудка нова.
Заколочено небо досками,
На две трети деревня мертва.
Словно вакуум высосал дебри,
Триста верст от Москвы  - глухомань.
Русский гений не снится деревне.
Городская мерещится дрянь.
Диковатые серые лица
В огородах мелькают порой.
 Пыль как будто сама шевелится,
Мглится бездна под каждой пятой.

Вот стихотворение, в котором звучит напоминание, упрёк человеку и надежда.

Не поминай про Стеньку Разина
И про Емельку Пугача,
На то дороженька заказана
И не поставлена свеча.
Была погодушка недоброю:
Ты наломал немало дров
И намахался ты оглоблею
Посереди родных дворов.
Дворов уж нет – одни растения,
Как будто ты в краю чужом
Живешь и мерзость запустения
Разит невиданным козлом.
Куда ты дел мотор, орясина?
Аль снес за четверть первача,
И все поешь про Стеньку Разина
И про Емельку Пугача?
Молчи, душа ты окаянная,
Чтобы когда-нибудь потом
Свеча горела поминальная
Во граде Китеже святом.

Коренное свойство поэзии  Кузнецова – это ее тяготение к эпическому содержанию. И  главной целью является для него воплощение не своего личного голоса, но голосов истории,  народа и  мирового бытия.  Он осознает себя только как исполнителя некой высшей воли. Так же ощущали себя и  другие поэты, о которых мы говорили в прошлых передачах.  Творчество осознается ими не как субъективное достижение некой исключительной личности, но как выпавший им на долю дар «записывать» высшие слова, - дар тяжкий и порой мучительный.

Бывает у русского в жизни
Такая минута, когда
Раздумье его об отчизне
Сияет в душе, как звезда.

Ну как мне тогда не заплакать
На каждый зеленый листок!
Душа, ты рванешься на запад,
А сердце пойдет на восток.

Родные черты узнавая,
Иду от кремлевской стены
К потемкам ливонского края,
К туманам охотской волны.

Прошу у отчизны не хлеба,
А воли и ясного неба.
Идти мне железным путем
И знать, что случится потом.

В  стихотворении «Измена»,  состоящем всего из четырех строк, в полной мере выражается русский мужской характер. 

Что ж!  Я с тобою говорить не стану.
Вернусь домой  и верный нож достану.
И – в стол всажу, и верному ножу
Я про твою измену расскажу.

Благородное чувство лирического героя не допускает собственничества  и мести.   Лирика поэта  необыкновенно сильна и требует от читателя умения вчитываться  в стихи, так же как симфоническая музыка требует умения вслушиваться.

Я в жизни только раз сказал «люблю»,
Сломив гордыню темную свою.
Молчи, молчи… Я повторяю снова
Тебе одной неведомое слово: Люблю, люблю!..
Моя душа так рада
На этом свете снова видеть свет,
Ей так легко, ей ничего не надо,
Ей все равно  -  ты любишь или нет.

             
 ***   
Кого ты ждешь?.. За окнами темно.
Любить случайно женщине дано.
Ты первому, кто в дом войдет к тебе,
Принадлежать решила, как судьбе.

Который день душа ждала ответа.
Но дверь открылась от порыва ветра.

Ты  женщина  -  а это ветер вольности…
Рассеянный в печали и любви,
Одной рукой он гладил твои волосы,
Другой  -  топил на море корабли.

***    
Поманила молодость и скрылась.
Ночь прозрачна, дума тяжела.
И звезда на запад покатилась,
Даль через дорогу перешла.

Не шумите,  редкие деревья,
Ни на этом свете, ни на том.
Не горите млечные  кочевья
И мосты между добром и злом.

Через дом прошла разрыв-дорога,
Купол неба треснул до земли.
На распутье я не вижу бога.
Славу или пыль метет вдали?

Что хочу от сущего пространства?
Что стою среди его стремнин?
Все равно на свете не остаться.
Я пришел и ухожу один.

Прошумели редкие деревья
И на этом свете и на том.
Догорели млечные кочевья
И мосты - между добром и злом.


***      
То не лето красное горит,
Не осенний пламень полыхает –
То любовь со мною говорит,
И душа любви благоухает.

Пролетают где-то стороной
Городские грохоты и шумы.
И стоят в окне передо мной
Все мои желания и думы.

Все они певучи и легки,
Все они цветны и ароматны,
Все они отсюда далеки,
Все передо мной – и невозвратны.

Я уже не знаю, сколько лет
Жизнь моя другую вспоминает.
За окном потусторонний свет
Говорит о том, что смерти нет.
Все живут, никто не умирает.

***      
Закрой себя руками: ненавижу!
Вот бог, а вот Россия. Уходи!
Три дня прошло. Я ничего не слышу
И ничего не вижу впереди.

Зачем? Кого пытался удержать?
Как будто душу прищемило дверью.
Прислала почту – ничему не верю!
Собакам брошу письма  - растерзать!

Я кину дом и молодость сгублю,
Пойду один по родине шататься,
Я вырву губы, чтоб всю жизнь смеяться
Над тем, то говорил тебе:   люблю.

Три дня, три года, тридцать лет судьбы
Когда-нибудь сотрут чужое имя.
Дыханий наших встретятся клубы –
И молния ударит между ними!

Стихотворные   поэмы    Юрия Кузнецова очень необычны. Это и раблезианский гротеск «Похождения Чистякова»,  и поэма о  Великой Отечественной войне  «Сталинградская хроника. Оборона»,   это поэмы «Дом»,  «Змеи на маяке», «Седьмой» и другие.

Как пишет  Вадим Кожинов: «В поэзии Юрия Кузнецова речь идет не об отдельной человеческой жизни (хотя она и может предстать на поверхности образа), но о бытие целого народа или даже человечества. Речь идет не о сегодняшнем дне, а о целостности эпохи или даже всего времени».      

Сажусь на коня вороного –
Проносится тысяча лет. 
Копыт не догонят подковы,
Луна не настигнет рассвет.

Сокрыты святые обеты
Земным и небесным холмом.
Но рваное знамя победы
Я вынес на теле моем.

Я вынес пути и печали,
Чтоб поздние дети могли
Латать им великие дали
И дыры российской земли.

Друг поэта литературный критик Вадим Кожинов отмечает такую особенность: «Чуть ли не в каждой полемической статье выражается недовольство, что Юрий Кузнецов пишет-де  не так, как писал Пушкин  или Тютчев, или Гоголь, или Лермонтов.  Тем самым критики – скорее всего, бессознательно – высказывают свое ощущение масштаба деятельности поэта. И едва ли можно сомневаться в том, что такой масштаб нельзя обрести на ложной, боковой дороге.  Юрий Кузнецов идет, конечно, по стержневому пути отечественной поэзии, творя ее современную историю».


В заключение передачи я приведу слова поэта Арсения Тарковского, которые полностью можно отнести и к творчеству Юрия Кузнецова:   «Знает это художник или не знает, хочет он этого или нет, но если он художник подлинный,  время  -  обобщенное время, эпоха наложит свою печать на его книги, не отпустит его гулять  по свету в одиночку, как и он не отпустит эпоху, накрепко припечатает в своих тетрадях».

В следующей нашей передаче мы будем говорить о творчестве поэта Арсения  Александровича Тарковского,  кинорежиссера  Андрея  Арсеньевича  Тарковского  и поэта и писателя Михаила  Александровича Тарковского.
 
До новой встречи, уважаемые зрители! Всего вам доброго!

https://libverse.ru/kyznecov/poet-i-monah.html  - Стихотворение "Поэт и монах"

http://www.stihi.ru/avtor/yurijkuznetsov   - Стихи Ю.П.Кузнецова

http://proza.ru/2014/07/24/1659    -_ статья о поэте Анатолии Передрееве 

http://forum.rusbeseda.org/index.php?topic=24083.0   

----------------------------------------------------

  https://litrossia.ru/item/5940-oldarchive/ 
----------------------------------------------------
    "ПЕТРАРКА" стихотворение Юрия Кузнецова
 http://proza.ru/diary/semenkova/2018-09-30

СТИХИ.РУ     https://stihi.ru/avtor/yurijkuznetsov
----------------------------------------------------


Рецензии
Спасибо, Любовь Алексеевна! Замечательная поэзия!
Цепляет. Но читать быстро - будет всегда неправильно.
Не хотелось сразу писать отзыв.
Тут надо "смаковать". Этим и хороши - настоящие стихи.

"Ты женщина - а это ветер вольности…
Рассеянный в печали и любви,
Одной рукой он гладил твои волосы,
Другой - топил на море корабли."
-/-/-
"Уйдут, крича, большие теплоходы…
Я буду плакать о семи ветрах,
Где был солдатом армии свободы
В рубашке клетчатой и модных башмаках."
-/-/-
"Зачем? Кого пытался удержать?
Как будто душу прищемило дверью.
Прислала почту – ничему не верю!
Собакам брошу письма - растерзать!"

С уважением,
Сергей

Кандидыч   17.11.2022 10:21     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Автор! Спасибо за прочтение и отзыв!

Да, Вы правы, что читать надо вдумчиво и именно смакуя, перечитывая и невольно запоминая. Поэт гениальный, но мало кому известный, почему-то. Вот и попыталась я о нём рассказать. Отзывы хорошие, слава Богу!

Моя покойная ныне подруга Раиса Терентьевна Сакова, бывало, говаривала, когда кто-то просил прочесть его произведения, что вот, мол, когда что-то захочу прочесть, то предпочитаю перечитать классиков, а только потом то, что похуже. Раиса Терентьевна была литературным критиком, потому так шутила.

Юрия Кузнецова, как классика, уже вполне можно смело предлагать к прочтению!

Когда будет свободное время, можете пройти по ссылкам на фильмы, в работе над которыми я принимала участие. Это - начало 90-г, документальный полнометражный.. Можно и мнение высказать. Думаю, что многое вспомнится, что было в России. И короткометражный фильм (20 мин) - про то, как французы (русские) играют в Россию.

С искренним уважением,

Кузнецова Любовь Алексеевна   17.11.2022 16:23   Заявить о нарушении
В конце 20-минутного моего фильме "Витязи" звучит стихотворение Ю.П.Кузнецова "Солнце Родины смотрит в себя". Фильм о том, как потомки эмигрантов Первой волны играют в Россию.

Кузнецова Любовь Алексеевна   09.12.2022 13:08   Заявить о нарушении
Спасибо, Любовь Алексеевна!
Доброго вечера!:)

Кандидыч   09.12.2022 19:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 23 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.