Тема 6. Поэзия Юрия Кузнецова
https://www.net-film.ru/film-65/
СИМВОЛИЧЕСКИЕ И МЕТАФОРИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В ПОЭЗИИ ЮРИЯ КУЗНЕЦОВА
Вселенная существует во мне неотделимо.
Как в шаровом зеркале,
весь мир
во мне отображен.
Р.Л.Бартини "Цепь"
О себе поэт сказал так: «Свои первые стихи написал в девять лет. И долго писал просто так, не задумываясь, что это такое, и не заметил, когда стихи стали для меня всем: и матерью, и отцом, и родиной, и войной, и другом, и подругой, и светом, и тьмой».
Вот одно из воспоминаний поэта о том времени:
"Мой дед любил выходить по вечерам во двор и смотреть в небо. Он долго глядел на звезды, качал головой и задумчиво произносил: "Мудрёно!"
В этом словце звучала такая полнота созерцания, что его запомнили не только дети, но и внуки. А мне он дал понять, что слово значит больше, чем есть, если им можно объять беспредельное."
Поэтическая манера этого автора ярко самобытна. Необычная символика, богатство ассоциаций, масштабность смыслового ряда, энергичный «жест» - вот лишь некоторые приметы его стихотворной манеры. Вокруг творчества этого поэта шли подчас предельно острые споры, но в этом нет ничего удивительного. Из истории литературы хорошо известно, что споры вызывала поначалу работа многих, в том числе и самых «бесспорных», на нынешний взгляд авторов.
Поэзия его трудна для восприятия, и не столько из-за особой сложности ее художественного языка, но в силу того, что поэт ставит перед собой исключительно масштабные цели. Как сказал о Юрии Кузнецове поэт Владимир Скиф:
Твоему закаленному духу,
Чуть живая, внимает страна.
Твоему абсолютному слуху
Боль грядущего века слышна.
Читателю, впервые знакомящемуся с творчеством Юрия Кузнецова, сразу заметно стремление этого автора видеть и воплощать мир во всей беспредельности его пространства и времени. Поэт говорит: «Во всех мирах мы живы, но о том забыли, как о веке золотом».
Юрий Поликарпович Кузнецов родился 14 февраля 1941 год на Кубани. Отец поэта, начальник разведки корпуса, погиб в битве за освобождение Севастополя.
Не сняв ремней, он спит на нарах твердых,
На кулаке, что вмят в глубокий сон.
Играет славу год сорок четвертый,
Перебирая клавиши погон.
Из пустоты бежит прожектор криво
И вырывает наугад года.
Я снюсь отцу за два часа до взрыва,
Что станет между нами навсегда.
От той взрывной волны, летящей круто,
Мать вздрогнет в тишине еще не раз.
Вот он встает, идет, еще минута –
Начнется безотцовщина сейчас!
Начнется жизнь насмешливая, злая,
Та жизнь, что не похожа на мечту!..
Не раз, не раз, о помощи взывая,
Огромную услышу пустоту.
Через село, где Юрий Кузнецов жил в раннем детстве, прогремела война. Отрочество поэта прошло в городе Тихорецке, юность – в Краснодаре.
Был город детства моего - дыра,
Дыра зеленая и голубая.
И девушка была, как мир, стара –
Красивая и молодая.
Вот стихотворение двадцатилетнего Юрия Кузнецова:
Что таиться, - я был из ловких,
Вырвигвоздь и большой нахал.
На автобусных остановках
Я свидания назначал.
Ах, умею я целоваться,
И рукам я волю даю.
Но сберег я свое богатство –
Никому не сказал: люблю.
В период Карибского кризиса 1962 года, когда мир был на грани ядерной войны, Юрий Кузнецов находился в центре событий, он тогда служил на Кубе.
Я помню ночь с континентальными ракетами,
Когда событием души был каждый шаг,
Когда мы спали, по приказу, нераздетыми
И ужас космоса гремел у нас в ушах.
С тех пор о славе лучше не мечтать
С закушенными изнутри губами,
Забыть о счастье и молчать, молчать -
Иначе не решить воспоминаний.
Вот отрывок еще из одного стихотворения на эту тему:
Слипались ночи, караулами измотаны,
Дымились мы в студеном сердце гроз.
Ракетами сшибали самолеты мы
На высоте оледенелых звезд.
Но хлынет солнца свежая лавина,
С лица земли сметет лицо войны.
С зеленой веткой в дуле карабина
Покину пальмы неродной страны.
Уйдут, крича, большие теплоходы…
Я буду плакать о семи ветрах,
Где был солдатом армии свободы
В рубашке клетчатой и модных башмаках.
Окончив Литературный институт, он остался жить и работать в столице. Стихотворение «К Москве» написано почти четверть века назад, но звучит так, будто написано вчера:
Твои воды одеты в гранит,
Поезда бороздят твое лоно.
И зловещие тайны хранит
Пятикнижье стекла и бетона.
Твою душу никто не спасет,
Не гляди на заморские страны,
До твоих непоклонных высот
Доползли мировые туманы.
Ты не веришь сыновьим слезам,
Но готова на крестные муки,
Простирая к врагам, как к друзьям,
Пятикрылые долгие руки.
Первая зрелая книга поэта «Во мне и рядом – даль» вышла в свет в 74 году, за ней последовали книги «Край света – за первым углом», «Выходя не дорогу, душа оглянулась», «Отпущу свою душу на волю», «Русский узел», «Ни рано, ни поздно», «Душа верна неведомым пределам», и еще много других. Даже по названиям книг можно судить о незаурядности рассуждений поэта, какая ему присуща.
Стремление поэта видеть все, о чем он говорит, перед лицом вечности и безграничности мира, это стремление породила современная эпоха, когда наша планета стала единым миром и совершившееся в любой точке земли событие, так или иначе, откликается повсюду.
17 ноября 2003 года Юрий Поликарпович Кузнецов, предсказав, как многие поэты, в стихах свою смерть, отошел в мир иной.
То не сыра земля горит,
Не гул расходится залесьем, -
Поэт с монахом говорит,
А враг качает поднебесьем.
Монах недавно опочил,
Но сумрак, смешанный со светом,
Его в дороге облачил,
И он возник перед поэтом.
Его приветствовал поэт:
Как свят монах? Как живы черти?
- Не очень свят, а живы нет,
Вся жива – сон. Готовься к смерти.
Так начинается последнее произведение Юрия Кузнецова «Поэт и монах», в котором разговор идет о назначении искусства и о смысле творчества в жизни человека.
Тема творчества звучит и в стихах Анатолия Передреева, друга Юрия Кузнецова, который умер много раньше, но его стихотворение «Памяти поэта» звучит эпитафией многим поэтам.
Мы все, как можем, на земле поем,
Но среди всех - великих было мало…
Твоей душе, тяжелой на подъем,
Их высоты прозрачной не хватало.
Ты заплатил в своем начале дань
Набегу разрушительных глаголов,
И лишь полей нетронутая даль
Тебя спасла от них, как от монголов.
Тебе твой дар простором этим дан,
И ты служил земле его и небу,
И никому в угоду иль потребу
Не бил в пустой и бедный барабан.
Ты помнил тех далеких, но живых,
Ты победил косноязычье мира,
И в наши дни ты поднял лиру их,
Хоть тяжела классическая лира!
Стихотворение Юрия Кузнецова «Он во сне перешел свой предел» посвящено памяти поэта Анатолия Передреева.
Он во сне перешел свой предел…
А когда-то от полного чувства
Человека увидеть хотел
На толкучем базаре искусства.
Он легко верил только себе,
Все хватал на лету и смеялся.
- Ты слепая! – сказал он судьбе
И один на распутье остался.
А теперь мы проститься пришли,
Одного перед Богом оставить.
И холодные комья земли
Мы бросаем не скорбную память.
Кто мне скажет, откуда сквозит?
Может быть, у последнего края
Его ангел – хранитель стоит,
Перебитым крылом помавая.
Это он навевает ему
Тишину вековечного слова
И роняет в могильную тьму
Ком холодный от мира иного.
Это падает с неба звезда,
Освящая могилу поэта.
Это знак, что уже навсегда
Он ушел по ту сторону света.
На смерть поэта стихотворением "Ветер перемен" откликнулся великий русский поэт Николай Александрович Зиновьев:
"Светлой памяти Ю.П.Кузнецова.
Сдул страну и не заметил,
Будто пыль стряхнул с колен,
Сильный ветер, злобный ветер,
Жуткий ветер перемен.
По развалинам порыскал
И поспать улёгся в ров;
Чем-то тёплым нас обрызгал
И солёным. Боже, кровь!
Век грядущий дик и мрачен,
Как волчицы старой зев,
Но его мы одурачим,
Раньше срока умерев."
Юрия Кузнецова называли гением метафоры, но он сказал так: «Я недолго увлекался метафорой и круто повернул к многозначному символу. С помощью символов стал строить свою поэтическую Вселенную».
Чтобы понять, что такое образ в стихотворении, обратимся к простому примеру. Символический образ паруса в известном стихотворении Лермонтова понятен читателю: речь идет не просто об ищущем бури кораблике, а о драматической человеческой судьбе.
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой,
Что кинул он в краю родном.
Играют волны, ветер свищет
И мачта гнется и скрипит.
Увы, он счастия не ищет
И не от счастия бежит.
Под ним струя, светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой,
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой.
Если попытаться снять, убрать в этом стихотворении символ "парус", то попросту уничтожится лермонтовский поэтический образ и получится вместо него отвлеченная мысль о противоречивости человеческих устремлений. Понятно, что внешнее и внутреннее в образе существуют в неразделимом единстве, образ нерушим.
Простейшая форма поэтического образа – это аллегория. Так, например, в басне изображение того или иного животного имеет в виду черты определенного человека. В аллегории можно сразу воспринимать выраженный человеческий характер, мысленно убрав образ, отвлечься от сравнения.
Метафора, в отличие от аллегории, существует только во взаимодействии сравниваемых явлений, когда сопоставляются два явления, скажем, природное и человеческое. Так же, как аллегория бывает и в живописи, например, так метафора бывает в кино. Фильм Андрея Тарковского «Иваново детство», который насквозь метафоричен, это углубленно-психологическое размышление на тему войны и детства, уничтоженного войной.
В одном из документальных фильмов писатель Виктор Петрович Астафьев в беседе с литературным критиком Валентином Курбатовым говорит об ответственности литературы за то, что происходило в жизни и происходит, о прямой ответственности журналиста и писателя. И высказывает мысль о том, что когда за кусок хлеба даешь об себя ноги вытирать, это даром не проходит (документальный 10-минутный кинофильм "В начале было"):
https://www.net-film.ru/film-198/
Вот та же мысль, выраженная метафорически, в поэме Юрия Кузнецова «Золотая гора», привожу отрывок:
Не подвела его стопа,
Летучая, как дым.
Непосвященная толпа
Восстала перед ним.
Толклись различно у ворот
Певцы своей узды,
И шифровальщики пустот
И общих мест дрозды…
Сухой старик пред ним возник,
Согбенный, как вопрос.
- Чего хватился ты, старик,
Поведай, что стряслось?
Когда-то был мой дух высок
И страстью одержим.
Мне хлеба кинули кусок –
Нагнулся я за ним.
Мое лицо не знает звезд,
Конца и цели – путь.
Мой человеческий вопрос
Тебе не разогнуть.
Поэзия Юрия Кузнецова требует от читателя особенного духовного напряжения. Я бы сказала даже так, что когда человек находится, в силу каких-то причин, в жизненных обстоятельствах весьма напряженных, тогда он лучше всего и способен понять стихи этого поэта. Тогда лучше слышна та внутренняя грандиозная музыка его стихов. Вот начало одного их них.
Когда все на свете тебе надоест,
Неведомый гул нарастает окрест -
То сила земная.
Деревья трясутся, и меркнет луна,
И раму выносит крестом из окна,
Поля осеняя.
Земли не касаясь, с звездой наравне
Проносится всадник на белом коне,
А слева и справа
Погибшие рати несутся за ним,
И вороны-волки, и клочья, и дым -
Вся вечная слава.
Одно из самых известных ранних стихотворений поэта называется «Атомная сказка»:
Эту сказку счастливую слышал
Я уже на теперешний лад.
Как Иванушка во поле вышел
И стрелу запустил наугад.
И пошел в направленье полета
По сребристому следу судьбы,
И попал он к лягушке, в болото,
За три моря от отчей избы.
«Пригодится на правое дело»,-
Положил он лягушку в платок,
Вскрыл ей белое царское тело
И пустил электрический ток.
В долгих муках она умирала,
В каждой жилке стучали века.
И улыбка познанья играла
На счастливом лице дурака.
Поэт стремится прозреть всю драматическую коллизию «природа и человек», и отчетливо видна в творчестве поэта коллизия «история и человек».
Жизнь и смерть поменялись местами,
Песня та же, погудка нова.
Заколочено небо досками,
На две трети деревня мертва.
Словно вакуум высосал дебри,
Триста верст от Москвы - глухомань.
Русский гений не снится деревне.
Городская мерещится дрянь.
Диковатые серые лица
В огородах мелькают порой.
Пыль как будто сама шевелится,
Мглится бездна под каждой пятой.
Вот стихотворение, в котором звучит напоминание, упрёк человеку и надежда.
Не поминай про Стеньку Разина
И про Емельку Пугача,
На то дороженька заказана
И не поставлена свеча.
Была погодушка недоброю:
Ты наломал немало дров
И намахался ты оглоблею
Посереди родных дворов.
Дворов уж нет – одни растения,
Как будто ты в краю чужом
Живешь и мерзость запустения
Разит невиданным козлом.
Куда ты дел мотор, орясина?
Аль снес за четверть первача,
И все поешь про Стеньку Разина
И про Емельку Пугача?
Молчи, душа ты окаянная,
Чтобы когда-нибудь потом
Свеча горела поминальная
Во граде Китеже святом.
Коренное свойство поэзии Кузнецова – это ее тяготение к эпическому содержанию. И главной целью является для него воплощение не своего личного голоса, но голосов истории, народа и мирового бытия. Он осознает себя только как исполнителя некой высшей воли. Так же ощущали себя и другие поэты, о которых мы говорили в прошлых передачах. Творчество осознается ими не как субъективное достижение некой исключительной личности, но как выпавший им на долю дар «записывать» высшие слова, - дар тяжкий и порой мучительный.
Бывает у русского в жизни
Такая минута, когда
Раздумье его об отчизне
Сияет в душе, как звезда.
Ну как мне тогда не заплакать
На каждый зеленый листок!
Душа, ты рванешься на запад,
А сердце пойдет на восток.
Родные черты узнавая,
Иду от кремлевской стены
К потемкам ливонского края,
К туманам охотской волны.
Прошу у отчизны не хлеба,
А воли и ясного неба.
Идти мне железным путем
И знать, что случится потом.
В стихотворении «Измена», состоящем всего из четырех строк, в полной мере выражается русский мужской характер.
Что ж! Я с тобою говорить не стану.
Вернусь домой и верный нож достану.
И – в стол всажу, и верному ножу
Я про твою измену расскажу.
Благородное чувство лирического героя не допускает собственничества и мести. Лирика поэта необыкновенно сильна и требует от читателя умения вчитываться в стихи, так же как симфоническая музыка требует умения вслушиваться.
Я в жизни только раз сказал «люблю»,
Сломив гордыню темную свою.
Молчи, молчи… Я повторяю снова
Тебе одной неведомое слово: Люблю, люблю!..
Моя душа так рада
На этом свете снова видеть свет,
Ей так легко, ей ничего не надо,
Ей все равно - ты любишь или нет.
***
Кого ты ждешь?.. За окнами темно.
Любить случайно женщине дано.
Ты первому, кто в дом войдет к тебе,
Принадлежать решила, как судьбе.
Который день душа ждала ответа.
Но дверь открылась от порыва ветра.
Ты женщина - а это ветер вольности…
Рассеянный в печали и любви,
Одной рукой он гладил твои волосы,
Другой - топил на море корабли.
***
Поманила молодость и скрылась.
Ночь прозрачна, дума тяжела.
И звезда на запад покатилась,
Даль через дорогу перешла.
Не шумите, редкие деревья,
Ни на этом свете, ни на том.
Не горите млечные кочевья
И мосты между добром и злом.
Через дом прошла разрыв-дорога,
Купол неба треснул до земли.
На распутье я не вижу бога.
Славу или пыль метет вдали?
Что хочу от сущего пространства?
Что стою среди его стремнин?
Все равно на свете не остаться.
Я пришел и ухожу один.
Прошумели редкие деревья
И на этом свете и на том.
Догорели млечные кочевья
И мосты - между добром и злом.
***
То не лето красное горит,
Не осенний пламень полыхает –
То любовь со мною говорит,
И душа любви благоухает.
Пролетают где-то стороной
Городские грохоты и шумы.
И стоят в окне передо мной
Все мои желания и думы.
Все они певучи и легки,
Все они цветны и ароматны,
Все они отсюда далеки,
Все передо мной – и невозвратны.
Я уже не знаю, сколько лет
Жизнь моя другую вспоминает.
За окном потусторонний свет
Говорит о том, что смерти нет.
Все живут, никто не умирает.
***
Закрой себя руками: ненавижу!
Вот бог, а вот Россия. Уходи!
Три дня прошло. Я ничего не слышу
И ничего не вижу впереди.
Зачем? Кого пытался удержать?
Как будто душу прищемило дверью.
Прислала почту – ничему не верю!
Собакам брошу письма - растерзать!
Я кину дом и молодость сгублю,
Пойду один по родине шататься,
Я вырву губы, чтоб всю жизнь смеяться
Над тем, то говорил тебе: люблю.
Три дня, три года, тридцать лет судьбы
Когда-нибудь сотрут чужое имя.
Дыханий наших встретятся клубы –
И молния ударит между ними!
Стихотворные поэмы Юрия Кузнецова очень необычны. Это и раблезианский гротеск «Похождения Чистякова», и поэма о Великой Отечественной войне «Сталинградская хроника. Оборона», это поэмы «Дом», «Змеи на маяке», «Седьмой» и другие.
Как пишет Вадим Кожинов: «В поэзии Юрия Кузнецова речь идет не об отдельной человеческой жизни (хотя она и может предстать на поверхности образа), но о бытие целого народа или даже человечества. Речь идет не о сегодняшнем дне, а о целостности эпохи или даже всего времени».
Сажусь на коня вороного –
Проносится тысяча лет.
Копыт не догонят подковы,
Луна не настигнет рассвет.
Сокрыты святые обеты
Земным и небесным холмом.
Но рваное знамя победы
Я вынес на теле моем.
Я вынес пути и печали,
Чтоб поздние дети могли
Латать им великие дали
И дыры российской земли.
Друг поэта литературный критик Вадим Кожинов отмечает такую особенность: «Чуть ли не в каждой полемической статье выражается недовольство, что Юрий Кузнецов пишет-де не так, как писал Пушкин или Тютчев, или Гоголь, или Лермонтов. Тем самым критики – скорее всего, бессознательно – высказывают свое ощущение масштаба деятельности поэта. И едва ли можно сомневаться в том, что такой масштаб нельзя обрести на ложной, боковой дороге. Юрий Кузнецов идет, конечно, по стержневому пути отечественной поэзии, творя ее современную историю».
В заключение передачи я приведу слова поэта Арсения Тарковского, которые полностью можно отнести и к творчеству Юрия Кузнецова: «Знает это художник или не знает, хочет он этого или нет, но если он художник подлинный, время - обобщенное время, эпоха наложит свою печать на его книги, не отпустит его гулять по свету в одиночку, как и он не отпустит эпоху, накрепко припечатает в своих тетрадях».
В следующей нашей передаче мы будем говорить о творчестве поэта Арсения Александровича Тарковского, кинорежиссера Андрея Арсеньевича Тарковского и поэта и писателя Михаила Александровича Тарковского.
До новой встречи, уважаемые зрители! Всего вам доброго!
https://libverse.ru/kyznecov/poet-i-monah.html - Стихотворение "Поэт и монах"
http://www.stihi.ru/avtor/yurijkuznetsov - Стихи Ю.П.Кузнецова
http://proza.ru/2014/07/24/1659 -_ статья о поэте Анатолии Передрееве
http://forum.rusbeseda.org/index.php?topic=24083.0
----------------------------------------------------
https://litrossia.ru/item/5940-oldarchive/
----------------------------------------------------
"ПЕТРАРКА" стихотворение Юрия Кузнецова
http://proza.ru/diary/semenkova/2018-09-30
СТИХИ.РУ https://stihi.ru/avtor/yurijkuznetsov
----------------------------------------------------
Свидетельство о публикации №213050401328
Цепляет. Но читать быстро - будет всегда неправильно.
Не хотелось сразу писать отзыв.
Тут надо "смаковать". Этим и хороши - настоящие стихи.
"Ты женщина - а это ветер вольности…
Рассеянный в печали и любви,
Одной рукой он гладил твои волосы,
Другой - топил на море корабли."
-/-/-
"Уйдут, крича, большие теплоходы…
Я буду плакать о семи ветрах,
Где был солдатом армии свободы
В рубашке клетчатой и модных башмаках."
-/-/-
"Зачем? Кого пытался удержать?
Как будто душу прищемило дверью.
Прислала почту – ничему не верю!
Собакам брошу письма - растерзать!"
С уважением,
Сергей
Кандидыч 17.11.2022 10:21 Заявить о нарушении
Да, Вы правы, что читать надо вдумчиво и именно смакуя, перечитывая и невольно запоминая. Поэт гениальный, но мало кому известный, почему-то. Вот и попыталась я о нём рассказать. Отзывы хорошие, слава Богу!
Моя покойная ныне подруга Раиса Терентьевна Сакова, бывало, говаривала, когда кто-то просил прочесть его произведения, что вот, мол, когда что-то захочу прочесть, то предпочитаю перечитать классиков, а только потом то, что похуже. Раиса Терентьевна была литературным критиком, потому так шутила.
Юрия Кузнецова, как классика, уже вполне можно смело предлагать к прочтению!
Когда будет свободное время, можете пройти по ссылкам на фильмы, в работе над которыми я принимала участие. Это - начало 90-г, документальный полнометражный.. Можно и мнение высказать. Думаю, что многое вспомнится, что было в России. И короткометражный фильм (20 мин) - про то, как французы (русские) играют в Россию.
С искренним уважением,
Кузнецова Любовь Алексеевна 17.11.2022 16:23 Заявить о нарушении
Кузнецова Любовь Алексеевна 07.12.2022 15:59 Заявить о нарушении
Кузнецова Любовь Алексеевна 09.12.2022 13:08 Заявить о нарушении