Хороший Человек

На человеке были надеты желто-зеленые драные брюки из материи, напоминавшей кожицу подгнившего яблока. Еще он носил болотный, в тон брюкам, свитер. Одежда всегда грязная – значит, некому было стирать ее. У хорошего человека не было бабушки, хотя мама, кажется, была.

Когда Бобби показал Доброго Человека сестре, она завизжала,  а потом начала реветь. Пришлось долго уговаривать, чтобы не рассказала маме. Бобби казалось, что мама рассердится, если они будут часто ходить к Доброму Человеку. Она, правда, носила его, маленького, на цепочке, и в прихожей висела картина. Но там Добрый Человек был красивым и смотрел строго.

В жизни Добрый Человек красивым не был. Это испугало Аманду и, наверное, испугало бы  маму. С его черепа сползла почти вся кожа, а на месте глаз остались черные дырки.

- А чего ты ожидала? - спросил у сестры Бобби. - Он же умер. А мертвые разлагаются.

- Неправда, - Мэнди шмыгнула носом и отвернулась. - В книжке написано, что он воскрес.
 
- Ну... это было давно. Потом он, наверное, снова умер.

Мама говорила, что нельзя судить по внешности. Мэнди, однако, только этим и занималась. Однажды к ним на участок залез одноглазый кот. Он любил играть, часто терся о ноги и мурчал сладко-сладко. И никогда не царапал и не кусал. Но Мэнди воротила от него нос, а потом рассказала маме, чтобы та прогнала кота. Она вообще была той еще ябедой.

Но Добрый Человек не хотел, чтобы Бобби прятал его от сестры. Хотя Бобби сто раз сказал, что ей все равно не понравится такой урод.

Кто был красив, так это Плохой Человек. Он носил длинное бежевое пальто, костюм и иногда черные очки, как в кино. Мэнди говорила, что он "элегантный". Бобби не нравилось это слово. От него веяло каким-то квадратным запахом. Не противным, не мерзким -  ничего связанное с Плохим Человеком не было противным или мерзким, - а именно квадратным.

Плохой Человек нравился Мэнди и нравился маме. Маме, пожалуй, он нравился очень сильно.  А Мэнди любила его потому, что он часто приносил ей подарки. Бобби тоже приносил, но ему не нужны были эти дурацкие квадратные подачки. А Мэнди велась.

- Вот увидишь: скоро она захочет сделать его нашим новым папой, - заметил однажды Бобби.

Мэнди будто было все равно.

- Ну и хорошо.

Аманде исполнилось два года, когда папа умер. Конечно, она не помнила, что с нее возьмешь? Все связанное с папой хранилось только в памяти Бобби. Он берег это, как Бен Гилрой берег огромную ракушку с крапинками и моллюском внутри с побережья Атлантики. Бен закопал ее где-то на пустыре и никому о ней не рассказывал. Бобби тоже не говорил о своих воспоминаниях. Они были только его, и Бобби пересматривал их, закрыв глаза: папа приходит домой, смеется, обнимает Бобби, подбрасывает в воздух... Никакие подарки Плохого Человека не могли заменить этих подбрасываний в воздух. Даже сто тысяч миллионов игрушечных машинок не смогли бы заменить их.

- Ничего хорошего. Он же с нами все время жить будет! И есть с нами, и вечно отпускать свои дурацкие шуточки. И духами вонять.

- Не будь эгоистом, - Аманда сморщила носик. Она часто таскала у мамы журналы и говорила вычитанными оттуда странными словами. - Видел, как мама радуется, когда он приходит? А так она всегда будет счастлива.

- Ну да. Только ты сама думаешь не о маме, а о себе. Тебе нравится, что он приносит подарки.

Мэнди покраснела.

- Ну, и это тоже, - сказала она, помолчав.

Однажды Бобби стало досадно. Почему Добрый Человек не подарит Мэнди куклу? Может, тогда бы она его полюбила.

- У меня нет денег, - просто ответил Человек.

Бобби смутился. Ну да. Нет денег. Надо было догадаться, ведь Добрый Человек сам в лохмотьях.

- А ты не можешь создать куклу? Смастерить там...

- Могу, - сказал он. - Но твоей сестре не нравятся такие куклы.

Мэнди всегда таращилась на розовых Барби с глупыми лицами, которые стояли в витринах вместе с лошадками, домиками и такими же глупыми Кенами. Добрый Человек никогда не стал бы делать подобную ерунду. Он творил чудеса, а не пластмассовых людей.

Впервые он сотворил чудо, когда Бобби нашел воробья со сломанным крылом. Тот был такой крохой, пищал что-то тихо-тихо. Бобби искал, где бы его спрятать, чтобы не сожрали кошки или кто еще, и решил принести к Хорошему Человеку. И как только он положил воробушка на землю рядом, крыло зажило, и птица взлетела в воздух.

Бобби очень хотел, чтобы Мэнди или Бен Гилрой увидели хотя бы одно из чудес Хорошего Человека. Но когда они приходили, Человек только вертелся на месте и напоминал скорее старое чучело, чем того, кто может творить чудеса. В таких случаях оба кривили лица и Мэнди убегала, а Бен тянул Бобби за руку и звал играть.

- Ну и почему ты опять ничего не делал? - ворчал после этого Бобби.

- А разве они хотели, чтобы я что-то сделал?

- Конечно, хотели! Я их для того и позвал, чтобы ты показал фокусы, - сказал Бобби и прикусил язык. Добрый Человек не любил слово "фокусы". Вот и теперь обиделся.

- Я фокусы не показываю. Этим занимается твой новый папа. И другие, похожие на него.

- Плохие люди, - пробормотал Бобби.

- Называй как хочешь. Но я бы не сказал, что они плохие. Просто хотят, чтобы их любили. И поэтому показывают фокусы. А тем, кто смотрит, не нужны чудеса: довольно фокусов.

Бобби не всегда понимал Доброго Человека. Вот и сейчас ему казалось, что тот умничает.

- Если я буду, как они, то увлекусь фокусами и забуду про чудеса. Ты же этого не хочешь, правда?

Бобби замотал головой. Нет уж, пусть лучше он будет единственным другом Хорошего Человека, чем тот станет похож на Плохого.

Доброго Человека никогда нельзя было заставить творить чудеса. Он был еще той капризой, хотя говорил, что смиренник. Но когда Бобби расшиб себе коленку, помогать не захотел.

- Ну больно же, - хныкал Бобби.

- Сам виноват. Иди к маме, пусть намажет коленку йодом.

- Она заругается, - Бобби надулся и решил никому ничего не говорить. Через пару дней ссадина сама прошла. Вот и гадай: помог в конце концов Добрый Человек или нет. Бобби думал, что таки свредничал.

Но в серьезных случаях Добрый Человек всегда помогал и вообще был хорошим другом. Когда Плохой Человек поселился у них, Добрый терпеливо выслушивал жалобы Бобби. И о том, что мама проводит с ними меньше времени, и о том, что даже сестра уже не так рада, потому что как только новый папа стал жить с мамой, подарки закончились.

- Тебе не надоело меня слушать? - поинтересовался Бобби. - Я-то думал, ты скажешь что-то типа: хватит ныть, не думай о себе, главное, что твоя мама счастлива.

Добрый Человек клацнул почти отвалившейся челюстью.

- Ты и сам знаешь. Твоя мама не счастлива.

Бобби грустно вздохнул.
 
Когда Плохой Человек в первый раз ударил маму, Бобби прибежал на пустырь в слезах. Мама сказала, что ударилась о дверной косяк, но Бобби сразу все понял. С первого взгляда. И когда увидел Доброго Человека, понял... что и он понял.

- Надо избавиться от него, - всхлипывал Бобби, уткнувшись в желтую штанину Доброго Человека. Тот что-то невнятно проскрипел. Подняв глаза, Бобби увидел Аманду. Она неуверенно приближалась к ним, на лице был написан страх. Но когда до Доброго Человека оставалось три-четыре шага, она подбежала и обняла Бобби.

Они сидели так, пока не стемнело, и Добрый Человек сказал:

- Ничего не бойтесь. Он не тронет теперь ни вашу маму, ни вас.

С того дня Бобби не видел Плохого Человека. Он не знал, что с ним произошло, и знать не хотел.

Бобби думал, что Аманда теперь подружится с Добрым Человеком, но она и думать о нем забыла, словно вовсе не он помог. 

Зато вскоре к ним в школу пришла Миранда Стил.

Это была худенькая, светловолосая девочка с веснушками на все лицо. Ее папа тоже умер на войне. И Бобби вдруг понял, что Миранде он бы смог рассказать. То, что не рассказывал никому, даже Бену, что хранил, как ракушку с моллюском.

И знал, что Добрый Человек ей понравится. Так и вышло: они стали приходить на пустырь вдвоем и слушать его истории. Иногда, когда Добрый Человек говорил о грустном, Миранда плакала, утыкаясь Бобби в плечо. А он утешал ее, чувствуя себя героем.

После школы они часто гуляли вместе. Сначала Миранда рассказывала про своего папу, а Бобби - про своего. Потом они стали говорить о Добром Человеке или просто болтать обо всем. Бобби не хотелось с ней расставаться, но Миранда всегда говорила, что мама ждет ее к шести часам. Тогда они доходили до ее дома и разговаривали еще какое-то время.

И однажды, когда Миранда уже собиралась идти в дом, Бобби захотелось ее поцеловать. Он собрался с духом и чмокнул ее в щеку. Миранда сначала застыла как камень, а затем смущенно отстранилась.

- Не делай так больше, - попросила она.

- Почему?

Он не так это себе представлял. Миранда опустила глаза.

- Ну... ты мне не нравишься. То есть нет, - спохватилась она, - ты мне нравишься, очень! Но... не ТАК, понимаешь?

Бобби сглотнул.

- А тебе кто-нибудь... нравится... так? - спросил и понял, что не хочет слышать.

Миранда кивнула.

- И кто же?

Она покраснела.

- Бен Гилрой.

Жить теперь не хотелось. Бобби пришел к Доброму Человеку и плюхнулся рядом с ним на землю.

Он должен понять. На этот раз он не виноват, но все равно дико больно. Значит, Добрый
Человек поможет. Насколько понимал его правила Бобби.

- Я хочу, чтобы она влюбилась в меня.

Добрый Человек помолчал.

- Я не могу ее заставить, - сказал он наконец.

От его слов внутренности словно обожгло кипятком. Вот теперь точно все.

- Почему? Ты не в силах?

- Не в этом дело. Вот представь, я заставлю тебя полюбить, ну, например... Бекки Нил.

- Она же уродина! - фыркнул Бобби. - Это что, значит, по-твоему, я урод?!

- Я этого не говорил, - спокойно ответил он. - И Бекки вовсе не уродина, просто ты так считаешь, потому что она тебе не нравится.

- Значит, Миранда считает меня уродом, - мрачно пробормотал Бобби. - Круто. Спасибо, очень помог.

Он поднялся и зашагал к дому. В первый раз чувствовал, что Добрый Человек подвел его.

На следующий день пришел еще раз.

- Я понимаю, ты не хочешь ее заставлять, потому что неприятно, когда тебя заставляют, но... Ты сказал, я считаю Бекки уродиной, потому что она мне не нравится. Значит, если бы я нравился Миранде, она бы считала меня красивым, и ей бы не было противно, ну... встречаться со мной?

Добрый Человек заскрипел. Он часто так делал последнее время, будто откашливался.

- Да, ей было бы вполне приятно. Она была бы счастлива.

- Так в чем дело-то?!

Добрый Человек устало вздохнул, и Бобби услышал, как хрустнуло его ребро.

- Опять же - пример с Бекки Нил. Если бы я тебя заставил влюбиться в нее, и ты считал бы ее красавицей и был счастлив... Тебе бы понравилось?

- Нет, - раздраженно ответил Бобби. - Блин, ну это потому что я буду знать, что ты меня заставил! Ты все попутал.

- Скорее это ты все попутал, Боб.

Бобби вздрогнул. Он и сам не заметил, как стал из Бобби Бобом. И не знал, нравится ему это или нет. Хотя после истории с Мирандой стал чувствовать себя гораздо старше.

После этого долго не приходил на пустырь. Пусть Добрый Человек торчит там один, раз даже не может помочь.

Миранда стала встречаться с Беном. Они постоянно ходили, держась за руки, и она позволяла ему целовать себя. Не только в щеку. А Бобби хотелось врезать обоим.

- Что ты на ней зациклился? - спросила Мэнди. - Найди себе другую девушку. Их же полно вокруг.

Сестра начала гулять с мальчиками с тех пор, как ей исполнилось двенадцать. Она не выходила из дома, не накрасив глаза и губы, и осветляла волосы до того оттенка, что был у Миранды. Бобби не сказал бы, что Мэнди очень красива, но от парней все равно не было отбоя. Каждый раз она улыбалась и говорила, что в этот раз все серьезно, а через три недели появлялся кто-то другой. У одного из них была машина. Аманда была в восторге, и этот парень продержался рекордные пять недель.

- Мне другие не нужны, - сказал Бобби и слукавил. Его вообще-то бесило, что сестра младше, но у нее уже все было. - Ну даже если, как я ее найду? В магазине куплю, что ли?

Мэнди серьезно посмотрела на него.

- Почти. Любого человека можно купить. Тем более девушку.

- Добрый Человек говорил другое, - сказал Бобби и прикусил язык. Аманда расхохоталась.

- Да забудь ты уже про свое чучело! Оно только мозги пудрить умеет. Слушай меня, и все будет.

Бобби послушал и записался в футбольную команду. Было здорово, на самом деле. Не только из-за девчонок: из-за друзей, командного духа. Из-за тренера. Иногда он напоминал Бобби Доброго Человека. Особенно когда говорил что-то, чтобы воодушевить.

Но и девчонки были, в основном из команды болельщиц. Одна из них прицепилась к Бобби. Он так же демонстративно брал ее за руку и целовал, обычно когда неподалеку была Миранда. Но той, кажется, было совсем плевать.

- Если ты не можешь заставить ее полюбить меня, заставь меня разлюбить.

Добрый Человек снова хрустнул ребром.

- Неужели я многого прошу? - Бобби откупорил вторую бутылку. Появилась дурацкая мысль предложить Доброму Человеку пива. Ха-а, у него все равно все наружу выльется.

- Да, многого. Ты потом пожалеешь, что попросил.

- Тебе-то откуда знать?

- Знаю. Одному человеку я уже велел разлюбить, и он перестал чувствовать вовсе.

- И кто же это был?

- Твоя мать.

Бобби чуть не поперхнулся.

- Что-о? И в кого же она была влюблена?

- В твоего отца.

- Что за... - Бобби никогда не думал, что мама могла ходить к Доброму Человеку. Что она даже знала о нем. - Но они же поженились, и у них были мы, и...

- Да, а потом он погиб. И она плакала каждую ночь, так, что сердце разрывалось. И она пришла ко мне. Хотела, чтоб стало легче.

- Но это несправедливо! - Бобби пнул огромный камень. - Она его предала!

- Но ей стало легче. А потом - помнишь, что случилось? Она вышла замуж за Плохого Человека.

- И все стало еще хуже, - пробормотал Бобби.

- Именно. Знаешь, заставить разлюбить, это... как убить кого-то. Задушить. Чувства ведь как люди - рождаются, вырастают, потом слабеют и умирают.

- Понятно, - Бобби бросил бутылку на землю. - Ты мне опять не поможешь.

- Никто не может решать, когда кому умереть. Только Бог.

- Что? - Бобби уже шагал прочь, но остановился, не веря своим ушам. - А ты разве не...

- Я? - Добрый Человек расхохотался, клацая челюстями. - Я просто забытое чучело.

И в этот момент Бобби будто увидел его новыми глазами.

До чего же жалок. Висит на пустыре, в каких-то лохмотьях, друг всего один. И того разочаровывает. Что толку, что умеет лечить воробьев? Его только на это и хватает. Говорит, что не занимается фокусами, а на самом деле - только это и может. Мог бы получить весь мир, но вместо того философствует о пустом. И даже доброе дело не может довести до конца, чтобы все стало хорошо.

А он верил, будто Добрый Человек что-то может. Бобби сплюнул  на землю.

- Знаешь, я порой думаю, что моя сестра была в пять лет умнее, чем я все эти годы.

Добрый Человек ничего не ответил. Его крест заскрипел под дуновением ветра.


Рецензии
Неординарный рассказ. Хорошая современная профессиональная проза. Издать!

С наилучшими пожеланиями,

Полина Ладная   31.07.2013 13:24     Заявить о нарушении
Спасибо большое)

Ольга Яркова   31.07.2013 18:43   Заявить о нарушении
Еще бы найти, где издать))

Ольга Яркова   31.07.2013 22:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.