Работа

РАБОТА

   Не закончив учебу в школе, я устроился работать на завод, точнее отец меня определил в механосборочный цех завода, на котором в то время он работал сам. Сначала я был учеником слесаря механика у одного очень хорошего человека и классного специалиста, звали которого Тимофеич. Мне он привил навыки, необходимые для овладения этой специальностью. Члены бригады, в которую я попал учеником, была дружным коллективом, которые тоже многому меня научили. После сдачи экзамена на разряд, я стал работать самостоятельно. Мне очень нравилась работа слесаря-механика по сборке сложных радиотехнических систем.
В это время у меня уже был второй взрослый спортивный разряд по боксу. В нашем цехе был мужчина, увлекающийся боксом, перворазрядник Дмитрий. В обеденный перерыв мы с ним выскакивали на улицу, надевали тренировочные костюмы, делали разминку и боксировали. Было очень приятно с ним это делать, Дмитрий никогда не “рубился” т.е. работал корректно, не вкладывая в удар всю силу, таким образом, мы отрабатывали  технические  приемы  и  от  этого  получали удовольствие. После тренировки мы растирались влажными полотенцами и к концу обеденного перерыва готовы были приступать к работе. Так продолжалось почти ежедневно, за исключением дождливых дней или зимней погоды.
Трудовой коллектив оказал большую положительную роль в становлении меня, как работника и как человека, которому предстоит впереди прожить долгую жизнь. Уважительное отношение коллектива в целом и всех рабочих и служащих в частности оставили у меня в памяти наилучшие воспоминания. С благодарностью вспоминаю Николая Чернышева, с которым мы длительное время работали в паре. Владимира Данилова, во время работы с которым мы понимали друг друга без слов, достаточно было кивка головы или другого какого жеста и дальнейшие действия были понятны. Особенно хочется сказать про моих товарищей, с которыми мы были дружны. Это Слава Иванов, Гена Гостев, а также  два брата – Владимир и Анатолий Гусевы, вместе мы всегда ходили на праздничные демонстрации, турпоходы за город, в кино, ну и конечно, отмечали праздники.
   Роль коллектива трудно переоценить в становлении личности, это было основным воспитующим звеном молодежи, поэтому сейчас, когда не стало детских и молодежных организаций, воздействовать на поведение юношества стало большой проблемой.
В этот период моей жизни меня удивляет отношение к работе моих товарищей по труду. Работали добросовестно, качественно с большой отдачей, да и работать было интересно, все-таки работали на оборонную промышленность, изготавливали сложнейшие радио технические системы, где требовалась большая точность при создании изделий. Этому способствовала система организации труда на производстве, способы контроля над качеством и производительностью труда. Несмотря на то, что в нашем цехе производство было единичным (штучным) или мало серийным, труд был так организован, что на каждую выполняемую работу выдавался отдельный наряд, в котором было указано время на подготовительную и заключительную часть работы. За это время, указанное в наряде, нужно было подготовить рабочее место, разложить инструмент, ознакомиться с чертежами и другими технологическими документами и приступить к выполнению задания. После окончания работы давалось время на уборку инструмента, приведения в порядок рабочего места, чтобы приступить к выполнению новой работы. Сам процесс выполнения работы был регламентирован временем по изготовлению изделия и, в зависимости от сложности работы, т.е. разрядности, была определена стоимость работы. Работа, как правило, была сдельная и поэтому норма заработка ограничивалась не строго и, при желании и возможности, можно было иметь приличные заработки.
   Такой вид организации труда давал возможность росту производительности работы за счет совершенствования мастерства рабочих, учета и нормирования выполнения работы с неизменным высоким качеством. Я считаю, что именно к этому времени были заложены основы нашей военной промышленности, высочайшие технологии разработки и производства военной техники.
   После того, как произошло отклонение от этих принципов организации труда, началось деградирование в области применения научных методов организации труда и трудовых отношений. Начало этому было положено новой “научной” организацией труда, начатой по указанию Н.С.Хрущова, когда работать начали на единый наряд, т.е. все работы, по мере их выполнения записывались в этот единый наряд, а в конце месяца проводилась расценка выполненной работы. При этом производилась занижение или завышение нормы за выполненную работу, т.е. появилась возможность бесконтрольной приписки заработной платы за счет выполнения других работ. Это положило начало всеобщего обвала нашей экономики, когда работать стало неинтересно, когда порой бездельники, получали необоснованные заработки, т.е. нарушился баланс в производстве между производительностью труда и его оплаты.
Во все эти экономические вопросы мне не хотелось глубоко вдаваться, т.к. я воспроизвожу личные впечатления начального периода моей трудовой деятельности.
   Особо следует отметить взаимоотношение между участниками трудовых отношений. Более опытные товарищи всегда оказывали помощь и содействие в освоении профессии. Была настоящая взаимовыручка у сотрудников в коллективе, и поэтому работать в таком коллективе было радостью.


Рецензии