310 лет истории поколений рода Берёзкиных. Сочинен

                Предисловие автора.

18.02.1985г.     г.Тамбов

             "...мысль описать свою жизнь, своих близких и то, что окружало меня на протяжении пока что 43 лет (сорока трёх), давно не давала мне покоя. Лист чистой бумаги и то, что когда-то мои дети, быть может, будут читать эти записи при моей жизни или, когда меня уже не будет, - не то , что пугала, но постоянно оттягивала момент начала этой работы. Я не собираюсь писать мемуары. Жизнь моя , можно сказать, обыденна и проста, хотя было немало и интересных событий и моментов, порой весьма поучительных. Попытки "взяться за перо" имели место ещё с детских лет. Вначале это были... "

    Это страничка  из моего  дневника, датированная  1985 годом. В Юности, я, иногда, делал для себя короткие записи о каких-то событиях. Но потом, спустя годы, почти все уничтожил, не найдя в них, на тот момент, какой-либо надобности. По происшествии  многих лет, я опять возобновил свои письменные наброски. Правда, делал я это не регулярно, по настроению, порой,  раз в несколько лет.  Тем не менее, они позволили мне, при написании книги,  более точно  восстановить в памяти   минувшие времена.
  Трудно сказать, что, конкретно, повлияло на то, чтобы я "взялся за перо". В голове крутились, конечно,  разные мысли. Но вот какого-то плана, предстоящей  работы,  долго составить  не удавалось. Надо было вначале
               
                2

  определиться с жанром сочинения, чтобы потом придерживаться   каких-то литературных канонов. Сказывалось и отсутствие опыта, и  даже   азов литературного сочинительства. Это побудило  меня, предварительно, заняться, хотя бы минимально,  самообразованием. Благо, в наше время есть Интернет. Но наивно полагать, что можно самостоятельно,  эпизодическими наскоками, обзавестись знаниями, которые люди получают в институтах и университетах за 5-6 лет учёбы. Да, и то не все из них становятся писателями.  Не ставил себе такой цели и я. Поэтому  избрал жанр, который позволял мне минимизировать огрехи, связанные с отсутствием опыта и фундаментального образования. Как-то,  само по себе,  всплыло в памяти название – Эссе.  Где-то, я уже встречал такие литературные произведения. Покопавшись в Интернете,  выяснил, что в переводе с французского языка оно означает „попытка, проба, очерк“. “Краткая литературная энциклопедия“ уточняет, что эссе – это прозаическое сочинение небольшого объёма, трактующее частную тему и представляющее попытку передать впечатления и соображения автора, так или иначе, с нею связанные. Может, всё написанное мною, и не совсем укладывается в данный жанр, прежде всего по объёму, но по структуре, я считаю, подходит.  Потому что я описываю факты, события, жизненные ситуации и излагаю собственные воззрения и рассуждения по ним. Если же исключить все иллюстрации, то оно будет соответствовать и по объёму.  Но без фотографий  книга получилась бы  несколько суховатой…
     Моё сочинение разделено на 3 самостоятельных части, которые  связаны между собой основной темой – это  рассказ о поколениях рода Берёзкиных.
   Первая часть - посвящена историческим изысканиям корней моих предков и составлению родовой цепочки.
   Вторая часть - повествует о моих родителях, их семейной жизни. Здесь же начинается и моя биография.
   Третья часть,  продолжая  биографическую содержательность,  рассказывает о моей семье и близких  мне людях.

 В своей книге я публикую некоторые сохранившиеся письма. Они красноречивее всяческих   документов. Потому что человек, их писавший, не думал об их будущей исторической принадлежности. Они - сиюминутные отражения времени, душевного состояния, откровенных признаний. Письма содержат, порой,  такие достоверные факты, которые не всегда найдёшь в архивных  документах. Они не редактированы. Часто написаны в спешке, с ошибками и, как говорится, на одном дыхании. Они искренни, поэтому и ценны.

   В процессе неоднократного редактирования я вносил многочисленные поправки,   добавлял новые сведения по отдельным описываемым событиям. После вёрстки, вставки фотографий и других иллюстраций, всякое изменение в тексте давалось с большими сложностями, так как приходилось,
               
                3


фактически, по новой верстать целую часть книги.  И на каком-то этапе я понял, что этот процесс  может продолжаться  до  бесконечности, что пора остановиться.  Что я и сделал. Но неудовлетворённость  написанным, тем не менее, осталась...

  Поскольку я наметил составить цепочку своей родословной,  уходящей в глубь веков, то не мог не коснуться  хронологии некоторых исторических событий. По ходу повествования, я  цитирую разъяснения социальной терминологии  того времени. Я так же публикую некоторые найденные архивные документы, разъясняющие или подтверждающие те или иные действия и поступки моих предков. Мною использованы  выдержки  из научных трудов отдельных авторов и энциклопедий. Здесь же я порассуждал о социальном происхождении предков. Этот  вопрос окончательно,  пока не уточнён. Но то, что наши пращуры не из простых пашенных крестьян, а, как минимум, из однодворцев, факт документально установленный.

  Раздел, относящийся к первой части книги, если его исследованием заняться основательно,  можно ещё неоднократно пополнять и видоизменять. Он был для меня наиболее интересен для изучения, потому что, практически, не известен. Поиск исторических предков я бы сравнил с поиском клада. Тот же азарт, та же неизведанность и необъяснимый трепет при виде долгожданной находки.  Интересно было бы выяснить, откуда начинался  наш род Берёзкиных, представители  которого  разбросаны  не только по России, но и по всему миру! Их можно встретить  на Пензенской земле и на Смоленщине, в Рязани и в Твери, на Дону и на Дальнем Востоке, в Якутии и на Колыме, на Аляске и в Германии...  Я не отождествляю всех встречающихся Берёзкиных как родственников, наоборот, априори, отношусь к ним как к однофамильцам. Но в душе где-то сидит шальная мысль: а вдруг кто-то из них окажется нашими предками? Чтобы это доказать или отвергнуть,  надо пересмотреть огромный ворох архивных материалов. На что уйдёт немало лет и финансовых средств…  Было бы интересным написать историческую повесть о Берёзкиных. О том, как они из центра Московского государства и его округи,  уходили в далёкие земли Сибири и Дальнего Востока, обосновывались на Аляске и на Кавказе, возводили крепости и охраняли  Южные рубежи Русского государства…  Думал ли кто-то из них, что спустя 200-300 и более лет, потомки будут ворошить их прошлое…?

  Стихи, использованные в сочинении,  придают,  на мой взгляд, эмоциональную окраску описанным эпизодам.  Иногда это свои, иногда известных и неизвестных авторов.  Оговорюсь сразу, я никогда серьёзно к своим эпизодическим,  рифмованным наброскам,  не относился. Это были,
               
                4


так,  моменты поэтического настроения. По большей части, свои переживания человек стремится выразить словом и эмоциями. Именно, поэзия помогает  кратко, несколькими строками,  описать  радость и восторг,  грусть и печаль, мечты и воспоминания... Стихи раскрывают  сокровенные тайны и переживания  поэта.  Стихи - это сгусток мыслей и чувств. Читая и слушая их, мы не только поддаёмся влиянию таланта,  мастерства, ума и обаяния поэта, но и воспринимаем или не приемлет его душевное состояние, и те события, которым стихи посвящены…

  Книга стала итогом моих многолетних поисков и изучения архивных материалов, воспоминаний и размышлений, а так же  непростых трудов, связанных с написанием, оформлением и её самоизданием. В мою задачу не входило изложение своей биографии напрямую и, ещё меньше, истории времени,  в котором я жил. Но так получилось, что за более чем полувековую взрослую жизнь я стал не только свидетелем  больших исторических перемен, но и невольным в них  участником.  Поэтому имею все основания  не просто описывать те или иные события, но и высказывать по ним  личные комментарии. Книга не предназначена для широкого распространения. Я бы сказал, что это семейная книга, штучного тиража. Она написана от первого лица, поэтому без личного местоимения   Я,  обойтись было просто невозможно. Итак, вперёд, мой благодарный читатель! Если что-то, из того, что ты здесь прочитаешь, покажется для тебя интересным или познавательным, то можно  считать, что мой труд был не напрасным! 


Декабрь 2012 года. Германия.                Юрий Дмитриевич Берёзкин.

      


Рецензии