Вспомнить и помянуть

  ВСПОМНИТЬ И ПОМЯНУТЬ…

 В следующем 2014 году исполняется 90 лет нашему Кашарскому району .По человеческим меркам это солидный возраст, а для района пожалуй подростковый. Мы всё время то строим, то разрушаем, что бы создать, что- то лучшее. С 1924 года многое произошло  -это и НЕП,и коллективизация, и голодный 1933 год, как это всё было ,знаем  со слов родителей, а вот что и как было перед великой отечественной войной, послевоенные годы, когда жизнь в селе наладилась ,на памяти моего поколения. В восьмидесятые годы - живи и радуйся. Так нет же, начали создавать новую, другую жизнь, лучшую или  худшую покажет время. Пока похвалится нечем.
Вячеслав  Андреевич Сердюков, проездом ,заглянул ко мне ,чтобы вспомнить, поговорить о тех. с кем прожили, проработали в районе в свои лучшие годы.      Две большие смонтированние фотографии положил он на стол. НА них все водители автогаража колхоза им.Ленина.В верхней части снимка –руководители хозяйства….
…..--Давно это было. На территории теперь уже бывшего колхоза им. Ленина было организовано шесть колхозов,--начал свой разговор Андреевич-Зотовка и другие близ лежавшие хутора- колхоз им.Ленина,Красный партизан в хуторе Речка, в слободе В-Макеевка два колхоза Всемирный коммунар и им. Молотова и два хозяйства на территории  Н-Чигириновка с хуторами. Шофёром на первой, поступившей в хуторской  колхоз им. Ленина автомобиле работал  Дмитриченко Иван.                После укрупнения колхозов образовался одно крупноземельное хозяйство и ему присвоили имя Ленина, все имеющиеся  автомобили свели в одно место в сл. В-Макеевка и назначили старшим шофёром  Макеев И Д.Я до сих помню всех водителей объединенного автогаража:Симонов П.Ф. Макеев И.Д. Сущенко Н.Л. Голубенко А.И.Карпов Н.Н.Сердюков И.А.Квиткин А.М.И Я Сердюков В.А.                Поступали  автомобили ,автогараж превращался в мошною производственную единицу и на заседании правления колхоза было принято решение ввести новую для хозяйства должность заведующий автогаражом по простому завгар и поручили возглавить его Попову Василию. Руководил он не долго, у руля автогаража побывали Трощилин Н.Ф.Дорошенко В.Ф.Сердюков И.А. Солошенко Н.Д.Оказалось ,что крутить бараку одно ,а управлять коллективом дано не каждому и каждый раз, во время безвластия меня временно ,без отрыва от основной работы, назначали поруководить  автогаражом.
Реорганизовали В-Макеевскую МТС и её специалисты перешли работать в наш и соседний колхоз Родина. Главного зоотехника МТС Логачёва Н.Ф.избрали председателем колхоза им. Ленина,с ним перешёл в колхоз главным агрономом Коваленко И.С.механик Сущенко В.М.и тут как раз образовалось безвластие в автогараже. Члены правления были склоны назначить меня на эту должность, но поддержали предложение секретаря парткома Григоренко П.И. и завгаром избрали механика Мтс  Ефременко А.Е..Он был хорошим механиком ,но это работа оказалась не для него, так я оказался  руководителем автогаража и проработал в этой должности 32 года до самой пенсии.
  --На этих парнях  держалась вся экономика колхоза, во  всёх хозяйственных  процессах  водители принимали  активное участие. Предедатель колхоза Лоачёв Н.Ф.превратил колхоз в огромную строительную площадку. Была поставлена задача во всех бригадах заменить старые .саманные под соломенной крышей животноводчевские  помещения,а в третьей бригаде построить молочный комплекс. Нужны были квартиры ,детские садики, дом культуры ,больница, дорога и подъездные пути к фермам и бригадам..Улучшилось благосостояние колхозников и они начали строить и перестраивать свои дома и подворья.  Потребовалось огромное количество строительных материалов. Водители справились с этой задачей, а ведь надо было выполнять и другие транспортные работы и не только. Они не считались ни с рабочим временем, ни с выходными днями, всегда там, где образовалась прореха и нужны рабочие руки. Подменить скотника-будет сделано, нужны комбайнеры, будем убирать хлеб, (кстати водитель Иван Бурлаченко был один из передовых комбайнёров колхоза), требуются механизаторы, коллектив автогаража поможет  За каждым автомобилем закреплялось по два водителя, которые работали по сменно или   суткам, поэтому, оставшись без напарника, приходилось крутить баранку и за того парня, в лучшем случае 14 часов, в страду от зари до зари. За мою бытность ни кто не отказывался ,даже не возмувщался временно создавшимися условия труда. В сезон водители получали приличную оплату за свой труд. Ребята молодые, здоровые телом и духом им это было по плечу…
. Всякое было в работе и хорошее и не очень.В то время в автогараже было организовано социалистическое соревнование на высоком уровне. Подводились регулярно итоги, вручались денежные премии, почетные грамоты, бесплатные путёвки в санатории и дома отдыха и даже за рубеж. Мой брат Иван Андреевич погостил на Кубе.Победителями социалистического соревнования не одинажды были Величко А.М. Лупахин Г.С. Квиткин В.Н.Феддан Н.А. Но было  ещё и не официальное соревнование-соперничество в хорошем смысле.В нём учавсвовало человек 5,6 ,но это были настоящиё ассы-водители и с ними никто не рисковал соперничать. Они сами по себе. Это Карпов Н Н,Сущенко Н Л,Яцкий Н Х,Сердюков И А .Показатели в их работы не достижимы для других водителей. Иногда я близко подходил к их показателям, но они меня, как молодого водителя, не принимали всерьёз.
     Вывозили зерно на Миллеровский элеватор. Около полуночи ассы загрузились пятым рейсом. Я не отстаю от них. Заведуюший током и говорит:
--Я дождусь тебя, осилишь шестой рейс?
Осилил, но когда на зорьке возвращался домой, все плыло перед глазами, благо трасса была пуста, только возле села Кашары,едва не влетел в отару овец, переходивших дорогу. В автогараже меня уже ждали, как героя. С трудом добравшись домой, я не мог уснуть. Только закрою глаза, мне начинает казаться, что я отрываюсь от дивана, летаю в воздухе и начинаю падать с большой высоты. Этот рекорд запомнилась мне на всю жизнь, с тех пор я не учавствувал в таких  гонках и другим водителям не советовал. За  рулем водитель должен  быть бодрым, от него зависит не только его жизнь, но и встретившихся у него на пути. ..
В трудных, порой не выносимых условиях приходилось трудится водителям,крытого гаража не было ,ремонт приходилось производить под открытым небом в любую даже ненастную погоду. Володе Б.предстоял рейс в город Луганск за каким то срочным грузом. Автомобилиль оказался неисправным. Вьюга и мороз. Окутали автомобиль брезентом и Володя выкатил задний мост ,перебрал его, но машина ни сместа. Пришлось всё повторить, обнаружить и устранить неисправность. И это в трескучий  мороз, пролежав на спине несколько  часов, и после это  в ночь он ушёл в рейс в неотапливаемой кабине, мог отказаться и никто бы его не осудил. Все это принималось, как должное. Надо, значить будет сделано.В гараже с большим уважением относились к механику Завадину Б.И,который всегда приходил на выручку ,особенно молодым ,не опытным водителям. В таких условиях приходилось трудится не только Макеевцам.а всем водителям нашего района и в канун девяностолетия образования  не плохо было бы вспомнить ,тех водителей , которые трудились в послевоенные годы, а это шофера прошедшие войну(Чужиков Т. В,Симонов П.Ф,Краснянский И.Ф,Гаврилов И.И Квиткин А.М,) и молодые(Солшенко Н Д,Квиткин В.Н,Бобров В.С,Соколов Н.Е,Казбаненко И.Я. и другие…..) , отцы которых  ушли на защиту родины и не вернулись к своим семьям. Вспомнить и помянуть добрым словом. Многих уже нет среди нас
              Это не в тему нашего разговора, но  скажу,--под занавес нашей встречи добавил Андреевич - может пригодиться тебе. За достоверность не ручаюсь, жил в хуторе Речка герой гражданской войны Гарьковенко Иван Андреевич, так он, говорят…
   Это совсем другая история, хотя тоже имеет отношение к  юбилею нашего района , но требует уточнений
                И.А.Квиткин.


Рецензии