Что мы знаем о поцелуе

Что  мы знаем о поцелуе....
     Вопрос  может вызвать... улыбку? Ироническую...
И все же рискнем...
  Привычный для нас поцелуй совсем недавно( по историческим  меркам)не  был известен не только  народам Африки, Океании и Австралии,но и  китайцам и японцам.
   У некоторых из народов, населяющих  эти страны, был так называемый «малайский  поцелуй»-этот «поцелуй» производят  носами, то есть, трутся нос о нос.
При этом,  как говорят чукчи, они «уносят с собой запах близкого  человека-жены или ребенка.»
  У птиц можно наблюдать такую картину:  самка кормит птенца изо рта в рот..
   На острове Фиджи так женщины  поят своих детей.
   Таким образом, «нынешний  поцелуй» -это постепенное преобразование материнского кормления...
    У славянских народов такой «поцелуй» производился в ритуальных  ситуациях, например при трудных родах.
   Известно, что источником удовлетворения в своих потребностях  у младенца является материнская  грудь.
В рукописи француза Тебу де Мариньи мы находим строки о том, что «усыновление» детей( не своих) у черкесов производилось при касании женской груди ребенком, которого семья решила усыновить.
   Трудно точно установить, когда  поцелуй стал «многофункциональным», то есть прелюдией к физической  близости.
   В это  время в рукописях различных народов появляются такие выражения, как «сахарные уста»,»сладкие поцелуи»,но в них и сохраняется «функция  кормления»: «Они пожирали друг друга поцелуями...»
    Выкрики на свадьбе «горько» тоже восходят «  к сахарным  устам».
   В мифологическом отношении  поцелуй приравнивается к смешению крови, слюны,то есть к родству. И это чувство родства мы можем испытывать не только к другому, близкому человеку,но и к материальному миру, например, к земле...
    К примеру, моя мать, которая была с 1942 по 1945 год в лагере в Германии в сорок  пятом, добравшись живой до России,  «целовала свою землю».
   В наше время поцелуй «делится» на ритуальный , любовный и этикетный.
   Например, когда две недели назад  меня представили послу Австрийской Республики в России Маргот Ксесиль Лёффевр, я поцеловал протянутую мне руку...
    В древнерусских рукописях  поцелуй выступает как признак «похоти и блуда».»Аще имел ли  поп мысль о блуде,или пил,или кощунял,или глаголил речи срамные,или лобзался,то не служити ему.»
   Уже совсем «близко»  к нашему  времени в рукописи  француза Вильмонта мы  читаем следующие строки: «Привычка русских женщин румяниться не кажется мне такой странной, а вот целование в обе щеки-не приятно.»
  В  славянских языках поцелуй символизирует картину  миру во всей его целостности и неделимости. Славянский  корень « Celъ»  восходит к индоевропейскому «Koil”,что обозначает «здоровье», «целостность», отсюда и идет выражение «целый и невредимый»..
    В европейском фольклоре поцелуй-знак  колдовства или... освобождение от «злых чар».
   В Закарпатье довольно долго соблюдался обычай после венчания молодая жена целовала свекровь «под сердце», в свою очередь свекровь «отвечала» ей таким же поцелуем,этим «знаком» обозначалось желание двух женщин жить дружно,в любви и согласии, «душа в душу».
    В средневековой Европе был обычай, когда жена должна была поцеловать «желанного гостя», к ней присоединялась и дочь, если она была  старше определенного возраста.
    Поцелуй в губы у славян являл собой чувство приязни, а  рук и  ног-почтения.
   Когда русские  послы прибывали в «заморские страны»,то  поцелуй руки  монарха ТОЙ державы  возможен был только  после того, как было произнесено имя русского царя, приславшего их.
   Поцелуй  сопровождался  не только при встрече близких людей,но и при расставании.
    «Прощальный поцелуй» отдают близкие усопшему.
     В дипломатическом церемониале целование руки государя-это была честь. Такой  чести были лишены при русском дворе долгое время мусульмане-турки и татары.
    Согласно «Ветхому завету»  евреи целовали друга друга при встрече, выражая тем самым дружеские чувства.
   Целование включались и включаются в разные церковные обряды: бракосочетание, крещение, исповедь.
   Обычай  пасхального целования  символизировал всечеловеческую радость-воскресение Христа. При этом люди обычно обменивались крашенными яйцами. По  словам историка Корбы «Ни один вельможа не мог отказаться от целования, если ему самый простой смерд вручал пасхальное яйцо.»
   Целование икон также при утверждении христианства стало   частью религиозного ритуала. « Иже  иконы Господня и Богородицы, и всех святых  со страхом и любовью не целуют,да будет проклят.»
   


Рецензии
Игорь Михайлович, исследование замечательное. Мне кажется, что поцелуй - это мгновенный экспресс-анализ на потенциальную совместимость организмов.
Поздравляем Вас с великим праздником - Днём Победы. В отличие от нас именно Вы "приближали, как могли этот День Победы". Приближали самым геройским образом. Спасибо Вам.
Желаем Вам здоровья.
С глубочайшим почтением,
мы (Наташа и я).


Василий Тихоновец   09.05.2013 10:47     Заявить о нарушении
Спасибо, мои дорогие! Я сейчас Вам пришлю "письмецо" "со смешными песенками в моем исполнении"."По одиночке" я Вам такие хулигантские песни не послал бы, а коль вы-ПАРА,то пришлю. Ваш Игорь Мих.

Игорь Гарри Бондаренко   11.05.2013 00:59   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.