Манечка

     Манечка была старшим ребенком в семье. Невысокая симпатичная девочка. Девочка - фиалка, как её прозвали за необычайно приветливые небесного цвета глаза. Светловолосая, стройная - ну, прямо красавица, вся в маму Анастасию Феофиловну. В свои шестнадцать Маня познала с лихвой всю тяжесть нелегкой крестьянской доли. Семья была большой - отец с матерью, да ещё шестеро деток . И это только тех, кто выжил в 20-30-е годы.Годы были трудные, не сказать , чтобы голодали, да с хлеба на воду перебивались. Жили в добротном доме, имели крепкое хозяйство: около двенадцати гектар пахотных земель, три коровы, две лошади, несколько свиней, овцы,куры. В общем, хозяйство не малое. По советским меркам "кулацкое". Наверное где-то в большевистской России точно бы всё отобрали, да в лучшем случае в Сибирь сослали. А тут, панская Польша, западная Белоруссия - другая жизнь, иные порядки. Только ведь таким хозяйством никого не удивишь. Хозяйство многие имели. Работать надо, пахать от зари до заката! Так вся семья и вкалывала . И Василий Плахович,отец Манечки, и мама ,и сама "Фиалка", и сестры её - от 14-ти летней Полинки до семилетней Надьки.
      Вот как сложилось, что одни девочки выживали в семье Плаховичей. Жили Василий с Анастасией душа в душу. Оба спокойные работящие. Анастасия - красавица: высокая,стройная,правильные черты лица,располагающие добрые глаза. Василий - наоборот, невысокого роста, крепкий мускулистый мужчина, но по характеру - совершенно бесконфликтный, готовый уступить в любой ситуации,добрейший человек, даже какой-то бесхарактерный. Может поэтому Бог не давал ему сына , а если давал надежду, то тут же забирал её, осыпая всё новыми испытаниями. Манечка появилась на свет первой , 11 декабря 1922 года. Вся семейная трагедия проходила у неё на глазах .  Рождение долгожданного Костика через полтора года и его неожиданная смерть от скарлатины через несколько месяцев. Тяжелые роды матери,а она с большими проблемами для своего здоровья рожала всех своих детей. Может потому, что приходилось помогать вести хозяйство мужу в любом состоянии без скидок на своё самочувствие.  Так и второй сын , рожденный в 1934 году не протянул и года. Через год родила Анастасия Михаила - единственного ребенка мужского пола, выжившего в младенчестве. Как его опекали, как о нам заботились! Это был самый настоящий подарок в семье.
       Тяжкая доля женская. Беременела Анастасия чуть ли не от каждого сношения с мужем. Так Бог давал! Десять родов за шестнадцать лет, да ещё и предпоследний раз - двойня, мальчик не выживший вновь, да девочка Люба, оказавшаяся покрепче здоровьем. Маня, как могла, помогала маме  и очень волновалась за её самочувствие. В июне 1939 года Анастасия должна была очередной раз рожать. В те времена в роддом не везли. Даже фельдшера не всегда звали. Роды принимала одна из самых опытных бабушек - местная, деревенская.
       13 июня у Анастасии начались схватки. Манечка в этот день работала с подругами на поле. Кроме как хозяйство своё вести , часто отправлялись на заработки, то сено убирали, то пололи,то какую другую работу выполняли - так всё свободное время и проводила молодежь местная. Обычно, возвращаясь вечером, пели песни, веселились. На всё сил хватало. Но в этот вечер на душе у Мани было тяжело. Отчего то петь совершенно не хотелось. Подходя к дому, она узнала страшную весть.   
       Мама родила девочку Анечку , но внезапно почувствовала себя плохо. Не выдержало перегрузок сердце. Анастасия потеряла сознание на руках у мужа. "Василь, беги за фельдшером в Щербовичи, беги родненький, сами не справимся",- заголосила повивальная бабка. Оставив бесчувственную жену, Василий Плахович кинулся за помощью. Деревня Щербовичи располагалась по другую сторону Немана, надо было на лодке переплавляться, да там ещё и фельдшера на месте не оказалось. Короче, не пришла помощь вовремя. Скончалась его любимая Настенька, оставив малюткую Анютку.
       Похоронили Анастасию Феофиловну Пилец на деревенском кладбище в Комотово, что на высоком берегу реки. Потерю жены Василий переживал страшно. Судьбой будет отведено ему прожить долгих сто лет, большую часть которых вдовцом. Детей поднимет, войну переживет страшную в оккупации, да больше ни на одну женщину не засмотрится.
       Анютка проживет не долго. Чирь гнойный в голове распространит инфекцию. Манечка ухаживала за своей маленькой сестричкой, лично отнесла её к врачу в ближайшую амбулаторию в Скидель. Но нарывающий чирь удалить не смогут . Врач лишь констатирует - малышка обречена. Шестнадцатилетняя Маня  не отходит ни на минуту от Анюты, прижимая к себе сестричку. Так же на Маниных руках происходит трагедия - чирь лопается, прорывается гной. В одно мгновение кровь хлынула изо рта и носа. Анютины глазки закрылись на всегда.
       Знала ли Маня, что за свою долгую 86-летнюю жизнь она переживет многих своих родных и близких людей? Конечно,нет. Этого знать не дано никому... Счастье и беда будут вечными спутниками Маниной судьбы. Надежный замечательный муж, с которым она проживет почти шестьдесят лет  вместе до самой смерти, любимые дети - четверо, которых Бог подарит и отнимет каждого с интервалом в зловещие 13 лет - всё это из реальной не выдуманной Жизни, замешанной на горе и радости людской.
       Но тогда, летом  1939 года череда потерь и давящей беды серьёзно подкосила Маню.Жить не хотелось. Однажды во время жатвы, девушка решила искупаться возле моста в реке Котра. В тот день стояла сильная жара. Просто спёка. Окунулась. Но в какой-то момент почувствовала,что попала в вир. Тело стала закручивать вода.Всё сильнее и сильнее втягивало на дно. Стремление к самосохранению заставляло выкарабкиваться. Но, вдруг в один момент шальная мысль мелькнула в Маниной голове - она не хочет выбираться на берег. Не хочет! Случай предоставил ей шанс соединиться с мамой на небесах. Стоит ли перечить року? Но даже в такой , казалось бы очевидной ситуации, человек - не хозяин своей предначертанной свыше судьбы. Всевышнему было угодно отодвинуть уход души в иной мир на почти семьдесят лет земного существования. А может это Анастасия вступилась за свою дочь... В этот момент по мосту через Котру проходили польские солдаты , которые и заметили тонущую девушку. Они и вытянули несостоявшуюся утопленницу. Жизнь продолжалась...

                *      *      * 

        Мария Васильевна Плахович умерла весной 2008 года. Майские дни стояли жаркими. Во всю цвели ожившие сады. Отходили весенние первоцветы, зеленые поляны украшали алеющие языки раскрывающихся на солнце тюльпанов и притягивающих к себе внимание желтеющих нарциссов. На старом городском кладбище появился крепкий дубовый крест. Он простоит ещё долго с прикрепленной табличкой, засвидетельствовавшей застывшие на ней годы жизни. А рядом каждый год весной будут распускаться необыкновенные небесного цвета БрАтки или Анютины глазки, в которых словно небо отразилось цветом Маниных добрых фиалковых глаз.               


Рецензии