Пан

ABRAXAS

Бог Пан /1/ насаживал - поверьте! -
На уд свой нимфу /2/, как на вертел.
На Уде он ее вертел
Так долго, как того хотел.
При фрикциях, в любовной схватке,
Уд Пана доставал до матки
(А если глубже Пан всадил,
То и до сердца доходил).
Бог Пан следил пытливым оком,
Как, истекая клейким соком,
Таз нимфы содрогался в спазмах
(Довольно частых при оргазмах),
Как, счастью веря и не веря,
Испытывала в полной мере
Она прикосновенье чуда -
Срамного бога Пана Уда,
Когда на пике возбужденья
Она орать от наслажденья
И сотрясаться начинала
От расширения канала,
От извержения вулкана,
Что, пробуждённый Удом Пана,
Потоками горячей лавы
Пах Пана орошал и травы,
Служившие ковром для Пана
И нимфы, в ласках неустанно,
Смежив в любовной неге очи,
Так проводивших дни и ночи.
Для нимфы повертеться - счастье,
В конвульсиях любовной страсти,
На Уде у лесного бога
(Жаль только, яйца жмут немного).

ПРИМЕЧАНИЯ

/1/ Пан — древнегреческий бог пастухов и скотоводов, плодородия и дикой природы, культ которого имеет аркадское происхождение.

По одному из гомеровских гимнов, Пан считается сыном бога Гермеса и дочери Дриопа. По другой версии, он был сыном Гермеса и Орсинои.

По третьему сказанию, Пан был сыном Зевса и Гибрис (Хюбрис), научившим Аполлона искусству прорицания, или же сыном Зевса от Фимбриды, или же сыном Зевса от Ойнеиды. Согласно Эпимениду, Пан был сыном Зевса от нимфы Каллисто (спутницы вечно девственной богини-охотницы Артемиды, в наказание за утрату девственности превратившей Каллисто в медведицу), и близнецом Аркада.

Существует и версия мифа, по которой Пан был сыном Гермеса и супруги Одиссея Пенелопы, родившимся в Мантинее в Аркадии. По Дуриду, Пан родился у Пенелопы от её сожительства со всеми женихами, сватавшимися к ней до возвращения ее супруга Одиссея из-под Трои. По Евфориону, Пан был сыном Пенелопы от бога Аполлона.
По Арефу Тегейскому - сыном Эфира от Энои. По Дидимарху - сыном богини Земли Геи от бога Небес Урана, отца Крона и деда Зевса. По Аполлодору Афинскому, Пан вообще не имел родителей. Кроме того, имя "Пан" ("Всеобщий") было эпитетом главы олимпийского пантеона бога Зевса в орфической теогонии (сказаниях о происхождении богов).

Пан родился с козлиными ногами и заостренными, как у козла ушами, козлиным хвостом, (а согласно некоторым мифам - еще и с козлиными рогами и козлиной бородой), и тотчас же по рождении стал прыгать и смеяться. Испуганная необычайной наружностью и характером ребенка, мать (как бы ее ни звали) покинула его, но бог Гермес, завернув диковинного младенца в заячьи шкуры, отнес его на гору Олимп и до того развеселил всех богов, а особенно - бога вина Диониса - видом и живостью своего сына (по одной из версий), что боги назвали новорожденного Паном, так как он доставил всем (греч. "пас" - "весь") великую радость. Пан считался богом-покровителем стад (современные лингвисты, в отличие от древних, связывают слово "Пан" с индоевропейским корнем "пасти").

Пан выкрал сухожилия Зевса у чудовищного Тифона. Он был самым древним и почитаемым богом у аркадцев, именовавшимся у них Ликейским, то есть "Волчьим" (у других греков - например, у афинян, это был эпитет бога Аполлона). Пан постоянно преследовал нимф с целью совокупления. Окрестные жители не раз слышали, как Пан играл на свирели на горе Меналион (Аркадия). Пан изобрел пастушескую свирель-сирингу и игру на свирели близ горы Номия (Аркадия).

Пан помог афинянам одержать победу над персами в битве при Марафоне (гора Пана по сей день существует на Марафонской равнине). Между Кифероном и Геликоном Пан, по достоверным свидетельствам очевидцев, во весь голос распевал пеан (торжественную песнь-гимн), сочиненный Пиндаром. В городе Саэтта Пана полюбила некая женщина. За помощь богам Пан стал созвездием Козерога.

Согласно "отцу истории" Геродоту, Пан был самым древним богом. Когда боги пребывали в Египте, Пан повелел им превратиться в зверей, а сам стал козой или козлом (либо стал полукозлом-полурыбой).

Страшный сатир Аркадский Эгипан (Айгипан) обычно отождествляется с Паном, но иногда считается его сыном. Эгипан — либо сын Зевса и козы, или сын Пана и козы; или сын козы Амалфеи, молочный брат Зевса. Он породил Козерога. Эгипан внушил врагам страх, когда Зевс сражался с титанами.

Роскошные долины и рощи Аркадии — царство Пана, где он резвится в кругу веселых нимф. Под его флейту или свирель-сирингу устраиваются веселые, шумные хороводы, пугающие смертных. В полдень, утомившись от занятий, Пан засыпает и с ним засыпает вся природа под знойными лучами: это затишье считалось священным и ни один пастух не осмеливался нарушить его игрой на свирели, из боязни потревожить сон бога-покровителя. Когда горная тишина нарушалась отзвуками или криками, суеверие приписывало эти звуки Пану: отсюда страх, который испытывает человек, слыша неизвестно откуда идущие звуки среди тишины, называется паническим. Это представление выразилось в сказании о любви Пана и нимфы Эхо (согласно некоторым мифам, Эхо родила от Пана дочь Ямбу, в честь которой назван стихотворный размер ямб). Именно благодаря панике, вызванной Паном среди персов в битве при Марафоне, афиняне смогли одержать победу в этом сражении и загнать высадившийся в Аттике персидский морской десант обратно на корабли.

Пан считался также богом зарождающегося света, озаряющего неба при восходе солнца. С этим представлением связан и миф о любви Пана к богине Луны Селене, которую он расположил к себе тем, что подарил ей часть своих стад. Как бог, исполненный природного вдохновения, Пан был и предсказателем; в Аркадии находился его оракул, жрицей которого была Эрато. Хорошо знакомый со всеми тропинками и дорогами своей страны, Пан считался также богом-проводником, подобно Аполлону и Гермесу; он указывал путь на суше и на море, усмиряя морские волны звуками своей флейты. Ему были посвящены горы, пещеры, дубы и сосны, а также черепахи. Как бог, любивший уединение и свободную природу, Пан не был городским божеством, и только по случайным поводам его почитали памятниками в городах. Так, в Афинах Пану был посвящен грот на акрополе в память поражения персов, на которых Пан навел (панический) ужас во время Марафонского сражения.

Позднее, вследствие оргиастических свойств характера Пана, его культ слился с культом Великой Матери (Реи-Кибелы) и Диониса. В Лидии Пан был отождествлен с Марсием и считался учителем Олимпа. Как похотливый и задорный товарищ менад, нимф и гермафродитов, Пан, подобно сатирам, был олицетворением чувственной любви; поэтому в позднейшей литературе и искусстве Пан часто изображается как спутник Афродиты и соперник Эрота.

При царях эллинистических династий Птолемеев (Египет) и Селевкидов (Сирия) Пан почитался в разных регионах Ближнего Востока. В частности, в его честь были названы город Паниум и река Баниас в Палестине.

Кроме Пана, индивидуального божества природы, были еще существа демонического характера, называвшиеся фавнами — своего рода лешие с козлиными бородами, мучившие путников в горах и лесах, а также посылавших тяжелые сны (кошмары). Фавны (паниски) жили среди козьих и овечьих стад и были товарищами сатиров.

Пану посвящены XIX гимн Гомера и XI орфический гимн. Пан - действующее лицо комедии Менандра "Брюзга".

Ежегодно в Римской империи совершалось празднование в честь Пана; посвященные ему праздники назывались Вота и Врумалия.

/2/ Нимфы ("невесты") — в древнегреческой мифологии олицетворение, в виде девушек, живых стихийных сил, подмечавшихся в журчании ручья, в росте деревьев, в дикой прелести гор и лесов. Нимфы считались порождениями богини Земли Геи (Гайи). Нимфам был посвящен один из орфических гимнов.

По поверьям древних греков, нимфы жили в рощах, у источников, в тенистых горных ущельях, в-общем, на лоне природы. Подобно сатирам, нимфы — духи земной поверхности, проявления природных сил, действующих помимо человека в уединении гротов, долин, лесов, вдали от культурных центров. Нимфы прядут и ткут, поют песни, пляшут на лугах под флейту бога Пана, охотятся вместе с вечно девственной богиней Артемидой, участвуют в шумных оргиях бога вина Диониса, ведут постоянную борьбу с надоедливыми сатирами и панисками, то и дело преследующих нимф с целью плотского соития. Из утверждений, что сатиры постоянно лишали нимф девственности, следует заключить, что девственность нимф постоянно возобновлялась. Иногда нимфы вступают в общение с людьми, заботятся об их участи, отдаются героям и прекрасным юношам (Калипсо и Одиссей, Амарилла и Дафнис, Эгерия и второй царь Рима Нума Помпилий). Порой нимфы наводят на человека безумие, бешенство, посылают людям пророческий дар и исступленное вдохновение.

Нимфы гор назывались ореадами, нимфы лесов и деревьев — дриадами и гамадриадами, нимфы источников — наядами, нимфы долин - напеями, нимфы лугов - лимнадами, нимфы моря — нереидами, нимфы Океана (Мировой Реки, омывающей со всех сторон обитаемую сушу) - океанидами. Нимфам посвящались гроты и пещеры, иногда в их честь строились святилища, особенно в богатых растительностью и орошенных местностях, позднее и в городах. В жертву нимфам приносили коз, телят, молоко, масло, вино. Как олицетворения прелести природы, нимфы изображались в искусстве красивыми молодыми девушками в уборах из венков и цветов, иногда в позе танцующих, с обнаженными ногами и руками, а порой - и совсем голыми, с распущенными волосами. Изваяния наяд нередко имели своим атрибутом раковину, которую они держали у лона, или сосуд; ореады представлялись сидящими в задумчивости на высокой скале.

В честь нимф был назван астероид Нимфея, открытый в 1917 году.


Рецензии