Художник на Великой войне

Отец очень мало рассказывал о войне. Но он написал о войне. И очень много писал войну. Особенно писал, он был не только художником-иллюстратором, но был и художником-баталистом.

Сегодня стала набирать текст из альбома отца. Его воспоминая о войне. О Художнике, который прошел всю войну. Воевал своей кистью, своим талантом, своей, как онпишет ДОБРОСОВЕСТНОСТЬЮ.
Текст не хочу терять, поэтому опубликую и здесь как цитату о войне Художника.

"Подходил дипломный 1941 год. Для диплома я также взял тему о Пархоменко и готовил эскиз…

22 июня. Война. Это страшное известие застало нас на этюдах в станице. Все рухнуло – планы, надежды, мечты… Мы – комсомольцы – лето проработали в колхозе, спасали урожай -  все мужчины были мобилизованы. Работали от зари до зари. Колхоз даже обещал начислить нам трудодни, но в итоге, к собственному удивлению, мы оказались…должны колхозу!

Тогда мы все рвались на фронт. Я с детства носил очки из-за плохого зрения. В армию меня поэтому не брали. Но с приятелем все-таки добились, чтобы нас  «взяли на фронт».

Шло большое отступление. Немцы были уже близко от наших мест. Бомбили город. На всю жизнь осталось в памяти впечатление ужаса от первых бомбёжек беззащитного города. Одна из бомб попала в соседний двор, и только мощный забор спас меня от неминуемой гибели. В городе образовалась из отступающих огромная, тысяч в шесть, колонна из допризывников и солдат из разбитых частей. Туда нас и «определили». Вскоре мы выступили в направлении Ростова. Как-то увидел в машине, едущей в город, озабоченного маршала С.К.Тимошенко…

Шли ускоренным маршем по жаркой степи, от станицы к станице. Одолевала жажда. Некоторые не выдерживали и пили зелёную жижу из следов копыт. Это кончалось немедленным заражением, больных оставляли в станицах, на хуторах. Так мы потеряли полколонны. Еда – сухой паек – черные, твёрдые сухари и что-то колбасное. По пути кормились тем, что попадалось на колхозных  полях. Однажды вместо мяса нам привезли живого быка…Еле убили его, а потом растерзали.

А мы по раскисшей осенней дороге, всё убыстряя шаг, торопились к Ростову. На полпути курьер на самолёте нас разыскал и направил по другому маршруту – Ростов был взят немцами. Месяц тряслись в теплушках по дороге на Сталинград.

Многое застряло в памяти из этой поры отступления. Было и забавное. Как-то на стоянке, рядом с нами, обнаружили открытый вагон-пульман с мукой. Весь эшелон ринулся «на добычу» - заполняли драгоценной мукой все, что можно – сумки, рубашки и т.д. В каждой теплушке стояла «буржуйка». И мы все по очереди лепили из неё пресные лепёшки, радуясь горячему  «хлебу». Иногда получали сухим пайком пшено, сухари и даже мясо (сырое).

Однажды рядом остановился эшелон с эвакуированными – окна вагонов были увешаны сумками с провизией. Наутро я, услышав невероятный шум и гвалт,  узнал, что наши «добры молодцы» все эти «холодильники» начисто снесли – смех и грех!
Грустно было видеть бесконечные эшелоны идущих в ремонт подбитых паровозов или самолётов. Однажды я даже забрался в кабину пилота истребителя «Чайка» - и удивился её тесноте и неудобству: а каково же лётчику?

До Сталинграда мы тоже не дошли, погнали нас куда-то на север. Очутились в бывшей зоне для заключённых, сформировали из нас учебный автомобильный полк – так я стал солдатом. Принял присягу и изучал премудрости шофёрского дела, начиная с любимой шутки инструктора  – поискать  где-нибудь возле глушителя «пропавшую» искру – вечный повод для острот и смеха. Здесь оказались востребованы для политработы мои художественные наклонности.  Добросовестность и плохое зрение уберегли меня.

После демобилизации в 1946 году вернулся в училище. Пришлось заняться восстановлением «формы» на пятом курсе, а затем – дипломный эскиз.

Мне очень хотелось закончить начатую перед  войной работу на тему «Гибель Пархоменко». Понимал, что это странно – после ещё не остывшей памяти Отечественной войны – вдруг Гражданская война! Сам не понимаю, почему для меня это было так важно, но я был «беременный» этой темой и надо было «разродиться».  Совет училища понял моё состояние и после некоторого колебания разрешил вернуться к прежней теме. (Шевченко В.Г., 2003)

«Если судить по большому счёту, русская воинская слава – ведущая тема в творчестве художника. Она представлена не только в книжных иллюстрациях, но и во многих офортах и литографиях, к примеру, как «Куликовская битва», «Бой Пересвета с Челубеем», «Набат», «Отчизны верные сын», «Боевая юность» - о подростках-участниках Гражданской и Великой Отечественной войн»

Владимир Гаврилович тему  берет не «с потолка». Прежде чем написать ту или иную картину, стремится глубоко вникнуть, вжиться в суть произведения.» (Николай Махнев. Газета «На страже Родины», 10.04.2003г.)

Отец считал, что современная книга для детей имеет огромное воспитательное значение: во многом она в ответе за то, каким вырастет юный гражданин своей страны, каковыми будут его идеалы, насколько патриотичным будет поколение, вступающее в ХХI век, в новое тысячелетие человеческой истории.
Слова академика Д.С.Лихачева «к патриотизму нельзя призывать – его надо воспитывать» - имеют прямое отношение к творчеству В.Г.Шевченко, которое верно служит этому воспитанию.
«Школа плюс  талант», - вот что считает Владимир Гаврилович определяющим для художника. (1998г.)

«Ребёнок должен хотя бы иногда почувствовать романтику подвига, прикоснуться к героической истории России». Шевченко В.Г. , 1998г
Все сейчас заменили компьютерные игры в «пулялки»  и  «стрелялки»,  и дети уже привыкли к крови, хлещущей из боевиков по телевизору. «За державу обидно!» (Шевченко В.Г.,1998г.)

«Начиная с 1943 года было организовано 59 выставок художников-ветеранов. Эти выставки – выполнение наказа ушедших художников-фронтовиков: «Пока есть хоть один солдат-художник, выставки должны проводиться!»

Тем более, что мы, к сожалению, живём в такие годы, когда утрачены критерии ценностей, когда психоз обогащения застилает глаза.
Но пройдут годы, и наши потомки узнают о нашем времени, отражённом в нашем реалистическом искусстве, созданном нашим фронтовым братством – соратниками по искусству!» Засл.худ.России А.С.Бантиков (Из альбома «Владимир Шевченко»,) »


 «Как-то спросили у М.Горького, как надо писать для детей? Писатель ответил: «Как для взрослых, только лучше!»(Шевченко В.Г.)

Все свои работы делал документальными, реалистичными, но без ужасов и моря крови! (Шевченко В.Г.)"
  - и у отца это получалось!  Это ещё одна особенность творчества Художника – изображать реалистично войну, но без крови и ужасов. Найти тонкую грань  и придерживаться ей всегда в своём творчестве. Талант. Гениальность.

Делаю выставки, не отказываюсь ни от каких других предложений рассказать про отца, про его творчество.

Я люблю своего отца и горжусь своим отцом. И он знал об этом, я успела ему об этом сказать. Теперь я рассказываю об отце всем и повсюду. Жизнь и творчество отца многогранно и интересно. В ней есть многое, что можно осмыслять и о чем подумать. Жизнь и творчество отца наполнены мудростью, добротой и любовью к нам, своим близким и ко всем людям.
Удивительный был человек...он продолжает удивлять меня до сих пор, и восхищать!


Рецензии