Как писать, чтобы читали?

А потом писатель
Милла Синиярви
«Исторический роман сочинял я понемногу, продвигаясь, как в туман, от пролога к эпилогу» - любимый голос звучит и радует: есть настоящие поэты, есть личности.

Роман Булата Окуджавы «Бедный Авросимов» был впервые опубликован в журнале «Дружба народов» в 1969 году. Сергей Баруздин, главный редактор, читал его в машинописной рукописи. Предваряя публикацию, Баруздин рассказал о биографии Окуджавы, делая акцент на происхождении. «Булат Окуджава – сын грузина и армянки. Родители его – коммунисты с первых лет революции. И сам Б.Окуджава – коммунист, участник минувшей войны, токарь, студент, сельский учитель, журналист, а потом писатель».

Надо сказать, что о самом романе главред ничего не сообщает кроме того, что это «исторический роман, над которым Б.Окуджава работал четыре года. Это первый его исторический роман. Роман о декабристах. Он написан, как мне думается, необычно, интересно, увлекательно и внесет, я убежден, свое новое слово в нашу советскую историческую романистику».

Листаю страницы того романа, о котором пел Окуджава. Предложения мне кажутся громоздкими. Например: «У Авросимова, как он ни перепугался, все же мелькнул этот не совсем, может быть, удачный образ относительно пиршественного стола, ибо со времени известного и ужасного предприятия на Петровской площади прошло около месяца и первоначальный ужас начал зарастать корочкой. Иван Авросимов, будучи провинциалом, никогда не предполагал, что фортуна так смилостивится к нему и уже в молодые лета вознесет его в место, которое раньше и сниться-то ему не могло и где будет решаться судьба того самого предприятия, наделавшего в государстве столько шуму».

Если бы я не знала, что автор этих строк – поэт и композитор Булат Окуджава, я бы разразилась критикой в адрес тяжеловесной, многословной манеры писать. Для меня, как и для многих, Окуджава прежде всего явление советской культуры. Мягкий тихий голос его запоминается навсегда, интеллигентность располагает к себе, глубина мысли заставляет думать. Окуджава – это гитара и свобода, достоинство и мелодия. Таким вошел в мое сознание бард Булат Окуджава.

Размышляю о том, может ли текст стать выше личности автора. Ведь некоторые произведения настолько самодостаточны, в них не убавить и не прибавить ни одного слова, они как монолиты сохраняют авторское право. Есть тексты, которые мы читаем только потому, что они подписаны известной личностью, которая заслоняет само литературное произведение. Так, по-моему, случилось и с историческим романом Окуджавы. Поэт обессмертил свой роман только одной фразой, которая вошла в песню.

Многих авторов Проза.ру волнует вопрос: можно ли выкладывать тексты в сети, если они еще не опубликованы на бумаге? Нет гарантии, что эти тексты не присвоят другие авторы. Пример с романом Окуджавы для меня красноречив: текст, даже напечатанный, если он не является самостоятельным произведением искусства, прикрепляется к имени, паразитируя на нем.

В Интернете гуляют тексты, в литературе живут имена. Наверное, это суждение правильно: сделать имя можно не только с помощью текстов. Сделать имя – стать личностью, заявившей о себе открыто и смело. Творческий человек утверждает себя с помощью своих произведений.

«Каждый пишет, как он дышит, как он дышит, так и пишет, не стараясь угодить…», - опять звучит любимый голос.

Пожалуй, я все-таки дочитаю исторический роман Булата Окуджавы.


© Copyright: Милла Синиярви, 2008
Свидетельство о публикации №208101700205
Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Редактировать / Удалить
Рецензии
Написать рецензию
"Пишите так, чтобы вас украли" - сказала одна писательница, автор Проза.ру

Я полностью согласна! Эта зарисовка о текстах и личностях.

Милла Синиярви   17.10.2008


Рецензии